Просмотр содержимого документа
«Для родителе и учителей.»
Тема металлы 11 класс
Урок –обобщение : «Химические свойства металлов. Коррозия металлов».
Цель- обобщить химические свойства металлов, исходя из строения их атомов; разьяснить сущность коррозии металлов в свете теории электролитической диссоциации, с точки зрения строения атомов и молекул.
Задание по теме:
I химические свойства металлов.
Охарактеризуйте особенности строения атомов металла. Как изменяется строение атомов металлов в малых и больших периодах, в главных подгруппах?
Почему большинство элементов – металлы?
Почему элементы побочных подгрупп – металлы с переходными свойствами?
Охарактеризуйте химический элемент- металл, исходя из особенностей строения его атома (степень окисления, состав и химический характер оксидов и гидроксидов, водородные соединения, окислительно- восстановительные свойства).
Напишите уравнения реакция, характеризующих химические свойства простого вещества- металла на примере кальция, алюминия, железа, ртути (отношение к простым веществам: кислороду, галогенам, сере и сложным веществам: воде, кислотам – соляной, серной, азотной, разбавленным и концентрированным, растворам солей). Все окислительно- восстановительные реакции разберите их в свете учения о строении атома.
Что такое электрохимический ряд напряжений? Почему он получил такое название?
II коррозия металлов.
Что называется коррозией металлов?
Какие вы знаете виды коррозии? Приведите примеры.
Обьясните сущность электрохимической коррозии на примере коррозии при контакте двух металлов, погруженных в электролит.
Почему всякое загрязнение, неоднородность металлов, даже неровности его поверхности, усиливают коррозию металлов?
Какие условия способствуют коррозии металлов?
Как предохраняют металл от коррозии. Приведите примеры.
Упражнения: а) в раствор электролита опущены металлы, соединенные попарно. Какой металл в каждой паре будет быстрее разрушаться: серебро и алюминий, алюминий и железо, медь и цинк? Б) почему луженный бак (покрытый оловом) на месте повреждения защитного слоя дает ржавчину и быстро разрушается, а на оцинковонном баке на месте царапины цинк разрушается, а железо не ржавеет (ответ обосновать)
Вопросы к уроку учащиеся получают заранее.
Ход урока.
Вопросы плана разбираем на конкретных примерах. Учащиеся делают вывод, что для атомов металлов характерна легкость отдачи электронов, так как их внешний слой далек от завершения, восстановительные свойства, низкая, всегда положительная степень окисления. У элементов побочных подгрупп достраивается предвнешний слой, валентными кроме электронов внешнего слоя является также часть электронов предвнешнего слоя,отсюда переменная степень окисления, переходные свойства. Исходя из особенностей строения атома, определяем элемент металл как элемент, который в виде простого вещества образует кристаллическую решетку с металлической связью, а в соединениях образует положительные ионы. Для типичных металлов оксиды и гидроксиды с ионной кристаллической решеткой, у металлов переходного характера оксиды и гидроксиды могут быть амфотерными, а при высоких степенях окисления – кислотный характер. Водородных соединений они не образуют. Химические свойства металлов разбираем на новых примерах, отношение к кислотам на примере цинка и меди, причем упражнения выполняются всеми учащимися самостоятельно и проверяются с помощью интерактивной доски. Окончательный вывод оформляем в виде таблицы (приложение 1)
Повторение взаимодействия металлов с солями проводим при выполнении устного упражнения. Укажите, какие из реакций возможны (ответ мотивировать) и какие вещества получаются:
Na + CuSO4 -
Zn + FeCO3
Fe + CuCl2
Ag+ Mg(NO3)2 -
В результате первой реакции образуются гидроксид меди(так как щелочные металлы сами реагируют с водой), вторая и четвертая реакции невозможны, а в третьей образуется Fe+2 , а не Fe+3 (так как ионы металлов- слабые окислители, как и Н+). Попутно повторяем, что такое электрохимический ряд напряжений. Заслушиваем ответ сильного ученика об электрохимической коррозии, а остальные вопросы по теме спрашиваем устно.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Приложение 1.
металлы | кислоты |
HCL | H2SO4 | HNO3 |
Разб. | Конц. | Разб. | Конц. | Разб. | Конц. |
Zn | H2 | H2 | H2 | SO2 | NH3 (NH4NO3) | N2O |
Cu | - | - | - | SO2 | NO | NO2 |