Внеклассное мероприятие
«Доброта и милосердие
спасут мир»
Классный руководитель: Рудакова Ольга Станиславовна
Цель мероприятия: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным; воспитание в детях доброты, привитие учащимся нравственных ценностей.
Оформление и оборудование: Плакаты: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло» (В. Ключевский),
«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность» (Сент-Экзюпери); стенд с фотографиями «Надежда на вас»; таблицы человеческих ценностей (на партах); два плаката, символизирующие два дерева без листьев (листья это качества, присущие жестокому и хорошему человеку).
Ход мероприятия.
На доске написано стихотворение:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро творить трудней.
Рождает птица птицу.
От доброго-добро,
От злого-зло родится.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о добре, зле и милосердии.
У человека есть всегда выбор, но основное назначение человека - творить добро, а для этого требуются усилия.
Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается тогда, когда начинается усилие».
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.
Школьники возвращались домой из школы. Было очень жарко. Дорога казалась длинной. Навстречу шла очень старенькая бабушка из магазина, несла тяжелую сумку с продуктами, периодически останавливаясь. Ребята за разговорами даже не заметили ее и прошли мимо. Бабушка ничего им не сказала и ни о чем не попросила. На велосипеде проезжали две девочки шестиклассницы. Те помогли бабушке отнести сумку до дома.
Вопросы для обсуждения.
Ученик 1: Неуважительные, бездушные, бессердечные.
Учитель: Как это можно назвать кратко?
Ученик 2: Безжалостность, жестокость.
Учитель: Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?
Ученик 2: Конечно же, добрых, доброжелательных, милосердных.
Ученик 3: Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления.
Учитель: Да, конечно! Мы должны рассмотреть причины, чтобы никогда не столкнуться, а столкнуться, то преодолеть их.
Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Ученик 4: Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология - самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.
Ученик 5: Все чаще наши сверстники втягиваются, а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.
Ученик 6: За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.
Ученик 7: В Сараево более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.
Ученик 1: В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.
Ученик 2: В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.
1
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?
Ученик 3: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать.
Учитель: Итак, одну из причин мы выделили.
Ученик 4: Это война.
Ученик 5: Влияние телевидения.
Ученик 6: Может идти из семьи.
Ученик 7: Неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.
Учитель: Я думаю, основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем, чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя. Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежит лист бумаги. В одной колонке напишите характерные черты жестокого, злого человека, а в другой - доброго, назовем его так, обыкновенного человека.
(Заполняют листочки)
Учитель: Я предлагаю эти качества записать на «листьях» и закрепить на соответствующем дереве.
Качества жестокого человека | Качества доброго человека |
-Агрессивность | - Умение оказать помощь в любую минуту |
-Раздражительность | - Ласка, доброта |
-Нервозность | -Нежность |
-Мстительность | -Забота |
-Отсутствие ласки и нежности | -Сдержанность |
-Бессердечность | -Сострадание |
-Равнодушие | |
-Конфликтность | -Внимание |
-Хамство | -Неравнодушие |
-Цинизм | -Веселость |
-Хладнокровие | -Увлекательность |
-Холодность | -Образованность |
| -Интеллигентность |
| -Вежливость |
| -Культурное поведение |
| -Неконфликтность |
| -Сердечность |
| -Милосердие |
| -Доброжелательность |
Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:
Ученик 1: Вот это высокие качества и им нужно учиться, думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.
Учитель: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Как вы это понимаете, ребята?
Ученик 2: Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
Ученик 3: равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.
Ученик 4: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.
Ученик 5: читает стихотворение «Добро и Зло». (Стихотворение собственного сочинения)
Учитель: Спасибо за стихотворение.
Да, сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и смысл жизни. Послушайте еще одно стихотворение.
О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья, Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым тебя не назовешь.
И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она,
И будет тверд в удаче и несчастье, Которым, в сущности, цена одна.
И если ты готов к тому, что слово Твое в ловушку превращает плут,
И потерпев крушенье, можешь снова - Без прежних сил - возобновить свой труд, И если ты способен все, что стало Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала, Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы И только воля говорит : «Держись!»,
И если можешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянья Секундами, пускаясь в дальний бег,
- Земля, - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - Человек!
Учитель: Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести? (Учитель русского языка и литературы).
Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиозный пример милосердия, человеколюбия!
У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. Этот рассказ автобиографичен. Сам писатель написал об этом в статье «Уроки доброты». Мне запомнились такие его строки: «...добро возвращается через много лет совсем с другой стороны, значит, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия...»
В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием.
У А. Платонова есть необыкновенный герой - Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. Особенно берут за сердце слова писателя. «...Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его...». Доброта его перешла на неё, и она бесплатно лечила всех больных в городе.
Учитель: Ребята, вспомните, какие добрые дела мы с вами делаем?
(ответы детей).
Мы помогаем престарелым, учителям, которые на заслуженном отдыхе, поздравляем ветеранов войны и видим благодарность в их глазах, мы живем в селе, и многие нуждаются в нашей помощи. Наколоть дрова, принести воды из колодца, почистить снег у дома: нам это не сложно, а им приятно. Им хорошо даже от нашего внимания, мы это видим и нам приятно. Очень.
А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?
Ученик 1: Доброе дело - не забудется.
Ученик 2: Делая добро другим - себе помогаешь.
Ученик 3: Красота на один день - милосердие на век.
Ученик 4: Милосердие всегда кстати.
Ученик 5: Благо делающий никогда не пропадет.
Учитель: Молодцы! Какие глубокие мысли. Надеюсь, каждый из вас сейчас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами? И постараться развить все положительные качества в себе. Быть внимательным к людям, уметь видеть в людях, прежде всего только хорошее.
Ученик 6: Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно
гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.
Учитель: Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.
Послушайте отрывки из сочинений учащихся.
Старым, беспомощным людям нужно всегда помогать. Нельзя их оставлять без внимания и поддержки. Помогая им, надо думать о себе тоже: ты тоже стареть будешь, ты тоже можешь остаться завтра таким беспомощным. Если сделать доброе, хорошее дело, поможешь создать хорошее настроение, пожилые люди обрадуются, и тебе тоже станет приятно на душе.
Доброта - это не только желание что-либо сделать хорошее, доброта - это состояние человеческой души. Никто никого и никогда не может заставить сделать добро. Человек либо добр, либо нет. Все, что мы делаем, лежит на нашей совести. Я не могу и не хочу делать кому-либо неприятно и больно! Если даже придется страдать самой, я не оставлю беззащитные души в беде.
Учитель: В память о нашем мероприятии примите от нас памятку доброты:
« Жизнь дана на добрые дела»
«Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
«Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
«Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
«Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
«Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
«Любовь к родителям - основа добродетели» (Н. Радищев)
«Вежливость - первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)
Крылатые выражения.
Чувство благодарности приносит благодарность.
Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.
Вы причиняете страдания себе и другим не только обижая, но и обижаясь.
Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.
Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли.
Кто творит добро, тот процветает.
Мера душевного здоровья - это готовность во всем находить хорошее.
Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.
Добрым поступкам - сердце раскрыто. Недоброе слово, что огонь жжет.
Пословицы и поговорки.
Доброе дело само себя хвалит.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
С добром жить хорошо.
Добро худо переможет.
Учись доброму - худое на ум не пойдет.
Кто доброму учится, тот добром и живет.
Жизнь дана на добрые дела
Учитель.
Дорогие ребята. Никогда не забывайте тех дел, которые мы с вами делаем вместе. Делайте больше в жизни добра и получите взамен добро. Не обижайте окружающих вас людей. Заботьтесь о своих близких.Помогайте и дарите людям радость. Спасибо.