Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Дисперсные системы»
Выполнила: Бардаченко Т.В.
2013 г.
Тема урока: Дисперсные системы
Цели урока:
- образовательные: сформировать понятие о дисперсных системах, дисперсной фазе и дисперсионной среде, классификации дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, грубодисперсных (эмульсии, суспензии и аэрозоли) и тонкодисперсных (гели и золи) системах; систематизировать и обобщить сведения о составе вещества и смесей раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества;
- воспитательные: формирование элементов мировоззрения посредством подтверждения на конкретных примерах таких категорий как раствор (истинный, дисперсный), формирование представлений о единстве мира органических и неорганических веществ путем рассмотрения примеров дисперсных систем; формирование представлений о химии как о прикладной науке путем рассмотрения вопросов, связанных с практическим значением дисперсных систем для деятельности человека;
- развивающие: развитие кругозора учащихся; развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: образцы препаратов бытовой химии (различные аэрозоли, водоэмульсионные краски), вода, растительное масло, реактивы по карте-инструкции, минералы и горные породы, белок, спирт, спиртовка
Методы: рассказ, фронтальная беседа, выполнение лабораторного опыта, тест.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Переход к изучению нового материала.
3.Изучение нового материала.
Вы знаете из ранее изучаемого материала, что большинство
веществ в природе являются смесями. Вспомните, как можно описать
чистое вещество?
Абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное
количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: их
температуру кипения, электро - и теплопроводность, реакционную
способность и т.д.
В современной прикладной химии получение чистых задач является одной
из важнейших задач.
Учитель: Давайте попробуем растворить различные вещества в воде.
Проведем маленький эксперимент. У вас на столах имеются растворы и смеси.
Практическая часть:
1 группа - смесь глины с водой
2 группа - раствор сахара с водой
3 группа - раствор белка
5 группа - смесь силикатного клея и воды
6 группа - смесь молока с водой
7 группа — смесь растительного масла с водой.
Каждая группа работает согласно эксперименту. Данные растворы и смеси смешивают с водой, которая налита в химические стаканы и тщательно перемешивают стеклянной палочкой.
Вопрос 1. Что вы наблюдаете? Почему полученные вами растворы такие разные?
У одних растворы прозрачные, у других мутные, у некоторых вообще не растворяются данные вещества. Что это означает (мы получили однородные и неоднородные системы). Однородные - это гомогенные системы, рассматриваем примеры по проведенным экспериментам. Неоднородные - это гетерогенные системы, также рассматриваем примеры. Однородными системами называются растворы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходит физические и химические взаимодействия. Это мы наблюдаем каждый день, например, когда смешиваем сахар или соль с водой.
Однако, некоторые вещества с водой (например, глина, раствор масла, клея) образовали мутные, на вид неоднородные системы - гетерогенные, которые называются суспензиями, эмульсиями, взвесями.
Дисперсными называют гетерогенные системы в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого
Дисперсная система включает в себя два обязательных компонента – это дисперсионная среда, в объеме которой распределены частицы (дисперсная фаза), которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде. (запись в тетради) . Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее.
Д.С.
Дисперсная фаза дисперсная среда
(мелко раздробленное вещество) (однороднове вещество, в котором распределена
д. фаза)
Примеры д.с : мел + вода, туман, дым, смог, определить дисперсную среду и дисперсную фазу
Дисперсные системы окружают нас повсюду. Вопрос 2. Какие дисперсные системы вы знаете? (предполагаемый ответ: к ним относятся воздух, вода, пищевые продукты, косметика, лекарства). Правильно, сюда же относятся природные тела (горные породы, организмы растений и животных), а также разнообразные строительные и конструкционные материалы.
В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсной фазы можно выделить 9 видов таких систем.
Парная работа со слайдами. Определить тип дисперсной системы.(заполнение таблицы)
Пример оформления таблицы:
Среда/фаза | Газ (пузырьки) | Жидкость (капли) | Твердые частицы |
Газообразная | Воздух, природный газ | Туман, облака, аэрозоли. | Пыль, дым. |
Жидкая | Пены, лимонад. Дезодоранты лаки, дифлофосы, | Лимфа, молоко, эмульсия жира. | Желе, взвесь глины, лекарства, акт уголь |
Твердая | Кирпич, снег, пористый шоколад. Хлебобулочные изделия | Грязи, мази, губная помада. | Горные породы, чугун, цветные стекла. |
Дисперсные системы классифицируют по размеру частиц
Д.С.
Грубодисперсные системы
размер частиц больше или равно 100нм тонкодисперсные системы
(истинные растворы)
(эмульсии синтомициновая эмульсия. – лекарство,молоко.
Лимфа водоэмульсионная краска
битумный материал строительные
эмульсии, на основе эмульсий
получают полимеры каучук полистирол поливинил ацетат
- суспензии дисперсная фаза твердая не растворимая в дисперсионной среде она жидкая
Известковое молоко, ил речной и морской мел и вода суспензии называют взвесями)
Коллоидные растворы
(золи, гели, пасты)
Грубодисперсные системы это непрозрачные системы, частицы видны невооруженным глазом, отстаиваются, у жидкостей видна граница раздела.
Грубодисперсные системы делятся на
- эмульсии (молоко, лимфа, нефть)
- суспензии (мел + вода, известковое молоко + вода, глина + вода
Грубодисперсные системы очень высокой дисперсной фазы называют пастами пасты помады, тушь
Коллоидные системы относятся к тонкодисперсным и имеют размер частиц от 100 нм до 1 нм. Коллоидная частица называется мицеллой она имеет довольно сложное строение состоящее из частицы гранулы и диффузного слоя гранулы могут иметь и положительный и отрицательный заряд это в зависимости от избытка одного из реагентов в случае образования коллоидного раствора из нитрата серебра и хлорида натрия при избытке нитрата серебра гранула имеет положительный заряд при ихбытке хлорида натрия гранула отриц заряжена
Сообщение о распр коллоидных систем
Для формирования понятия «Коллоидные системы и их характеристика» идет показ слайдов.
(Учитель объясняет причину того, почему природа отдает предпочтение коллоидным системам. Вещество коллоидного состояния имеет большую площадь поверхности раздела между фазами, что способствует лучшему протеканию обменных процессов.
Коллоидные системы подразделяются на золи и гели
Золи – коллоидные растворы с изолированными друг от друга частицами фазы и дисперсионной среды
пример кремниевая кислота опыт
Гели - коллоидные системы с соприкасающимися частицами фазы и дисперсионной среды это студенистые тела частицы дисперсной фазы соединяются между собой в рыхлую пространственную сетку в ячейках которых содержится дисперсионная фаза система лишена летучести
Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень (интерактивная схема)
Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. КА жидкости, гели текучи и пластичны, хотя они могут сохранять форму, как тв. тела, и могут быть сравнительно прочны и упруги. Эти свойства гелей обусловлены существованием в них пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы, связанными между собой силами различной природы. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля (запись в тетради, интерактивная схема).
Идет рассказ о том, что коллоидные растворы внешне похожи на истинные растворы. Коллоидные отличают от последних по образующейся «светящейся дорожке» – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
Более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы отражают свет от своей поверхности, и наблюдатель видит в сосуде с коллоидным раствором светящийся конус. Аналогичный эффект, но только для аэрозольного, а не жидкого коллоида, можно наблюдать в кинотеатрах при прохождении луча света от киноаппарата через воздух
Почему при взаимных сталкиваниях коллоидные частицы не слипаются? При каких условиях происходит слипание коллоидных частиц и их оседание из раствора. Лабораторный опыт
Исследование влияние химических веществ и нагревания на дисперсные системы (раствор белка). Необходимое оборудование и реактивы: спиртовка, держатель, спички, пробирки (2 шт), штатив для пробирок, химический стакан, раствор белка, стеклянная палочка, спирт этиловый.
при нагревании белка, мы видим свертывание и выпадение в осадок, такой же эффект и при воздействии спиртом – белок свернулся и выпал в осадок. Вывод: изменение условий окружающей среды влияет на состояние дисперсной системы.
Учитель. Явление слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок называется коагуляцией (скисание молока, действие пищеварительных соков на пищу, яичница)
4. Подведение итогов урока
5. Первичное закрепление знаний. Тест.
6. Домашнее задание: параграф 10 № 1, 2, 3