СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система счисления – это способ записи чисел  по определенным правилам с помощью специальных знаков – цифр. Позиционные системы счисления и непозиционные системы счисления

Просмотр содержимого документа
«Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»

Системы счисления в заданиях ОГЭ Автор: Крымова Татьяна Анатольевна, учитель информатики  МАОУ Каскаринская СОШ

Системы счисления в заданиях ОГЭ

Автор: Крымова Татьяна Анатольевна, учитель информатики МАОУ Каскаринская СОШ

Система счисления Система счисления – это способ записи чисел по определенным правилам с помощью специальных знаков – цифр .       Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами . Алфавит  – это набор цифр . {0, 1, 2, …, 9} Числа: 523 1010011 CXL Цифры: 0, 1, 2, 3,… 0,1 I, V, X, L, …

Система счисления

Система счисления – это способ записи чисел по определенным правилам с помощью специальных знаков – цифр .

Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами .

Алфавит – это набор цифр . {0, 1, 2, …, 9}

Числа:

523

1010011

CXL

Цифры:

0, 1, 2, 3,…

0,1

I, V, X, L, …

Позиционные системы счисления свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС? свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС? A=a n a n-1 . . . a 2 a 1 a 0 где a n ,  a n-1 , . . .  a 2 ,  a 1 ,  a 0  - значащие цифры числа  какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни?  какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни? свернутой формой представления чисел (1945)

Позиционные системы счисления

  • свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?
  • свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?

A=a n a n-1 . . . a 2 a 1 a 0

где a n , a n-1 , . . . a 2 , a 1 , a 0 - значащие цифры числа

  • какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни?
  • какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни?

свернутой формой представления чисел (1945)

Задания на запись чисел в различных формах представления  Представить число А = 317 в развернутой форме записи 2 1 0 А = 3 · 10 2 + 1 · 10 1 + 7 · 10 0 А = 317  Представить число А 9 = 7 · 9 5 + 3 · 9 4 + 6 · 9 2 + 9 1 + 2  в свернутой форме записи А 9 = 73612 9

Задания на запись чисел

в различных формах представления

  • Представить число А = 317 в развернутой форме записи

2 1 0

А = 3 · 10 2 + 1 · 10 1 + 7 · 10 0

А = 317

  • Представить число А 9 = 7 · 9 5 + 3 · 9 4 + 6 · 9 2 + 9 1 + 2 в свернутой форме записи

А 9 = 73612 9

Позиционные системы счисления Основание системы счисления (N) - количество цифр (знаков), используемых для представления чисел Основание Алфавит Пример Двоичная система счисления 0, 1 N=2 N=2 1001011 2 Четверичная система счисления N=4 N=4 0, 1, 2, 3 2301 4

Позиционные системы счисления

Основание системы счисления (N) - количество цифр (знаков), используемых для представления чисел

Основание

Алфавит

Пример

Двоичная система счисления

0, 1

N=2

  • N=2

1001011 2

Четверичная система счисления

N=4

  • N=4

0, 1, 2, 3

2301 4

Позиционные системы счисления Основание Алфавит Пример Восьмеричная система счисления N=8 N=8 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 527 8 Шестнадцатеричная система счисления  10 11 12 13 14 15 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, C, D, E, F N=16 N=16 2F5 16

Позиционные системы счисления

Основание

Алфавит

Пример

Восьмеричная система счисления

N=8

  • N=8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

527 8

Шестнадцатеричная система счисления

10 11 12 13 14 15

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, B, C, D, E, F

N=16

  • N=16

2F5 16

Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р  Правило перевода методом последовательного деления:  необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя;  составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке. 10  2 19 2 19 = 10011 2 18 2 9  8 2 1 4  4 1 2 2 система счисления  2 0 1 0

Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р

Правило перевода методом последовательного деления:

  • необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя;
  • составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке.

10 2

19

2

19 = 10011 2

18

2

9

8

2

1

4

4

1

2

2

система счисления

2

0

1

0

Задания на переводы чисел из десятичной СС  Перевести число 23  в двоичную систему СС 2-мя способами а) методом подбора 23 = 2 4 + 2 2 + 2 1 + 2 0 16 1 0 1 1 1 7 4 3 2 23 = 10111 2 1

Задания на переводы чисел из десятичной СС

  • Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами

а) методом подбора

23

= 2 4

+ 2 2

+ 2 1

+ 2 0

16

1 0 1 1 1

7

4

3

2

23 = 10111 2

1

Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления Правило перевода:  представить число в развернутой форме;  вычислить сумму ряда. Полученный результат является значением числа  в 10-ой СС.  Пример: число 3201 5 перевести в 10-ую СС  3201 5 = 3 2 1 0 3 · 5 3 + 2 · 5 2 + 0 · 5 1 + 1 · 5 0 = = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426 3201 5 = 426

Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления

Правило перевода:

  • представить число в развернутой форме;
  • вычислить сумму ряда.

Полученный результат является значением числа в 10-ой СС.

Пример: число 3201 5 перевести в 10-ую СС

3201 5 =

3 2 1 0

3 · 5 3 + 2 · 5 2 + 0 · 5 1 + 1 · 5 0 =

= 3 · 125 + 2 · 25 + 1

= 426

3201 5 = 426

Задания на переводы чисел в десятичную СС  Число 101011 2 перевести в 10-ую СС 101011 2 = 43  Вычислить сумму чисел 1021 3 + 210 5 ,  ответ представить в десятичной СС Ответ: 89 Ответ: В  Найти наименьшее из чисел В = 11 15 С = 10101 2 D = 121 9 А = 1021 3 34 16 21 100

Задания на переводы чисел в десятичную СС

  • Число 101011 2 перевести в 10-ую СС

101011 2 = 43

  • Вычислить сумму чисел 1021 3 + 210 5 , ответ представить в десятичной СС

Ответ: 89

Ответ: В

  • Найти наименьшее из чисел

В = 11 15

С = 10101 2

D = 121 9

А = 1021 3

34

16

21

100

Задачи на различные переводы чисел «16» 1 0 «8» 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 1 1 0 1  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В С D E F

Задачи на различные переводы чисел

«16»

1

0

«8»

1

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В С D E F

Задачи на различные переводы чисел  1. Переведите число 204 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.   2. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 1010101. Запишите это число в десятичной системе. 3. Переведите число 73 из вось­ме­рич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. 4. Переведите число FE из шест­на­дца­те­рич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. 5. Переведите дво­ич­ное число 1110101 в де­ся­тич­ную систему счисления.

Задачи на различные переводы чисел

1. Переведите число 204 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.

2. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 1010101. Запишите это число в десятичной системе.

3. Переведите число 73 из вось­ме­рич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления.

4. Переведите число FE из шест­на­дца­те­рич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления.

5. Переведите дво­ич­ное число 1110101 в де­ся­тич­ную систему счисления.

Фамилия, Имя ______________________________ А1. Вычислите значение суммы в десятичной С.С:  10 2 + 10 4 + 10 6 + 10 8 = ?  1. 22 2. 20 3. 18 4. 24 А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является:  1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101 А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25?  1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как  101. Укажите это основание.  1. 2 2. 3 3. 4 4. 8 В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых.  В какой системе счисления такое возможно?  8 C .С. В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания.  А = 203 4 В = 10101 2 С = 135 6 САВ

Фамилия, Имя ______________________________

А1. Вычислите значение суммы в десятичной С.С:

10 2 + 10 4 + 10 6 + 10 8 = ?

1. 22 2. 20 3. 18 4. 24

А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является:

1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101

А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25?

1. 1 2. 2 3. 3 4. 4

А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 8

В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых. В какой системе счисления такое возможно? 8 C .С.

В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания.

А = 203 4 В = 10101 2 С = 135 6 САВ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!