Разработка конспекта урока: «Длина окружности».
Тип урока: урок решения задач
Учебная задача: совершенствовать навыки решения задач на применение формул длины дуги окружности и длины окружности.
В результате урока ученик
Знает
-определение длины окружности
-что означает и чему равно π
-формулу длины окружности.
-формулу длины дуги окружности.
Умеет:
- переформулировать жизненные задачи на геометрический язык
-применять формулы длины окружности и длины дуги окружности при решении задач.
Понимает:
-необходимость знания формул длины окружности и длины дуги окружности для повседневной жизни
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковые
Форма обучения: фронтальная, парная, групповая
Средства обучения: презентация, традиционные
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочный этап – 5 мин
Содержательный этап – 33мин
Рефлексивно-оценочный этап – 2мин
Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация
Начнем с работы в парах (3 минуты).
После выполнения задания обменяться с соседом по парте, проверить работу.
1 вариант | 2 вариант |
1) Найти длину окружности радиуса 7 см. | 1) Найти длину окружности радиуса 12 см. |
2) Найти длину дуги окружности радиуса 1 см, отвечающей центральному углу 120 | 2) Найти длину дуги окружности радиуса 1 см, отвечающей центральному углу 30 |
Решение: | |
1) C=14 2) | 1) C=24 2) |
Что называется длиной окружности? (это предел, к которому стремится периметр правильного многоугольника при неограниченном увеличении сторон)
-Какая формула используется для нахождения длины окружности? (C=2R)
-Что означает число ? ( обозначают отношение длины окружности к ее диаметру)
-Какое приближенное значение имеет число ? (3,14)
-По какой формуле вычисляется длина дуги окружности? (
)
Мотивация
На прошлом уроке вы познакомились с понятием длины окружности, вывели формулу для ее нахождения, также познакомились с числом и вывели формулу для нахождения дуги окружности. Решали простейшие задачи на данную тему.
Постановка учебных задач
Целью сегодняшнего урока будет совершенствование навыков решения задач на применение формул длины дуги окружности и длины окружности.
Операционно-познавательная часть
Задача 1. По чертежу найти длину дуги BC
Дано: ABCK- квадрат
AK=4 см
Найти: C, l(BC)
Поиск решения:
-По какой формуле будем вычислять длину дуги окружности? (
)
-Что можно сказать про диагонали квадрата? (они взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам)
-Можем ли найти радиус окружности? Как? (да, т.к. ABCK- квадрат, то AOK-прямоугольный: AO=OK=R=
-Найдем длину окружности. (C=2R=4
)
-Чему равен
? (т.к. ABCK- квадрат, то
)
-Вычислим длину BC. (
)
Решение:
т.к. ABCK- квадрат, то ACBK, AO=OC, BO=OK
AOK-прямоугольный (из 1): AO=OK=R=
C=2R=4
Т.к. ACBK, то
Задача 2. Автомобиль прошел 989 м. Найдите диаметр колеса автомобиля, если известно, что оно сделало 500 оборотов.
Дано: S=989 м, n=500 оборотов
Найти: d
Поиск решения:
-Длина пути равна 989 м, какой величиной мы можем заменить путь? (длиной окружности – C)
-Запишите формулу. (C=2R)
-Можем ли мы вместо C подставить 989? Почему? (нет, т.к. колеса совершили 500 оборотов, а не 1)
- Как записать, что автомобиль совершил 500 оборотов? (500
R=989)
-Что удобнее выразить? (2r, т.к. нам нужен d=2r
Решение:
C=2R500
R=989
Задача 3. Шлифованный камень, имеющий форму диска, находится в защитном кожухе (рис.). Диаметр камня равен 58 см, дуга незащищенной его части равна 117. Найдите длину дуги незащищенной части камня.
Дано: окр (O, R), d=58 см,
AOB=117
Найти: l
Поиск решения:
-Что мы можем найти из имеющихся данных? (
)
-Можем найти теперь длину дуги? (да,
Решение:
Задача 4. По данной длине дуги l найдите ее хорду, если дуга содержит 90.
Дано: окр (O,AO)
AB=90
l
Найти: AB
П
оиск решения:
-Какой вывод можно сделать из того, что AB=90? (AOB=90, как центральный)
-Какой по виду AOB? (прямоугольный)
-Что в нем мы можем найти? (по теореме Пифагора
).
-А AO и OB чем являются в окружности? (AO=OB=R, то
)
-Откуда мы можем выразить R? (из формулы длины дуги окружности -
)
-Подставив найденное выражение в равенство
, что получим? (
AB=
)
Решение:
AB=90AOB=90 (как центральный)AOB –прямоугольный
AOB: по теореме Пифагора
. Т.к. AO=OB=R, то
Подставим найденное выражение в равенство
:
AB=
Работа в группах (по 3-4 человека)
Вариант заданий для группы:
№1. По рисунку найти C, l(AB)
Решение:
Т.к. AB=60, то AOB=60
Т.к. AO=OB=R, то AOB – равнобедренный, но AOB=60AOB-правильный
C=2R=6
Ответ:
№2. Метр составляет приближенно
часть земного экватора. Найдите диаметр Земли в километрах, считая, что Земля имеет форму шара.
Дано: 1м
cэкв
Найти:d
Решение:
cэкв40000000 м
C
=2R=dR
№3. Найдите длину маятника стенных часов, если угол его колебания составляет 38, а длина дуги, которую описывает конец маятника, равна 24 см.
Дано: AOB=38, AB=24 см
Найти: R
Решение:
Рефлексивно-оценочная часть
- Какова была цель урока? (совершенствование навыков решения задач на применение формул длины дуги окружности и длины окружности)
- Достигли ее? (да)
- Как мы ее достигли? Какие задачи мы решали? (мы решали задачи по готовому чертежу с применением формул длины окружности и дуги окружности, также разобрали решение задач из жизни, поработали самостоятельно в группах)
Домашнее задание. №1108, №1113
№1108. Вычислите длину круговой орбиты искусственного спутника Земли, если спутник вращается на расстоянии 320 км от Земли, а радиус Земли равен 6370 км.
Решение:
R=6370+320=6690 км
C=2R=26690=1338042013,2 км
Ответ: 42013,2 км
№1113. Радиус закругления пути железнодорожного полотна равен 5 км, а длина дуги закругления – 400 м. Какова градусная мера дуги закругления?
Д
ано: AO=5 км
l(AB)=400 м
Найти: AOB
Решение:
5 км=5000м