Тема: «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Борьба добрых и злых сил».
Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
Задачи:
Образовательные:
учить различать положительных и отрицательных героев;
учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам;
обучать умению работать с текстом, давать ответы, опираясь на текст.
Развивающие:
способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, умения анализировать;
обогащать словарный запас учащихся;
отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения;
развивать творческие способности учащихся;
при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.
Воспитательные:
способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках;
формировать прочную нравственную позицию, положительную ориентацию на распознавание истинной красоты;
воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.
Основные знания: в сказке добро всегда побеждает зло.
Основные термины и понятия: положительный герой; отрицательный герой.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина; карточки с таблицами; презентация;
ТСО: компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
- Добрый день,ребята. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Меня зовут Залина Мусовна. Я надеюсь, что наша встреча будет интересной и плодотворной.
-Ребята, смотрели ли вы сегодня в зеркало? Поднимите руки, кто смотрел.
-Героиня какого произведения любила смотреться в зеркало и разговаривать с ним? видео
Сообщение темы и целей урока.
-Вы уже догадались, что сегодня мы отправимся в удивительное путешествие с героями «Сказки о мертвой царевне и о 7 богатырях» А. С. Пушкина .
IV. Работа по раскрытию темы урока.
Сегодня на уроке мы посадим с вами 2 деревца и понаблюдаем за тем, как они будут расти.
Нам всем знакомо выражение «в сказках добро всегда побеждает зло». Что же такое «добро» и «зло»?
- Хорошо, ребята, молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на экран прочитайте определения слов добро и зло.
Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и означает плохое, влекущее за собой беды.
Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значение этих слов, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях.».
Итак, начнём работу! Ребята, давайте назовем героев сказки. Можем ли мы разграничить этих героев на положительных и отрицательных. Давайте попробуем это сделать. У вас на партах лежат таблицы, заполните их, пожалуйста.
Отрицательные герои | Положительные герои |
Мачеха (царица) Чернавка ??? | Молодая царевна Семь богатырей Силы природы: солнце, месяц, ветер. Собака Соколко Королевич Елисей Зеркальце (всегда говорит правду) |
- Скажите, ребята, а как вы определили, злой герой или добрый?
- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.
А теперь давайте дадим характеристику каждому герою.
- В образе какого героя заметна наиболее яркая характеристика зла?
Какой представлена царица в сказке ? Давайте прочитаем, слайд
Какой была царица
-Почему царица решила погубить царевну?
-Обладает ли добрый человек такими качествами?
Какие качества характерны для нашей героини, давайте выберем среди листочков.
К какому дереву мы его прикрепим?
Ей в приданое дано, Было зеркальце одно, свойство зеркальце имело, говорить оно умело.
В какой столбик запишем зеркальце.
Как вы думаете, почему именно царице Пушкин предназначил зеркальце?
Чему нас учит зеркальце?
Как вы думаете, всегда ли нужно говорить правду?
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Как представлена в сказке молодая царевна?. Давайте прочитаем.
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
-А как она относится к царице, которая решила ее погубить?
- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Царевна воплощает добро. Ей помогают люди, животный мир, природа, весь наш мир.
Какие вы молодцы. Как приятно с вами работать?
Вы устали?
А давайте все-таки отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Дети повторяют движения за учителем
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует … (ветер).
Садимся, ребята
Как слово ветер связано со сказкой?
Какие еще природные явления помогали Елисею искать царевну?
Почему Елисей отправился искать царевну?
Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)
Куда их поместим в табличке? А какие герои сказки остались неназванными?
Их куда поместим? Почему?
Чернавка, куда бы вы ее определили? В ней есть хорошее и плохое. Страх наказания оказывается сильнее милосердия и Чернавка ведет царевну в чащу леса. Но она жалеет ее и оставляет в живых. Выходит, что неплохая девушка совершает злые дела.
Значит она совсем и не злая. Поможем ей стать доброй?
На кого становятся похожи такие герои?
Герои многих сказок похожи на обычных людей. В каждом человеке есть что-то хорошее и плохое. Нам постоянно в жизни приходиться делать выбор между добром или злом.
Ребята, вспомните, с помощью чего царица решила погубить царевну? Яблоко. В какой столбик вы записали его?
Это яблоко тоже является отрицательным героем, мы повесим его
на дерево зла.
Ребята, посмотрите на наши деревья. Какое дерево расцвело, ожило?
А что происходит с деревом зла? Скоро опадут и эти сухие листья и оно станет одиноким и безжизненным.
Радует глаз это дерево? Вот так все и в жизни.
Добро, оно приносит счастье, радость, веселье, оно возвышает человека.
А все, что на втором дереве, оно разрушает человека изнутри, приносит горе и неудачу.
Творческое задание
Ребята, мир во все времена полон чудес. Будь то взрослый или ребенок, всегда хочет верить в волшебство. Если бы вы на минуточку стали волшебником, что бы вы изменили к лучшему в этом мире?
VIII. Рефлексия.
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
- Чему вас научил сегодняшний урок?
- Что узнали нового?
- Какой сделали вывод?
В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
XI. Заключение.
X. Домашнее задание.
Отгадать, кому принадлежат слова.
Выучить наизусть отрывки.
Записать ответ на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?» на золотой рыбке.
X. Оценивание.