СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник чтения художественных произведений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник чтения - это рабочая тетрадь по литературе для учащихся 9 класса. В дневнике представлены планы анализа лирического и прозаичского произведения, приведен пример анализа стихотворения Ф. Тютчева. Раскрываются основные литературоведческие термины (перифраз, аллюзия, психологизм и пр.). Дневник содержит таблицы для анализа художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Дневник чтения худож-х произ-ий. Саранчина А.В.»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Черногорск





Рабочая тетрадь по литературе

для учеников 9 класса

«Дневник чтения

художественных произведений»







Автор – составитель:

Саранчина А.В.,

учитель русского языка

и литературы



Список программных произведений.

  1. «Слово о полку Игореве»

  2. М. Ломоносов «Ода на день восшествия… императрицы Елисаветы»

  3. Г.Р. Державин. Лирика

  4. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

  5. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

  6. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

  7. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  8. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

  9. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  10. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  11. Н.В. Гоголь «Мертвые души»,

  12. Н.В. Гоголь «Шинель»

  13. И.С. Тургенев «Первая любовь»

  14. Ф.И. Тютчев. Любовная и философская лирика

  15. А.А. Фет. Лирика

  16. Н.А. Некрасов. Лирика.

  17. Л.Н. Толстой «Юность»

  18. А.П. Чехов. Рассказы.

  19. И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

  20. М. Горький «Мои университеты»

  21. А. А. Блок. Лирика. Цикл стихов о «Прекрасной даме»

  22. С.А. Есенин. Лирика

  23. В.В. Маяковский. Сатирические стихи. Стихи о любви.

  24. А.А. Ахматова. Лирика о любви. Стихи о родине.

  25. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

  26. М.А. Шолохов «Судьба человека»

  27. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

  28. В.П. Астафьев «Царь-рыба»

  29. В.Г. Распутин «Деньги для Марии»

  30. А.В. Вампилов «Старший сын»

  31. А.И. Солженицын «Матренин двор»

  32. В.М. Шукшин. Рассказы о «чудиках»

  33. Н.М. Рубцов. Лирика.









Анализ эпического произведения

С чего начинать разбор текста, если конкретная цель – написание сочинения, представляющего собой анализ небольшого эпического произведения? Наиболее эффективна, по мнению И.В. Щербины, схема, включающая два этапа: подготовительный и творческий.

На первом этапе следует идти непосредственно от текста, «вслед за автором», к системе взаимосвязанных понятий, классический набор которых в школьном литературоведении почти не варьируется: история создания, тема, проблема, конфликт, композиция, система персонажей, пейзаж, портрет, интерьер, речь, деталь, изобразительно-выразительные средства, авторская позиция. Технологически этот этап выявления основных «параметров» текста осуществляется в системе вопросов и сопоставлений, которую выстраивает либо учитель, либо ученик по аналогии, если задание выполняется самостоятельно. Аналитическая работа ведет к накоплению наблюдений и осмыслению того, что характерно для героя, произведения, автора.

На втором этапе следует выбрать тот аспект (аспекты), который сужает очень широкое понятие «анализ» и дает возможность сосредоточиться на том, что обозначается как главная особенность, «изюминка» произведения. На этапе «синтеза» необходимо вернуться к произведению как целому, обеспечив предшествующим погружением в текст более высокий уровень его восприятия в единстве содержания и формы. Технологически это может быть представлено составлением подробного плана (тезисов) будущей работы.

Основные понятия школьного литературоведения.

  • Эпос – это один из четырех родов литературы наряду с лирикой, лиро - эпосом и драмой. Специфика анализа эпического произведения связана со своеобразием эпоса как рода литературы – повествованием о жизни человека, событиях, в которых он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и т.д.

  • Эпические произведения принадлежат к разным жанрам – роман, повесть, рассказ, очерк и т.д. важно не путать жанровые понятия, уметь по совокупности признаков отличить роман от повести, повесть от рассказа, рассказ от очерка. Обычно отмечается жанровое своеобразие эпических произведений (социально-психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ и т.п.)

  • При анализе текста следует стремиться к пониманию идейного смысла произведения. Раскрыть его – значит осмыслить произведение в целом. Следует избегать поверхностных выводов, формулируемых, как правило, фразами наподобие «главная мысль состоит в том, что…»

Преобладание идеи над художественной формой, навязывание её читателю свидетельствует о тенденциозности произведения.

  • Важной составляющей анализа текста эпического произведения является толкование смысла названия (семантика, символика, этимология). Предположение о смысле названия могут высказываться в начале работы, исходя из семантики: буквального смысла и многозначности слов, их переносного значения и др. наиболее полно смысл названия раскрывается в процессе постижения идейного содержания, а значит, анализ произведения может быть подчинен цели глубокого и полного раскрытия смысла названия: что обусловило название, в чем значимость отраженной в нем темы (проблемы, образа), какова связь названия произведения с произведениями других авторов (реминисценции, аллюзии, ассоциации) и др. возможна также формулировка темы сочинения, ориентированного на разбор текста, включающая слова «смысл названия».

  • Следует определить тематику эпического произведения (круг явлений действительности, который автор отбирает, обобщает, воспроизводит). При этом важно не смешивать тему с жизненным материалом (последнее шире), определить главную тему произведения и частные темы (мотивы) и рассматривать в единстве с другими элементами содержания произведения (проблематикой, идеей).

Часто при анализе эпического произведения мы сталкиваемся с так называемыми вечными темами, т.е. с имеющими вневременное, всечеловеческое значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, поиск смысла жизни, взаимоотношения поколений, человек и природа и т.д. «Вечные» темы получают у разных авторов разное освещение в связи с проблематикой произведения. Важно не только отметить то, что автор затрагивает «вечную» тему, но и показать, как он подходит к ней, какую проблему поднимает, как решает и т.д.

  • Проблематика (совокупность проблем (вопросов) нравственных, философских, социальных, политических, исторических, семейно-бытовых, религиозных и т.д.) произведения связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода. Одна и та же тема у разных авторов ведет к постановке разных проблем – это нужно учитывать при анализе эпического произведения. Следует рассмотреть значимость проблематики, на каком материале она подается, в каком конфликте, сюжете реализуется и т.д.

  • От проблематики произведения осуществляется переход к рассмотрению конфликта (противопоставление, противоречие, столкновение, борьба, лежащие в эпическом произведении в основе сюжета). Следует определить характер конфликта (острый, «вялый», интрига), его тип, социальный, нравственный, психологический, социально-исторический, интимно-личный и т.д.; в зависимости от сил, вступающих в противоречие: характеры и обстоятельства, конфликт характеров, внутренний конфликт.

Необходимы не только констатация особенностей конфликта, но и аргументация, а также анализ развития конфликта в сюжете произведения.

  • При анализе эпического текста нужно учитывать и фабулу (конкретное развитие событий в произведении). Изложить фабулу – значит кратко пересказать произведение, эпизод. Это наиболее уместно сделать, рецензируя малоизвестное, новое произведение. Однако не стоит увлекаться пересказом в ущерб анализу.

  • Важным элементом анализа эпического текста является определение композиционного своеобразия (соотношения частей, особые композиционные приемы) произведения. Анализ композиционного своеобразия предполагает рассмотрение состава произведения (сколько в нем частей и каковы они), соотношения частей, особых приемов (контраст, обрамление и др.), роли внесюжетных элементов и вывод об особенностях композиции как важнейшей стороны художественной формы произведения.

  • При анализе структуры сюжетной линии можно отметить:

-экспозицию – определить характер экспозиции: прямая, «обратная» (в конце произведения), «рассыпная» (сосредоточена по всему произведению), ее объем, назначение.

-завязку – ее назначение предварять конфликт, показывать условия, которые вызвали конфликт. Характеристику завязки можно совместить с характеристикой конфликта. Если завязка многоэпизодна, стоит отметить это как элемент сюжетно-композиционного своеобразия.

-развитие действия – его следует излагать фабульно, акцентируя внимание на наиболее важных моментах в изображении развития характеров, появлении новых персонажей, художественных деталей и др.

-кульминацию – определить характер кульминации (мгновенна она или многоэпизодна), ее художественный смысл. Рассмотреть, как передается автором напряженность кульминационного момента в развитии конфликта. Следует иметь в виду, что в произведении, состоящем из равнозначных эпизодов («житие», «путешествие») общей кульминации быть не может.

-развязку – нужно рассмотреть, разрешился ли конфликт и каким образом. Часто проблема, из которой проистекает конфликт, неразрешима. Тогда нужно ответить, почему.

-эпилог – установить, какова художественная функция эпилога, как он связан с основным сюжетным действием.

  • Важную роль в художественном тексте эпического произведения играют внесюжетные элементы (вводные (вставные) эпизоды, лирические отступления, обрамления). При анализе текста нужно отметить, с какой целью они вводятся в повествование, как связаны с основным сюжетным действием. Это могут быть сны, повествование о прошлом персонажа, письма и т.п.

  • Анализ более конкретных составных элементов произведения, определяется тем, в каком качестве выступает повествователь (лицо, ведущее повествование): нейтрален или высказывает свое отношение к изображаемому, является участником изображаемых событий, вымышленным лицом, в какой мере близок автору, какова художественная роль образа повествователя. В формулировке темы сочинения, посвященного анализу небольшого эпического произведения, возможно упоминание о рассказчике.

  • Анализ образа рассказчика (повествователь, являющийся действующим лицом произведения) связан с раскрытием его характера, особенностей речевой манеры, отношения к изображаемому.

  • Важную роль при анализе эпического произведения играет рассмотрение системы персонажей (вершинная или система равнозначных образов). Следует отметить наличие главного героя (равнозначных персонажей), рассмотреть, выявляя связь с основной проблематикой, его (их) отношение с персонажами двойниками, антагонистами и др. Осмыслить художественные функции второстепенных и эпизодических персонажей, приемы создания их образов.

  • Приемы и средства создания образа персонажа разбираются непосредственно в процессе рассмотрения системы персонажей:

-имя – «говорящие» фамилия, прозвища, имена, вызываемые ими ассоциации, отсутствие имени как прием обезличивания и др.

- прототип – упоминание о прототипе демонстрирует знание творческой истории произведения, однако порой нарушает логику разбора.

-портрет – не стоит включать в сочинение больших цитат с описанием внешности героя. Отметить приемы портретной характеристики (лаконизм – обилие деталей, статичность – динамика, описание – сравнение), психологизм.

- авторская характеристика – рассмотреть прямую авторскую характеристику персонажа как средство выражения авторской позиции.

- характеристика другими действующими лицами – рассмотреть как элемент сопоставления персонажей, выявляющий их характеры.

- сопоставление, сравнение – благодаря сравнению одного персонажа с другим, исторической личностью, литературным героем, животным, предметом, выявляются те или иные стороны характера персонажа.

- действия и поступки персонажа имеют большое значение, так как характеризуют его, отражают эволюцию его характера.

- интерьер может быть средством характеристики персонажа: его социального статуса, сферы интересов, личных качеств; важен также характер описания (подробный, через деталь, психологически насыщенный и др.)

- пейзаж – важно понять, чьими глазами дан пейзаж (автора или персонажа), как он связан с переживаниями персонажа, каковы его функции в целом.

- речь – в эпическом произведении речь персонажа отражает его социальный статус, индивидуальные особенности: уровень духовного и интеллектуально развития, интересы, темперамент, отношение к тому, о чем он говорит.

- монолог, внутренний монолог – рассмотреть, как построен монолог персонажа, как в нем раскрывается его характер, переживания. Отметить мастерство писателя в создании монолога героя. Охарактеризовать способ построения внутреннего монолога (аналитический, «поток сознания», несобственно-прямая речь и др.) как элемент авторской поэтики.

- диалог - проанализировать диалог как средство раскрытия характеров персонажей и особенность авторского стиля.

  • В эпическом произведении большую роль играет хронотоп (время и пространство). При анализе текста можно охарактеризовать художественное время в его соотнесенности с историческим, природным (время года, суток) в хронологии событий и душевных переживаниях персонажа и художественное пространство как место действия, приемы создания образа города, деревни, дома, а также пространство как реальное или условное, замкнутое или открытое.

  • В процессе анализа произведения выявляется авторская позиция (понимание жизни и выражение отношения к ней) через прямые (авторская характеристика и авторские отступления) и косвенные формы выражения: в позиции героя-рассказчика, главного героя, близкого автору, название произведения, эпиграфе к нему, посвящении. Позиция автора проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей, их сопоставлении, образах природы, особенностях авторского повествования, пафосе и т.д.

  • Психологизм (изображение внутреннего мира персонажа) в эпическом произведении может быть одной из особенностей авторского стиля. Поэтому важно при анализе текста рассмотреть формы психологизма: авторский психологический комментарий, «диалектика души» персонажа, а также такие приемы, как сон, пейзаж, портрет, интерьер, деталь и т.д.

  • Пафос (глубокое, страстное чувство, эмоциональный тон повествования) – одно из средств выражения авторской позиции. При анализе текста важно помнить, что пафос может быть комическим, ироническим, сатирическим. Собственно надо рассматривать, как автор достигает комического эффекта, как способствуют комическому изображению гипербола, гротеск, аллегория. Если тон повествования героический, следует установить, например, как автор показывает величие человека, совершающий подвиг. И наконец, если тон повествования драматический, трагический или романтический, сентиментальный, то надо проанализировать, каким образом автор вызывает у нас чувство сопереживания персонажам, которые страдают и погибают, чувство возмущения и гнева и т.д.

  • При анализе стиля как индивидуальной манеры писателя можно выделить стилевые элементы, присущие литературному направлению или характерные для художественного метода (романтизма, реализма), рассмотреть стилистические особенности (поэтику) автора, а также элементы художественной формы, придающие произведению определенный эстетический облик (изобразительно-выразительные средства, интонацию и др.). Замечания о своеобразии авторского стиля уместно делать в процессе анализа произведения, а также подводя итоги.





















Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворения – один из самых сложных вопросов школьного литературоведения, требующих основательного подхода и системности. Анализ лирического произведения потребует от пишущего умения отбирать и систематизировать необходимый материал, оперировать литературоведческими понятиями и терминами.

Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, сто анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции.

Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.

Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.

И. В. Щербина предлагает следующий возможный вариант:

  1. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?

  2. Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает?

  3. Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?



  1. Имеет ли стихотворение название?

  2. Что в нем отражено?

  3. Кто адресат посвящения (если оно есть)?

  4. В чем смысл посвящения?



  1. Как построено стихотворение?

  2. Если оно делится на строфы, то сколько их?

  3. Каковы они по форме?

  4. Как связаны между собой?



  1. Как звучит начало стихотворения?

  2. Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?

  3. Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние?

  4. Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?



  1. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

  2. Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т.д.?

  3. Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

  4. Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль?

  5. Какие ассоциации возникают? Почему?

  6. Как они углубляют восприятие?

  7. Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации?

  8. Какими художественными средствами это изображено?



  1. Каков итог лирического высказывания?

  2. Находит ли лирический конфликт свое разрешение?

  3. Какими поэтическими средствами это выражено?

  4. Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?



  1. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения?

  2. В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры?

  3. Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?





Рекомендации к написанию сочинения в виде анализа лирического произведения

Понятие

Смысл

Использование в анализе или в сочинении - анализе

Творческая биография автора

История жизни и творчества автора разбираемого произведения

Фактам биографии автора следует уделять внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, имена, даты и т.д. Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора

История создания произведения

Время, место, история создания, черновые варианты произведения

Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет ваше восприятие произведения и умело вводится в анализ.

Мировоззрение автора

Система взглядов, их эволюция, в том числе гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды

Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нем следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения.

Лирика

Род литературы (эпос, драма), передающий переживания человека, его мысли, чувства

Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы

Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика

Эти определения весьма условны, по основному содержанию стихотворения

Пользоваться осторожно, с учетом условности и необязательности определения. Самое употребимое из определений этого ряда – философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество и др.

Виды и жанры

(Общепринятой терминологии нет). Лирическое стихотворение, песня, элегия, ода, эпитафия и др.

О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием

Содержание

Тема, идея, проблема, конфликт, пафос

Анализируется в единстве с формой, так как художественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), рассматривать ее движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его «содержание»

Форма

Композиция (построение), расположение и соотношение частей. Грамматика. Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение, восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора, антитеза, эпифора, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция.

Идейно-композиционный анализ – один из универсальных приемов анализа художественного произведения (следить за развитием поэтической мысли): следует обращать внимание на художественную роль частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений – в создании образов, передаче поэтической мысли. Не стоит делать самоцелью поиск в художественном произведении всех тропов и ограничиваться их нахождением. Лучше попытаться рассмотреть, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление от изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому и т.д. синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности (так же, как и тропы)

Стихотворная речь

Метрика

Определения стихотворного размера - одного из элементов формы – рассматривается в связи с содержанием стихотворения и как элемент своеобразия авторской поэтики (например, пушкинские ямбы, трехсложные размеры у Некрасова, дактиль у Блока и Ахматовой, тонический стих Маяковского)

Пиррихий / UU /

Спондей / ÙÙ/

Если в сочетании зафиксированы какие-либо особенности стихосложения, стоит осмыслить их художественную функцию

Фоника (ассонанс, аллитерация)

Наблюдая эти явления, следует дать оценку их участия в создании художественного образа

Рифма (мужская, женская, дактилическая; простая, составная; парная (смежная), перекрестная, опоясанная (кольцевая)

Внимание к рифме как элементу формы стиха обусловлено степенью ее своеобразия (например, составные рифмы Маяковского), выразительностью и смысловой значимостью («век - человек» у Фета, «венца - глупца» у Пушкина)

Реминисценция

Отзвук чужого произведения, смутные воспоминания

Истолкование художественного произведения с учетом содержащихся в его тексте реминисценций и аллюзий, внимание к ассоциативным связям, которые вызывают образы, мотивы произведения, - неотъемлемая часть всестороннего анализа художественного текста

Аллюзия

Намек на что-то известное (в том числе историческое событие, художественное произведение, миф и т.д.)

Ассоциация

Связь между отдельными представлениями: одно вызывает в памяти другое

Выстраивание ассоциативных рядов – один из приемов анализа

Цитата

Прямое заимствование из текста художественного произведения, литературоведческой, критической литературы и т.д.

Употребление цитат должно быть логически оправданно, умеренно, грамматически правильно. Оптимальный способ цитирования – «усеченная» цитата (фрагмент стихотворения – несколько слов), введенная в текст непосредственно. При более подробном цитировании (4 строки – не более!) кавычки не употребляются, если сохраняется стихотворная строка


Художественный метод, направление, течение

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, концептуализм и др.

Информация такого рода в анализе не должна иметь характер констатации факта (Лермонтов – романтик, Блок - символист). Особенность метода, направления, течения следует рассматривать в процессе всего анализа конкретного стихотворения (Как проявляется романтическое двоемирие? В чем реалистичность пейзажа? Почему рассматриваемый образ – символ? и т.п.)

Поэтика

Особенности стиля автора, совокупность тех художественных средств, которыми он пользуется

Рассматривая художественные особенности конкретного стихотворения, надо отмечать характерные для поэтики автора приемы. Следует использовать сам термин «поэтика» в указанном значении.

Образ художественный

Обобщенное понятие: картина, способ отражения окружающего мира, переживаний человека

Употребляются как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обозначении ключевых образов: образ лирического героя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «непробужденного народа» (Тютчев), образ «риза чистая Христа» (Тютчев). Образы создаются с помощью изобразительно-выразительных средств языка.

Лирический герой

Условный образ поэта в лирике, лирическое «я», художественный «двойник» автора в художественном произведении

Можно говорить как о лирическом герое стихотворения, так и своеобразии лирического героя автора (например, лирического героя Есенина). Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой. Сигналом к рассмотрению переживаний лирического героя в стихотворении в какой-то мере является употребление местоимения «я» и глаголов в 1-м лице единственного числа. Степень близости лирического героя автору может быть предметом анализа (см. «Творческая биография», «Мировоззрение автора»).

Деталь художественная

Подробности портрета, пейзажа, интерьера, поведения: жесты, мимика, движения, речь

Рассматривается как смыслообразующий элемент формы, характерный элемент авторской поэтики (например, у Ахматовой, Блока)

Интонация

Повышение и понижение голоса, темп речи, сила ударения, пауза и др.

Интонация связана с правильным, выразительным чтением стихотворения как про себя, так и вслух. Уловить интонационное своеобразие стихотворения, понять, чем диктуется повышение и понижение голоса, темп, ударение, пауза, - важная часть анализа, которая может быть отражена в анализе.





А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора





История создания произведения







Род и жанр произведения




Содержание:

Тема



идея



проблема


конфликт





Форма:


Композиция




Цитаты:





Художественный метод, направление, течение





Система персонажей



Главные герои, их характеристика







Черты реализма в произведении (перечислить)







Г.Р. Державин. «Памятник»

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора




История создания произведения









Лирика – жанр лирики






Пафос:

гражданская, любовная, философская,

вольнолюбивая, пейзажная лирика



Содержание:

Тема


идея


проблема


конфликт




Форма:


Композиция


Грамматика


Лексика


Тропы




Стихотворная речь: метрика, звукопись, рифма








Реминисценция, аллюзия




Цитаты




Художественный метод, направление, течение








Поэтика






Образы художественные








Лирический (-ие) герой (-ои)






Деталь художественная





Ф.И. Тютчев. Любовная и философская лирика

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора




История создания произведения









Лирика – жанр лирики






Пафос:

гражданская, любовная, философская,

вольнолюбивая, пейзажная лирика



Содержание:

Тема


идея


проблема


конфликт




Форма:


Композиция


Грамматика


Лексика


Тропы




Стихотворная речь: метрика, звукопись, рифма








Реминисценция, аллюзия




Цитаты




Художественный метод, направление, течение








Поэтика






Образы художественные








Лирический (-ие) герой (-ои)





Деталь художественная






В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора




История создания произведения









Лирика – жанр лирики






Пафос:

гражданская, любовная, философская,

вольнолюбивая, пейзажная лирика



Содержание:

Тема


идея


проблема


конфликт




Форма:


Композиция


Грамматика


Лексика


Тропы




Стихотворная речь: метрика, звукопись, рифма








Реминисценция, аллюзия




Цитаты




Художественный метод, направление, течение








Поэтика






Образы художественные








Лирический (-ие) герой (-ои)






Деталь художественная





Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора




История создания произведения









Род литературы: эпос, лирика, драма, лиро-эпическое.

Жанр эпоса.





Идея

Смысл названия, эпиграфа (ов)




Тема (-ы), основные мотивы, «вечные» темы



Проблематика





Конфликт, характер конфликта






Композиция, ее структура




Сюжет: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог




Внесюжетные элементы








Повествователь






Система персонажей: имя, прототип, портрет, авторская характеристика, сравнение, сопоставление с другими персонажами, интерьер, пейзаж, речь







Художественное время и пространство






Авторская позиция




Психологизм





Пафос




Стиль





Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Критерии

Комментарии по содержанию

Творческая биография автора




История создания произведения









Род литературы: эпос, лирика, драма, лиро-эпическое.

Жанр эпоса.





Идея

Смысл названия, эпиграфа (ов)




Тема (-ы), основные мотивы, «вечные» темы



Проблематика





Конфликт, характер конфликта






Композиция, ее структура




Сюжет: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог




Внесюжетные элементы








Повествователь






Система персонажей: имя, прототип, портрет, авторская характеристика; сравнение, сопоставление с другими персонажами; интерьер, пейзаж, речь







Художественное время и пространство






Авторская позиция




Психологизм





Пафос




Стиль





Образец анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» в форме сочинения – эссе.

В русской поэзии есть немало произведений, в которых изображены чувства человека в переломные моменты жизни. Многие из таких стихотворений принадлежат перу Ф.И. Тютчева.

Стихотворение «Она сидела на полу…» состоит из четырех строф. 1-я и 4-я, связанные с образами героини и лирического героя («она», «я»), являются обрамляющими; в них отражены поведение и переживания героев.

Лирический сюжет таков: женщина, сидящая на полу, разбирает старые письма. Мужчина, стоящий в стороне, наблюдает и сопереживает ей, разделяя ее страдания.

Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти, сквозной во всех четырех строфах. Он прослеживается в образах «остывшей золы», «брошенного душой тела», «любви и радости убитой», «милой тени».

В 1-й и 2-й строфах наибольшее внимание уделено героине. Ее поза («она сидела на полу») говорит о беззащитности, страдании. Поведение героини изображается с помощью глаголов «сидела», «разбирала», «брала», «бросала», «глядела». Все они несовершенного вида и употреблены в прошедшем времени, что придает картине характер воспоминания, а действиям героини – длительность, протяженность во времени. Это подчеркивает тягостность воспоминания для лирического героя.

Автор использует повторы, лексические и синтаксические, как средства усиления смысла (…и….и….и… брала…..брала).

Душевное состояние женщины передается с помощью развернутого метафорического сравнения: «…глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому.

Многоточие в конце 2-й строфы означает паузу, некое умолчание, незаконченность мысли.

Переход к 3-й строфе – внезапный, резкий эмоциональный всплеск:

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Кульминационный характер строфы и ее особое значение подчеркивается многоточием. Речь идет о том, что заключено в той «груде писем»: это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь в прошлом, «убиты».

Слова «жизни» в первом стихе и «убитой» в последнем образуют смысловое кольцо, усиливающее ощущение трагизма переживания. Отношения лирического героя к письмам отражают риторические восклицания, усиленные инверсией «жизни…. Невозвратимо пережитой», «любви и радости убитой». Усилительную роль играют также анафоры («о, сколько… о, сколько…»).

3-я строфа заканчивается словом «убитой», а в 4-й появляется лирическое «я». Возникает смысловая связь между переживаниями женщины и лирического героя. Его отстраненность очевидна («молча», «в стороне»), но также очевидно его сопереживание: «пасть готов был на колени», «страшно грустно стало». Однако прошлого не вернуть, и это подчеркнуто сравнением «как от присущей милой тени». Лирический герой, возможно, чувствует свою вину в том, что произошло, и даже раскаивается в этом, но не в силах ничего изменить.

Толстой отметил это стихотворение буквами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Великий писатель считал, по-видимому, что поэт сумел передать в этом стихотворении чувства, которые трудно передать словами. В жизни человека бывают минуты, когда он одновременно испытывает целую гамму чувств. Тютчев запечатлел в стихах один из таких моментов.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к Дневнику чтения. Саранчина»

Рабочая тетрадь по литературе 9 класс

«Дневник чтения художественных произведений»

Пояснительная записка

Автор:

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4», г. Черногорска

Цель создания рабочей тетради:

Систематизирование литературоведческих знаний девятиклассников для более глубокого и полного анализа художественных произведений

Задачи:

  • Определить список художественных произведений, которые необходимо проанализировать.

  • Создать рекомендации по анализу лирического и прозаического произведения.

  • Составить алгоритмизированные таблицы для анализа произведений.

  • Привести примеры анализа стихотворного и прозаического произведений.

Необходимость создания рабочей тетради:

  • Нет отработанной системы анализа прозаических произведений (если работа над текстом ведется, то упоминаются только некоторые элементы при анализе: тема, идея, герои).

  • Не отводится время на отдельные уроки по теории литературы (все ключевые понятия литературы (стихосложения в том числе) повторяются только при изучении определенной темы: лирика изучается, как правило, в начале (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов) и в конце года (С.А. Есенин, А. Ахматова).

  • По результатам предварительного тестирования в старших классах было выявлено, что большинство учащихся затрудняются в выполнении заданий, которые требуют знаний изобразительно-выразительных средств: тропы, лексические средства языка, синтаксические фигуры. Усвоение этих понятий должно формироваться на протяжении всего курса изучения литературы и русского языка в среднем и старшем звене.

Содержание рабочей тетради:

  • приведены примеры использования литературоведческих и лингвистических критериев,

  • раскрываются термины и понятия, которые необходимы для более полного анализа произведения,

  • предлагается система вопросов для выявления восприятия прочитанного текста.

Структура рабочей тетради:

  • список основных произведений школьной программы и отмечены те тексты, подробный анализ которых необходим;

  • алгоритмизированные таблицы для анализа отдельного рода произведения – лирического и прозаического;

  • в приложении к рабочей тетради приведены примеры анализа и интерпретации стихотворных и прозаических произведений как в таблице, так и в виде единого текста, сочинения-анализа.

Практическая значимость:

  • Рабочую тетрадь могут использовать учителя-словесники в своей профессиональной деятельности, дополнять рекомендации, расширять объем понятий по своему усмотрению.

  • Рабочую тетрадь также можно использовать в электронном виде (хранить на электронных носителях и заполнять непосредственно в компьютере)