Проблема использования дискуссии в учебном процессе на протяжении многих веков находилась в центре внимания философов, педагогов и методистов. Еще в Древней Греции использовался метод вопросов и ответов (диалектический диалог), позже получивший название «сократической беседы». Выдающиеся философы Платон и Аристотель немаловажную роль отводили изучению дискуссионно-диалогического аспекта решения спорного вопроса.
Настоящее развитие дискуссии приобрели в средневековых университетах, где была разработана система их проведения и сформулированы главные требования к организации различных видов дискуссии.
В начале ХХ века дискуссия привлекла внимание методистов и практикующих учителей в связи с поиском новых методов обучения, а в 70-80 годах – как метод, с помощью которого реализовывалось проблемное обучение.
В конце прошлого столетия дискуссию начали рассматривать в контексте интерактивных технологий и моделей обучения, была создана классификация и описаны способы организации и проведения различных видов дискуссий.
В современной зарубежной и отечественной педагогической науке нет единого взгляда на сущность дискуссии как дидактической категории. Одни авторы (М. Кларин, С. Мельникова, Л. Яворская) считают ее формой организации обучения. Другие исследователи (Ю. Бабанский, Б. Лихачев, А. Савченко, С. Смирнов) рассматривают дискуссию как метод обучения, но относят ее к разным группам методов.
Дискуссии начали широко использоваться в школьном обучении в течение последнего десятилетия ХХ века Ю. Бабанским, С. Гончаренко, В. Оконь и другими. В контексте развития общественного образования дискуссию изучали П. Вербицкая, Курилов, Пироженко. К.Бабанов рассматривал дискуссию как модель обучения в школе; М. Короткова, А. Степанищев и В. Рудня изучали вопросы организации и проведения разных видов дискуссий; особенности понятий «диспут» и «дискуссия» определили Р. Осадчук, А. Фидря, В. Приходько; особенности организации отдельных видов дискуссии: круглого стола и прений описали Г. Головченко и И. Сущенко.
Понятие «дискуссия» происходит из лат. discussion, от discutio – рассматриваю, исследую. 1. Публичное обсуждение какого-либо вопроса. 2. Переносно – спор (Мельничук А.С. «Словарь иностранных слов»).
Современный толковый словарь дает следующее объяснение слову «дискуссия»: (лат. discursus-рассуждение). 1.Совокупность высказываний, относящихся к определенной проблематике; размышления для установления истины; 2. Ораторская речь; дискурсивный – осуществляется путем логических соображений.
Дискуссия – это одно из средств обучения решению различных проблем, принятию решения и общению. Она сосредотачивает внимание участников на содержании, обеспечивает повторение языковых форм, навыков и умений, позволяет учащимся выражать свое отношение к предмету дискуссии: удовлетворение, возмущение, заинтересованность, недоумение. Учитель должен создать такую ситуацию, чтобы побуждать учащихся к альтернативному участию.
Дискуссии являются важнейшим средством познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Они в значительной степени способствуют развитию практического мышления, позволяют определить собственную позицию, формируют навыки отстаивать свое мнение, углубляют знания по поставленной проблеме. Современная дидактика признает огромную образовательную и воспитательную ценность дискуссий.
В зависимости от учебно-воспитательной цели и характера полученных знаний из уроков-дискуссий выделяют следующие типы:
дискуссия-размышление (взятая за основу обсуждения проблема имеет несколько способов разрешения, что позволяет сформулировать различные варианты выводов, основанные на субъективных позициях учащихся);
дискуссия-доказательство (целью является обоснование и практическая проверка определенного тезиса, суммы знаний, сформулированной при изучении темы);
дискуссия-обобщение (в основе – проблема, решение которой позволяет обобщить, систематизировать знания учащихся);
дискуссия-имитация (моделирование фрагментов научных дискуссий, например, защита ученических научных докладов на заседаниях МАН, где проходит полемика с оппонентами).
В процессе организации урока-дискуссии целесообразно выделить три этапа:
1. Подготовка к дискуссии. (Презентация темы, распределение опережающих задач, постановка ориентировочных задач, проведение инструктажа).
2. Проведение урока. (Соблюдение установленных правил дискутирования, чтобы урок не превратился в хаотический спор. Учитель должен руководить развитием мысли, делать обобщения, следить за временем, выделять аргументы, которые нужно записать. Он должен также анализировать языковое оформление ученических выступлений).
3. Итоги обсуждения. (Учитель должен воспользоваться такими видами и формами работы, как обобщающий семинар, произведение полемического характера, письменное анкетирование, тестирование по результатам дискуссии).
Итак, во время тщательно подготовленного урока-дискуссии, когда все вопросы направлены на формирование, выявление и презентацию индивидуальной позиции ученика, когда они аргументируют высказанные мнения, иллюстрируют цитатами из прочитанных произведений, с уважением выслушивают других, развиваются умения и навыки самостоятельного анализа и критического осмысления материала, умение убеждать, толерантно относиться к противоположным взглядам, обобщать, делать выводы.
На одном уроке целесообразно обсуждать не более пяти вопросов.
Важное место после организации дискуссии имеет культура речи. Ведь не так уж много людей в ходе спора умеют придерживаться элементарной культуры речи. Это в первую очередь касается использования безобидных, дипломатических формулировок и т.п., это касается умения выражать лаконично свое мнение, не допускать двузначной трактовки своих высказываний и позиций.
Важное место также следует уделить времени выступлений сторон, ведущих дискуссию. Нельзя, чтобы у одной стороны было больше времени для выступлений.
Желательно избегать ситуаций, когда кто-нибудь из сторон переходит на силовые методы ведения дискуссии. Сила голоса – это еще не решение проблемы, это не лучший способ разрешения спора.
Нельзя ни в коем случае при дискуссиях использовать непозволительные методы ведения споров: оскорблять друг друга, намекать на какие-то определенные негативные стороны друг друга, не имея конкретных доказательств или относя к спору вещи, не имеющие логического отношения к рассматриваемым вопросам.
Дискуссию как учебную форму работы со школьным коллективом не нужно превращать в псевдообсуждение, псевдопоиск тех задач, которые известны учителю. Дискуссия должна быть проблемной.
Мировой педагогический опыт накопил ряд приемов организации обмена мнений, являющихся свернутыми формами дискуссии. К ним относятся:
«круглый стол»: беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (до 5 человек), происходит обмен мнениями как между учащимися, так и с «аудиторией» (остальный класс);
«заседание экспертной группы» («панельная дискуссия»): совместное обсуждение выдвинутой проблемы участниками группы (4-5 учащихся с определенным заранее председателем) и обсуждение доклада (достаточно краткого, в котором каждый докладчик выражает свою позицию);
"форум": обсуждение, напоминающее "заседание экспертной группы", в ходе которого эта группа обменивается мнениями с "аудиторией";
"дебаты": формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений участников-представителей двух противоположных команд-соперников и возражений к этим выступлениям Вариантами такого обсуждения являются "британские дебаты", напоминающие процедуру обсуждения проблемных вопросов в Британском парламенте;
«заседание суда»: обсуждение, имитирующее слушание дела в суде, на котором четко распределяются роли всех участников.
Среди форм учебной дискуссии можно выделить и «технику аквариума» – особый вариант организации группового взаимодействия.
Кларин считает, что именно такой вариант дискуссии делает акцент на процесс презентации точки зрения и ее аргументации и предлагает следующую процедуру работы по «технике аквариума»:
постановка проблемы перед классом;
учитель распределяет класс на группы, сидящие в кругу;
учитель или сами участники выбирают того, кто будет представлять позицию целой группы;
группы быстро обсуждают проблему, чтобы прийти к согласию;
представители групп собираются в центре класса и отстаивают свои позиции; помогать разрешается только записками, где сформулированы указания;
учитель разрешает представителям взять «тайм-аут» для консультаций;
обсуждение заканчивается либо по истечении назначенного времени, либо после решения проблемы;
проводится критическое обсуждение техники аквариума целым классом.
Ученые справедливо называют дискуссию "торжеством всей методики учителя". Модель обучения на основе дискуссии является одним из характерных воплощений линии дидактических исследований, которая связана с организацией проблемного обучения, ориентирована на творческий поиск, всестороннее раскрытие каждого ученика как неповторимой личности и дает возможность решать следующие проблемы:
реализация гуманитарной парадигмы в процессе дискуссии как одного из важных условий для внедрения новой системы образования и воспитания;
обогащение учащихся общечеловеческими духовными ценностями;
педагогическое общение на уроке как возможность сбалансировать влияние общих норм сожительства.
Главной чертой дискуссии, по мнению М.Н. Кларин, есть то, что она имеет целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины.
Дискуссия вводит школьников в сложный, противоречивый мир человеческих отношений, побуждает к личному поиску истины и восприятию определенной модели поведения. Собственные мнения проверяются, корректируются в непосредственном общении. Педагогический процесс, спроектированный на будущее, должен строиться по принципу диалога или полилога и быть богатым на импровизацию.
При использовании дискуссионных методов школьники стремятся к самостоятельному творческому поиску, пробуждающему радость, возбуждающему чувство достоинства, самоуважения, что, в свою очередь, помогает достичь лучших результатов и увеличить мотивацию обучения.