Тема урока: Длина окружности»;
Первый урок по теме: «Длина окружности и площадь круга»;
Учитель математики МБОУ «Инкинская СОШ» Волшукова Татьяна Борисовна,
6 класс;
Тип урока: изучение нового материала;
Вид урока: урок-исследование;
Цель урока: Экспериментальным путем получить отношение длины окружности к ее диаметру, вывести формулы для нахождения длины окружности. Научиться использовать формулу при решении задач;
Задачи урока:
1.Образовательные (формирование познавательных УУД):
-научиться применять формулы C=2πr и C=πd при решении задач;
2.Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
-воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, а также научиться слушать другого и уважать его мнение;
-формировать внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к себе и своей работе;
3.Развивающие (формирование регулятивных УУД):
-самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, когда появляется проблемная ситуация, планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления;
Тип урока: Изучение нового материала.
Технологии: развития исследовательских умений, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования, а также энергосбережения;
Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом, исследовательская работа в группах, использование презентации, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях.
Оборудование и наглядность:
1.мультимедийное оборудование для демонстрации презентации;
2.циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, стаканы цилиндрической формы;
Ход урока:
Организационный момент.
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению знаний:
Формулировка темы урока
-Название темы нашего урока состоит из двух слов. У каждого из вас на парте лежит линейка. Что измеряют с её помощью? (Длину)
-Возьмите что-нибудь круглое (корректор, копейка и т.п.) и обведите в тетради. Какая фигура получилась? (Окружность)
А теперь скажите, чем же на уроке мы будем заниматься? (Измерять длину окружности)
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности».
2.Формулировка цели задач урока
Сегодня мы должны:
Повторить основные понятия темы «Окружность»;
Вывести формулу для вычисления длины окружности;
Учиться применять эту формулу при решении задач;
( презентация слайд 5)
1. Актуализация опорных знаний. -В 5 классе мы изучали такую геометрическую фигуру, как окружность. Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность (презентация слайды 6-9).
Какая фигура называется окружностью? Как называется центром окружности?
Что такое радиус окружности? Как он обозначается?
Дайте определение диаметра окружности. Как он обозначается?
Как связаны между собою радиус и диаметр окружности?
Этап усвоения новых знаний:
Создание проблемной ситуации.
-Перед нами стоит задача нахождения длины окружности, как же её решить?
Какие единицы измерения длины вы знаете?
С помощью какого инструмента можно измерять длину отрезка?
А можно ли измерять линейкой длину окружности, как и длину отрезка?
Возникает проблема: «Как же нам измерить длину окружности?»
-В Вавилоне было изобретено колесо, которое сыграло очень большую роль в истории. Прежде всего надо было научиться измерять длину окружности. Дело это не такое простое: ведь линейку с делениями к окружности приложить нельзя. Вот как приходилось поступать: Считалось, что это и есть длина окружности. Конечно, это не очень точный способ, но чаще всего этого было достаточно. Нам предстоит выполнить с вами следующую практическую работу (в группах). Приготовьте циркули, линейки и карандаши.
Практическая работа. ( презентация слайда 10-15).
-Сделайте нитью один виток вокруг стакана, обрежьте нить, измерьте её длину и запишите.
Что мы нашли? (длину окружности С)
С помощью линейки и циркуля измерьте диаметр окружности и запишите его в тетрадь (диаметр d).
Вычислите отношение длины окружности к ее диаметру с точностью до тысячных и округлите полученное число до сотых (С:d)
Проверка работы.
На доске таблица в неѐ обучающиеся записывают свои результаты
| 1 группа | 2 группа | 3 группа |
С (см) | | | |
d (см) | | | |
Во сколько раз С больше d | | | |
Формулирование вывода.
-Посмотрите, ребята, окружности вы чертили разные, а отношения длин окружностей к их диаметрам получились одинаковые, что характерно для всех окружностей.
-Число, которое мы получили, обозначается π ≈ 3,1415926…
Историческая справка (о числе пи)
Пи – математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра. Обозначение числа Пи происходит от греческого слова «perijerio», что означает «окружность». Впервые это обозначение использовал в 1706 году английский математик Уильям Джонс, но общепринятым оно стало после того, как его (начиная с 1736 года) стал систематически использовать Леонард Эйлер. Старое название числа Пи – лудольфово число. Пи – это число, значение которого не может быть точно выражено в виде дроби m/n , где m и n – целые числа. Следовательно, его десятичное представление никогда не заканчивается и не является периодическим. Такие числа называются иррациональными, т. е. число Пи – иррациональное число. Первые тысяча знаков после запятой числа Пи: 3,14.. В школе обычно используют значение числа Пи до сотых, т. е. и в обиходе нам достаточно знать три знака (3,14). Однако в некоторых расчетах нужна большая точность. Рациональные приближения числа Пи: 22/7-число Архимеда. Считается, что число Пи было впервые открыто вавилонскими магами. Оно использовалось при строительстве знаменитой Вавилонской башни, история которой вошла в Библию. Однако, недостаточно точное исчисление привело к краху всего проекта. Считается также, что число Пи лежало в основе строительства знаменитого Храма царя Соломона. История Числа начинается с египетского папируса 2000 г. до нашей эры.
Вывод формул.
Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. А сможете ли с помощью всё той же нитки найти длину любой окружности. Конечно же нет, но зная, что С/d = π,
выразим длину окружности С= πd.
Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π. А так как d=2r, то
С =2πr.
Физкультминутка. Этап закрепления новых знаний.
Решение задач у доски и в тетрадях
Задача № 1(№ 847 по учебнику)
а)r=24 см б)r=4,7 дм в)r=18,5 м С-? Решение: C=2πr, а) С≈2*3,14*24=150,72 см б) С≈2*3,14*4,7=29,516 дм в) С≈2*3,14*18,5=116,18 м Ответ: 150,72 см; 29,516 дм; 116,18 м; Задача № 2
d = 5 см
С-?
Решение: С= πd, С≈3,14*5≈15,7 см
Ответ: С≈15,7 см
Задача № 3
Вычислить длину экватора.
Что нужно знать, чтобы найти длину экватора? r = 6370км.
С-?
Решение:
С=2 π r, С≈2*3,14*6370≈40003,6 км
Ответ: С ≈40003,6 км
Задача № 4 (№ 849 по учебнику)
π ≈3,1
d-50 см
Решение: С= πd, С=3,1*50=155см. Ответ: С≈155 м.
Задача № 5 (№ 851 по учебнику)
С= 56,52 дм
d-?
Решение: С= π d, d= С: π , d=56,52 : 3,14=18 м. Ответ:d≈2,5м.
Групповая самостоятельная работа для закрепления.
1 группа
Заполните таблицу
№ п/п | R | d | C | S |
| 14см | | | |
| | 34мм | | |
| | | 17π см | |
| | | | 25π м2 |
| 18мм | | | |
2 группа
Заполните таблицу
№ п/п | R | d | C | S |
| 44см | | | |
| | 54мм | | |
| | | 15π см | |
| | | | 49π м2 |
| 19мм | | | |
Этап подведения итогов урока, рефлексия, выставление оценок, информации о домашнем задании.
Оценки за урок Домашнее задание
Подведение итогов.
Повторили… (Какую геометрическую фигуру называют окружностью, радиусом, диаметром и как они между собой связаны).
Узнали… (Формулы, по которым вычисляется длина окружности, а именно через радиус и диаметр окружности).
Закрепили… (Научились применять эти формулы при решении задач)
4. Рефлексия.
Подумайте, могут ли понадобиться эти знания по данной теме в жизни? (приведите пример)