СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение как средство эффективной самостоятельной работы студентов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в сфере образования. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для организации учебной деятельности, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Педагогические технологии, такие как проектная методика, использование Интернет - технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение как средство эффективной самостоятельной работы студентов»




Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Рязанский многопрофильный колледж»



Технология



Дистанционное обучение как средство эффективной самостоятельной работы студентов





Разработана

преподавателем информатики

Глазковой О. А.








СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………… 3

  1. Понятие дистанционного обучения и образования…………. 4

  2. Потребности развития дистанционного образования (ДО) в системе среднего профессионального образования (СПО)…. 5

  3. Использование компьютерных, сетевых и телекоммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов……………………………………………………….. 7

  4. Методики очно-дистанционного обучения……………………..12



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям. В силу сложных экономических условий студенты старших курсов университетов и техникумов вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. Поэтому одна из главных задач модернизации обучения – достижение нового современного качества образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.

Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения может не дать желаемого результата и качества профессионального образования 100%.

Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно - образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

В самое последнее время наметилась тенденция к большей определенности. Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol Используемый в Internet протокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной почты и т.п.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п. Средств для этого вполне достаточно, учитывая разнообразие уже созданных компьютерных технологий. И здесь, видимо, уже скоро возникнет необходимость в стандартизации подходов.



1. Понятие дистанционного обучения и образования

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, скайпу, а также очно.

В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственной работой, т.е. дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.

Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что обучающиеся могут быть периодически отдалены от преподавателя в пространстве, но в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.


А также методы дистанционного образования делают работу преподавателя творческой, более свободной, предоставляют возможность самому решать как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У преподавателя высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки, появляется возможность работы по совместительству. Позволяет привлечь к преподаванию опытных немолодых преподавателей, женщин имеющих маленьких детей, специалистов с производства.

Цели дистанционного образования – это процесс внедрения в процесс обучения новейших современных информационных технологий, приобщение студентов к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.

2. Потребности развития дистанционного образования (ДО) в системе среднего профессионального образования (СПО).

Очевидно, что оценка потребности в дистанционном образовании непосредственно зависит от трактовки понятия дистанционного образования как специалистами, производящими оценку, так и общественным мнением. Можно уверенно утверждать, что социальные ожидания и запросы, связанные с ДО, и в профессиональной среде работников образования, и у социальных групп, заинтересованных в получении образования, основываются на трёх общепринятых определяющих характеристиках ДО:

  1. Дистанционное образование, по буквальному смыслу названия, - это образование на расстоянии, или так называемое "удалённое образование", в котором очные и синхронные занятия с преподавателем сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Отсюда непосредственно следует, что ДО - это, в своей основе, самостоятельное образование (самообразование). Однако в отличие от самообразования как такового, ДО включает в себя обратную связь с преподавателем;

  2. Дистанционное образование, как правило, должно быть организовано по модульному принципу. Это означает, что курсы обучения в ДО слагаются из относительно самостоятельных блоков - модулей, что позволяет менять как последовательность, так и продолжительность прохождения курсов, создавая возможность для более быстрого или, напротив, растянутого во времени обучения. Эта характеристика также непосредственно связана с буквальным смыслом понятия ДО, обеспечивая большую независимость получения образования как от обстоятельств места, так и от строго определённых интервалов времени;

  3. Дистанционное образование, опять-таки в соответствии со своим понятием, использует самые современные технические средства и информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать, а главное, быстро передавать на любые расстояния большие массивы информации. Получение же информации (сведений, знаний) на расстоянии - это, по определению, и есть ДО или, во всяком случае, существенная составляющая ДО.

Таким образом, потребность в ДО - это потребность в форме получении образования, не связанной жёсткими обстоятельствами места и времени и основанной на самостоятельной работе и возможностях современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий.

Независимо от уровня и вида образовательных программ, по которым происходит обучение, очевидно, что в такой форме получения образования объективно испытывают потребность две значительные по численности социальные группы: лица, желающие или вынужденные совмещать обучение с иной деятельностью (чаще всего, профессиональной), и лица с ограниченной мобильностью. Это означает, что при внедрении методов дистанционного образования в систему среднего профессионального образования можно получать желаемые результаты и качество образования порядка 100%, а также не терять контингент по причине неуважительных пропусков и неаттестации по предметам теоретического цикла.

3. Использование компьютерных, сетевых и телекоммуникационных технологий в самостоятельной работе студентов.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в сфере образования. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, дают совершенно новые возможности для организации учебной деятельности, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Педагогические технологии, такие как проектная методика, использование Интернет - технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Известно, что сеть Интернет не проектировалась специально для системы образования, но поскольку она удовлетворяет основным требованиям дидактики, предъявляемым к техническим средствам обучения, то учебные заведения во всем мире воспользовались ее полезными дидактическими свойствами.

Мне как преподавателю «Информационных технологий в профессиональной деятельности» ежедневно приходится решать большое количество проблем и вопросов, в частности: как сделать преподавание дисциплины наиболее эффективным; как сохранить устойчивый интерес, повысить мотивацию к изучению средств ПК, помочь студентам обладать навыком работы не только в сети, но и в любой профессиональной системе. Немаловажную роль в улучшении качества усвоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», я отвожу самостоятельному приобретению знаний.

Новые информационные технологии обладают большим педагогическим потенциалом, но еще мало изучены реальные возможности использования сетевых технологий как одного из основных средств интенсификации самостоятельной работы при изучении любой дисциплины.

В условиях быстрого старения информации в рамках традиционного очного обучения современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса и активизации самостоятельной работы студентов. Особый интерес представляет развитие новой формы дистанционного обучения, а именно: сочетание традиционного очного обучения и применения дистанционных технологий. В рамках аудиторного занятия преподаватель может проводить консультации, частично контролировать деятельность обучающихся. А вот промежуточный контроль проходит дистанционно и осуществляется с помощью разнообразных средств Интернета: по электронной почте или с помощью web-форумов. Таким образом, основной формой обучения и контроля является очная, а дистанционная форма выполняет дополнительную функцию и выступает как продолжение очного образования, средства же информационно-коммуникационных технологий используются как в очной, так и в дистанционной форме обучения, поскольку информация, размещенная на сетевых электронных носителях, «не делает обучение само по себе дистанционным».

В соответствии с целью своей работы считаю целесообразным обозначить самостоятельную работу, как зарождение отдельных элементов дистанционного обучения, как очно-дистанционное, имеющее место при традиционной форме обучения.

Общим здесь может выступать то, что значительная доля учебной работы студентов строится на элементах самостоятельности, автономности и даже независимости обучения. Создание такой обучающей среды, на мой взгляд, предоставляет возможность обучаемым для получения знаний и навыков, как самостоятельно, так и при участии преподавателя. В конечном счете, очно-дистанционное обучение, как и традиционное очное, направлено на «собственное отрицание, на снятие обучения в учении. Если принять формирование у обучаемых способности к самостоятельной деятельности как важную задачу обучения, получится, что доля педагогического руководства (преподавателя) в движении от курса к курсу будет уменьшаться, а учение будет все больше принимать форму автономной независимой познавательной деятельности, которая уже в большей степени связана с дистанционной формой обучения.

Одним из необходимых условий готовности обучающегося к самостоятельной работе является его психологическая, теоретическая и практическая готовность.

К сожалению не каждый преподаватель учебного заведения СПО имеет возможность использовать программно-аппаратное оборудование и каналы телекоммуникации для использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе. Существуют и другие причины, препятствующие внедрению информационных и сетевых технологий в самостоятельный образовательный процесс студентов, например: проблемы создания учебных пособий и материалов для ДО.

Но все же использование компьютерных сетей, электронных образовательных сред в самостоятельной подготовке студентов предполагает организацию нестандартных педагогических практик в системе профессионального образовательного процесса.

В основе моей методики лежит « метод проекта». При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Метод проекта дает возможность быстро и эффективно повысить квалификацию в самых разных областях знаний на основе дистанционных форм самообучения по свободному графику. Я предполагаю использование мультимедийных технологий с целью самостоятельной подготовки студентов. Выполнение и презентация проектов дает обучающимся с разным уровнем владения компьютером возможность раскрыть свои профессиональные возможности, не стесняясь своих сокурсников.

            Актуальность использования мультимедийных средств в образовании отражается в государственных документах. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, принятой и утвержденной правительством РФ, одним из важнейших целевых индикаторов рассматривается доля студентов, получающих образование с использованием информационных технологий, которая, как прогнозируется, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы и показателями социально-экономической эффективности считается удельный вес  численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения, удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам.

   Изучение возможностей мультимедиа в медиаобразовании обучающихся свидетельствует о том, что мультимедиа может быть использовано как средство медиаобразования, и как средство обучения дисциплине, так как средство медиаобразования мультимедиа направлено на формирование медиакомпетентности студентов, на формирование умений получать, критически оценивать и самостоятельно создавать сообщения. Будучи средством обучения, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения.

Одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.

Подготовка к любому занятию с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов занятия в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж преподавателя в глазах студентов.

Проекты, организованные на основе компьютерных телекоммуникаций и направленные на достижение общего результата совместной деятельности, относятся к межпредметным проектам.

Результаты их выполнения должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, мультимедийная презентация, электронный доклад, реферат и т.д.). Так, проекты, требующие знания инструментальных программ Windows Movie Maker, Microsoft Power Point и др, необходимы, например для студентов, чья профессиональная деятельность будет связана с сферой общественного питания и сервиса.

Организация выставки готовой продукции ПОП или кондитерского цеха, создание видеоролика своей продукции и сервиса, все эти навыки требуют не только знания кулинарии и организации производства, но и умения использовать Интернет-технологии в своей профессиональной деятельности.

В ходе решения какой-либо проектной проблемы обучающимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: экономики, истории, географии, родного языка, иностранных языков, оборудования ПОП, технологии приготовления мучных кондитерских изделий и т.д.

Необходимым условием выполнения проекта является размещение в одном ролике: слайдов, видео, вставки различных титров по теме, эффектов и звука, а также закадровый текст. Единственным ограничением для обучающихся делаю время, отведенное на проект. Оно не должно превышать 7 минут. Студенты могут работать самостоятельно и в группе, состоящей, как правило, из двух-трех обучающихся.

Групповая работа подразумевает разделение на несколько этапов:

  • определение темы

  • определение программы видеомонтажа

  • разработка сценария

  • поиск слайдов и видео

  • определение способа записи звука.

  • запись видео и монтаж.

Каждому обучающемуся в группе дается определенное задание, которое оценивается разным количеством баллов.

Для поиска информации и видеоматериала используются сайты Интернета.


Использование презентаций, на мой взгляд, приводит к целому ряду положительных эффектов:


  • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор студентов;

  • повышает производительность труда преподавателя и студентов на занятии.


А также, с появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков)  открылась возможность включения в занятие фрагментов видеолекций. Благодаря учебным дискам студенты могут самостоятельно получать информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.


  1. Методики очно-дистанционного обучения

Дистанционная форма - это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем и другими обучающимися. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности дистанционного обучения, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.
Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому, я считаю неправильно говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науки точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д.
При очно- дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.

В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и  асинхронного обучения.


Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимися в реальном времени, а только, например по электронной почте, форум или сайт.
С развитием дистанционного обучения, когда общение между обучающимися и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости тех или иных методик для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.
Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя. Преподаватель выступает своего рода «тягачом», вовлекающего и «тянущего» за собой своих обучающихся.
При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на обучающегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.
В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!