Формы и методы теоретических знаний на уроках физкультуры. Урок № 1
для уч- ся 10 класса
Оздоровительная система Н. М. Амосова . Оздоровительная система ходьбы и бега
По К.Куперу.
Рассказ учителя об оздоровительной системе Н. М. Амосова.
На основе современных представлений об интенсивности и объеме физической тренировки сложилось несколько систем оздоровительных занятий физ. Упражнениями, пользуется популярностью система, разработаная и преминяемая на протяжении многих лет известным врачем кардиологом Н. М. Амосовым. Он включает комплекс гимнастических упражнений для основных суставов и укрепления мышечных групп, а так же бег для тренировки сердечной и дыхательной системы.
Продолжительность занятий 40 мин, в неделю 5-7 занятий в возрасте от 12 до 30 лет – при максимальном пульсе 165 – 170 уд. в мин.
Комплекс физических упражнений:
Упр.1 и. п. с. с. –Наклоны туловища вперед. Касаясь пальцами пола. Доз. = 100раз
Упр.2 и.п. с. с.- Наклоны туловища влево, вправо (поочерёдно руки скользят вдоль туловища) Доз. = 50 раз в каждую сторону.
Упр.3 и. п. с. с. – руки на пояс – повороты туловища влево и вправо Доз. = 50 раз.
Упр.4 и. п. с. с. – руки перед грудью. Рывки руками назад. Доз. = 100раз.
Упр.5 и. п. с. с. - поднять руки через стороны вверх . Доз. = 100раз.
Упр. 6 и. п. с. с. – придерживаясь за спину стула – приседание – 100 раз.
Упр.7 и. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища – поднять прямые ноги вверх. Доз. = 50 раз.
Упр.8 и. п. – упор лёжа – сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола. Доз. = 50раз.
Выполнять каждое упражнение 5- -100 раз могут не все, поэтому рекомендуется начинать занятия с 5 – 10 повторений, прибавляя по 1 разу каждый последующий день.
Урок № 2
Система бега по Н. М. Амосову.
Рекомендуется молодым людям, имеющим хорошую физическую подготовку.
1 –я неделя = 1500м. бега за 17 мин2- я неделя = 1500м. за 16 мин.
3 –я неделя = 1500м. за 15 мин. 4 – я неделя = 1500 м. за 14 мин.
5 – я неделя = 1500 м. за 13 мин. 6 – я неделя = 1500м. за 12 мин.
7 – я неделя = 1500м за 14 мин.
Система Кента Купера ( американский врач) предлагает тренировки по оздоровительной ходьбе.
За неделю надо набрать 30 очков. Им предложен также контрольный тест за 12 мин. Ходьбы и бега, по которому можно определить и степень подготовленности.
Программа для начинающих
Недели | Дистанция | Время минуты секунды | Количество шагов при длине шага | К –во занятий в неделю | Очки |
70 см. | 80см. | 90см. |
1 | 1, 6 | 15. 00 | 152 | 133 | 118 | 5 | 5 |
2 | 1, 6 | 14. 00 | 163 | 143 | 126 | 5 | 10 |
3 | 1, 6 | 13. 45 | 166 | 145 | 129 | 5 | 10 |
4 | 2, 4 | 21. 30 | 159 | 140 | 113 | 5 | 15 |
5 | 2, 4 | 21. 30 | 159 | 140 | 113 | 5 | 15 |
6 | 2, 4 | 21. 30 | 167 | 146 | 131 | 5 | 15 |
| Программа 1 –й степени подготовленности |
7 | 3, 2 | 28. 00 | 163 | 143 | 127 | 5 | 20 |
8 | 3, 2 | 27. 45 | 164 | 144 | 128 | 5 | 20 |
9 | 3, 2 | 27. 30 | 166 | 145 | 129 | 5 | 20 |
10 | 3, 2 | 27. 30 | 166 | 145 | 129 | 5 | 22 |
11 | 3, 2 | 27. 30 | 166 | 145 | 129 | 3 | 22 |
12 | 4, 0 | 33. 15 | 172 | 151 | 134 | 4 | 46 |
| | | | | | | |
| |
|
Заниматься можно в любое время в зависимости от индивидуальных возможностей. Начинать занятие надо через 1.5 – 2 часа после еды.
Вопросы для закрепления.
1.Какую из систем вы можете взять для своей тренировки?
2. Что включает в себя требования по организации оздоровительной ходьбы
Урок № 3 Бадминтон
Эта спортивная игра полезна тем, что позволяет вырабатывать быстроту. Ловкость движений, выносливость и умение предвидеть действия соперника. Она хороша и тем, что в ней могут принимать участие два (одиночная игра) или четыре ( парная игра) участника. Играть в бадминтон можно в зале или на любой ровной площадке на свежем воздухе в любое время года.
Площадка и инвентарь для игры:
Размер площадки для игры в бадминтон 1340 см в длину и 610см в ширину. Длина сетки – 610см, ширина 76 см. Верхняя часть сетки крепится к стойках на высоте 155см. Сетка туго натягивается между стойками, чтобы в центре площадки её высота от поверхности была не менее 152см.
Вес ракетки 80- 100 грамм, вес волана 15 -20 гр, бывают изготовление из дерева и пластмассы. Не рекомендуется ракетку бросать о пол.
Основные правила игры в бадминтон:
Счет игры до 15 очков применяется при парных встречах и до 11 очков – при одиночных встречах детей и подростков.
Играют три партии. Право подачи во второй партии получает тот, кто выиграл первую.
Если проводится третья, решающая партия, то в середине счета при 8 и 6 очках игроки меняются сторонами.
Право первой подачи определяют по жребию.
В начале игры подающий и принимающий занимают каждый свое правое поле подачи. Если волан при подаче не попадает в нужное поле. То право подачи получает соперник. Счет в этом случае не меняется.
Очки начисляются в том случае, когда волан приземляется на площадке соперника в любом месте во время игры или когда соперник отбивает волан за пределы игровой площадки.
Дать ответы:
1.Назовите размеры площадки одиночной игры в бадминтон?
2. При каком счете во время игры в третей партии осуществляется переход?
После игры:
Расслабление мышц рук. 1. Стоя, поднять руки вверх, сжать пальцы в кулак и предельно напрячь мышцы на 3- 4 с.2. Стоя слегка наклонить вперед – напрячь и расслабить сразу мышцы рук и плеч и несколько раз встряхнуть кистями. 4 раз.
Расслабление мышц ног. 1.Стоя, на небольшом возвышении и держась рукой за опору, поднять одну ногу вперед, оттянуть носок, напрячь на 3-4 с все мышцы ног.
Расслабление мышц шеи и туловища. 1.Стоя, напрячь мышцы шеи на 2 -3 с. Затем, расслабляя мышцы, опустить голову вперед, и слегка покачать ею. 5 раз.
2. Лечь на спину, руки вдоль туловища. Напрягаясь, приподнять плечи и ноги, через 3-4 с. максимально расслабится 5 раз.
Прекрасными средствами восстановления являются водные процедуры ( душ, купание, баня).
Выполнить задание практически.
Урок № 4 Простейшие приемы самомассажа
Самомассаж доступен всем. Это можно проводить на уроке физкультуры, дома в свободное время. Самомассаж – полезное и эффективное средство снижения утомления. Повышения работоспособности. Он усиливает отток венозной крови и лимфы, помогает восстанавливать все системы организма после интенсивных физических нагрузок.
Основные приемы массажа применяются в следующем порядке:
- поглаживание ( выполняется одной или двумя руками, им начинается и заканчивается массаж)
- выжимание ( выполняется по тем же направлениям, что и поглаживание);
- разминание ( оттянутая от кости и прижатая к ней мышца энергично разминается пальцами)
- растирание ( производится по всем направлениям , особенно широко в области сустава)
- ударные приемы покалачивание ( легкие удары пальцами, слегка сжатые кулаки)
- похлопывание ( легкие удары прямыми, расслабленными пальцами со стороны мизинца)
- рубление ( выполняется ребром кисти с широко разведенными и расслабленными пальцами)
- потряхивание ( выполняется большими пальцем и мизинцем, действует успокаивающе)
Каждый прием массажа выполняется 3 – 5 раз. Общее время массажа не должно превышать 7 – 10 мин. Сначала массаж делают легко, мягко, затем постепенно увеличивают силу воздействия. Самомассаж выполняют сидя на стуле у стола. Массируют левую , а затем правую руку.
Задание:
1.Выполнить самомассаж практически.
Урок № 5 О формах организации физической культуры в режиме дня. Опираясь на занятия учащихся выяснить( вопросы к учащимся), какие формы физического воспитания вы знаете?
Гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий, физкультминутки, и их разновидности. Физкультурные паузы, производственная гимнастика, уроки физкультуры, секции, кружки, соревнования, спортивные праздники, конкурсы, викторины.
Анкета « Познай себя»
( с учетом выбранной профессии)
Фамилия. Имя, Отчество _____________________________________________
Год, число, месяц, рождения________________________________________
Ваш вес________________________ кг.
Какой вес вы можете поднять?
А) двумя руками__________ кг. Б) одной рукой____________________ кг.
5.Как можно проверить нагрузку на организм?
А) по самочувствию______________ б) по настроению____________
В) пот ЧССС ( пульс)______________ ( ответ «да» , « нет».
6. С какими оздоровительными системами знакомы ( или уже используете)?
А) йога__________ б) система Н. М. Амосова_______________
В) система П. Иванова_______________ г) К. П. Бутейко_______________________
Д) А. Н. Стрельникова ________________ ( написать «да», « нет».
7. какие упражнения ( по вашему убеждению) способствуют лучшей подготовке в избранной профессии?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите свои достижения в спорте; в беге на 60м _________________ сек, 100м ________ сек, в беге на 1000м___________, 1500м_____________________ сек. В прыжках с места в длину _____________, в подтягивании на перекладине__________
Кол. Раз (ю). Подымание туловища _________________ кол. раз (Д)
Вопросы № 5; № 6; №7 – оцениваются по пятибальной шкале за каждый правильный ответ. Итоги анкетирования сообщить по приходу в школу. Необходимость знаний подкрепить практическими занятиями на классе.
Урок № 6 Практические занятия « Все ли в порядке с сердцем?
Встать, измеряя пульс за 1 мин. – это П 1*, ( первоначальный пульс). Выполнить 20 наклонов вперед, касаясь пальцами рук пола за 1, 5 мин – П2*. Проверить пульс через минуту после упражнения – П 3*. Подсчитать общую сумму ударов по формуле:
П1 + П 2 + П 3 – 200
10
Если получений результат находится в пределах = от 0 до 3 – ваше сердце в прекрасном состоянии; от 3 до 6 – в хорошем; от 6 -9 – в среднем; от 9 -12 – в посредственном; более 12 – следует обратится к врачу. Выполнить задание практически
Урок № 7 Упражнения для глаз:
Рекомендуется выполнять через каждые полчаса или письма, чтобы сохранить хорошее зрение.
1.Поморгайте 15 – 20 раз. 2. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз 3 -5 раз.
3. Повращайте глазами сначала влево, затем вправо, 3 – 5 раз 4. Поморгайте – 10 раз
5.Крепко закройте глаза, надавливая веками на глазные яблоки. 6. Встаньте у окна. Наметьте на стекле точку напротив глаз. Один глаз закройте ладонью. Другим 5 с. смотрите на точку, затем в окно 6 -8 раз. каждым глазом. 7. Поднимите палец на уровне глаз. Закрыв один глаз, другим смотрите на палец, затем в даль.6-8 раз каждым глазом.
8. Поморгайте 20 раз.
Выполнять упражнения самостоятельно.
Предлагаю вам несколько правил общения:
*Никогда не берите без спросу чужого, делитесь с друзьями тем, что имеете;
*Если вы обидели друга, попросите у него прощения;
*Не держите обиды на других, не будьте злопамятными;
*Зовут играть – идите, не зовут – сами попроситесь участвовать в игре, это не стыдно;
*Играйте честно, не ябедничайте, не грубите, будьте опрятными, если вы добились успеха, не зазнавайтесь
Ответьте:
1.Какие правила вы применили к себе?