СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИКУМ

 

ПО

 

ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ, РЕШЕНИЯ, КЛЮЧИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

            Данная работа представляет собою приложение к  учебному пособию “Практикум по психологии” (ПГУПС, 1996). Она содержит различного рода сведения, касающиеся приведенных в этом пособии заданий: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам. Такого рода сведения необходимы,  прежде всего, для преподавателей, использующих это пособие на практических занятиях со студентами по курсу психологии. По методическим соображениям подобную информацию было бы нецелесообразно включать в текст учебного пособия: если студенты будут заранее, до практического занятия, знать, что и как им предстоит сделать, то это может во многих случаях исказить смысл и результаты их работы на нем, а предварительное знание ключей к тестам и интерпретаций их результатов лишает эти тесты их психодиагностического значения. Сказанное, однако, не исключает того, что данная работа может быть полезна также и для студентов, способных достаточно компетентно пользоваться содержащейся в ней информацией и проявляющих интерес к психологии, в особенности - для студентов, готовящихся стать психологами и менеджерами.

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


Кафедра прикладной психологии и социологии










ПРАКТИКУМ


ПО


ПСИХОЛОГИИ





КОММЕНТАРИИ, РЕШЕНИЯ, КЛЮЧИ
















САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996






ПРЕДИСЛОВИЕ


Данная работа представляет собою приложение к учебному пособию “Практикум по психологии” (ПГУПС, 1996). Она содержит различного рода сведения, касающиеся приведенных в этом пособии заданий: ответы на вопросы, решения задач, рекомендации по проведению упражнений и опытов, инструкции, ключи и пояснения к психодиагностическим методикам. Такого рода сведения необходимы, прежде всего, для преподавателей, использующих это пособие на практических занятиях со студентами по курсу психологии. По методическим соображениям подобную информацию было бы нецелесообразно включать в текст учебного пособия: если студенты будут заранее, до практического занятия, знать, что и как им предстоит сделать, то это может во многих случаях исказить смысл и результаты их работы на нем, а предварительное знание ключей к тестам и интерпретаций их результатов лишает эти тесты их психодиагностического значения. Сказанное, однако, не исключает того, что данная работа может быть полезна также и для студентов, способных достаточно компетентно пользоваться содержащейся в ней информацией и проявляющих интерес к психологии, в особенности - для студентов, готовящихся стать психологами и менеджерами.



Работа выполнена авторами “Практикума по психологии” -

М.В.Ивановым, А.С.Карминым, А.А.Отюговым, В.Е.Сараевой, Х.Э.Штейнбах.

Отв. ред. А.С.Кармин



1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ВНИМАНИЕ Числовой квадрат

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами таблица, на которой - числа от 1 до 40. Всего на ней 25 чисел, значит остальные 15 отсутствуют. Вам надо по порядку отыскивать имеющиеся в таблице числа и вычеркивать их в контрольном бланке. Исправления не допускаются.

Время выполнения задания - 1,5 мин.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения внимания):

Количество верных ответов

15

14

12-13

10-11

8-9

6-7

5

4

3

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1


Числа и буквы

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 49 чисел - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (распределения и переключения внимания):

Количество верных ответов

48

44-47

38-43

32-37

24-31

18-23

12-17

5-11

4

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1


Числовая таблица


КЛЮЧ


1) 627 2) 786 3) 782 4) 489 5) 345

6) 372 7) 852 8) 293 9) 645 10) 459











273

529

432

697

978

7) 489

456

324

842

354

923

576

873

3) 345

648

563

754

382

364

6) 786

763

427

963

239

896

243

739

9) 293

683

724

728

498

759

438

583

234

825

546

597

734

635

576

846

253

1) 627

883

857

352

972

534

932

5) 645

942

524

393

624

678

945

2) 782

283

259

469

836

594

638

425

927

10) 459

98

574

895

357

795

376

654

389

742

589

835

492

659

297

537

379

954

362

4) 852

475

938

745

673

248

349

867

953

472

863

285

798

8) 372



Тест Мюнстерберга на восприятие


ИНСТРУКЦИЯ: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - Просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

Время выполнения задания - 2 мин.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов

В тексте содержится 25 слов.


КЛЮЧ:

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт



ПАМЯТЬ Оперативная память

ИНСТРУКЦИЯ: Найти в каждой строке слово, порядок букв которого соответствует порядку символов в левой клетке этой строки. Например, последовательности символов ´?+? соответствует порядок букв слове “голос”.

Время выполнения задания - 10 мин.


КЛЮЧ:

1 - озон

2 - тест

3 - игла

4 - хата

5 - бобр

6 - титул

7 - банан

8 - атлет

9 - астра

10 - тахта

11 - клапан

12 - рекорд

13 - слалом

14 - пехота

15 - каркас

16 - казарма

17 - принцип

18 - резервы

19 - тактика

20 - гонорар

21 - смекалка

22 - оперение

23 - характер

24 - препарат

25 - инстинкт

Тест оценивает как оперативную память, так и объем, распределение и переключение внимания.

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА:

Найдено по крайней мере 1 слово в строке с числом знаков

4

5

6







Найдены слова не менее чем в 2-х строках с числом знаков


4

5

6






Найдены слова не менее чем в 3-х строках с числом знаков



4

5

6

7




Найдены слова не менее чем в 4-х строках с числом знаков





5

6

7

8


Найдены слова в 5 строках с числом знаков







6

7

8

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Объем кратковременной памяти Десять слов

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по формуле:

Формула (*)

где m - число правильно названных слов, а n - общее количество слов.

НОРМА: 7±2 единицы, то есть 50-90%.


Двадцать слов

ЗАДАНИЕ: Среди 20 слов найти 10 тех, которые использовались в предыдущем упражнении (“Десять слов”).


КОЭФФИЦИЕНТ УЗНАВАНИЯ определяется по формуле (*):

где m - число правильно названных слов, а n = 10.


Десять чисел

ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ определяется по той же формуле (*), где m - количество правильно названных чисел, а n - общее количество чисел.

НОРМА: 7±2 единицы, то есть 50-90%.


Опосредованное запоминание Метод ассоциаций

ЗАДАНИЕ: Сравнить объем запоминания в 1-м и 2-м опытах.


Метод пиктограмм

ЗАДАНИЕ: Каждое слово зашифровать рисунком, а затем по этим рисункам восстановить названные слова. Объем запоминания можно оценивать по той же формуле (*), что и в предыдущих упражнениях.


Непроизвольное запоминание

ЗАДАНИЕ: Участники делятся на две группы. Одной группе предлагается классифицировать слова на три типа - 1) живая природа, 2) профессии, 3) отвлеченные понятия. Перед другой группой ставится задача считать буквы в каждом слове. Затем всем предлагается записать те слова. которые они помнят. Объем запоминания определяется по формуле (*).

Результаты сравниваются и обсуждаются.

МЫШЛЕНИЕ Буквы

ЗАДАНИЕ: Вписать недостающие буквы.


КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

Перо

Дерево

Полка

Звонок

Святость

Гора

Замок

Обруч

Книга

Кустарник

Поле

Камень

Картон

Сверло

Учитель

Коса

Сарай

Зерно

Крыша

Апельсин

Тело

Невод

Устав

Трава

Станция

Пуля

Холод

Сугроб

Биржа

Чернила

Вера

Песок

Восток

Сварка

Капуста

Сажа

Козел

Ущелье

Труба

Трусость

Душа

Зелень

Пиджак

Слава

Слепота

Река

Телега

Бульон

Пчела

Контора


Слова

ЗАДАНИЕ: Найти пропущенные слова.

КЛЮЧ:

день, растопить, ручьям, воды, травой, оттепели, дома, улицы, оно, крышах, железом, магазинов ручках, реки, теплохода, заглядывало, говорило, красота.


Выбор слов Одно из четырех

ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строчке из четырех слов три обозначают однородные предметы, а четвертое - предмет другого рода. Укажите (подчеркните) это слово.

КЛЮЧ:

1) токарь 2) солнце 3) вегетарианец 4) шнурки 5) пол

6) горячий 7) трактор 8) букварь 9) град 10) очки


Одно из пяти

ИНСТРУКЦИЯ: В каждой строке таблицы слева приведена пара слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Справа дано слово, к которому надо подобрать одно из пяти помещенных ниже слов, чтобы получилась пара, в которой слова относились бы друг к другу так же, как и в левой паре.

КЛЮЧ:

1) труба 2) телега 3) твердый 4) молчать 5) клюв

6) яйцо 7) читатель 8) столяр 9) очки 10) осень


Ассоциативный эксперимент

СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ: Экспериментатор произносит слова (сначала первого столбца, затем второго и т.д.), а испытуемый должен отвечать на каждое слово первым пришедшим ему в голову словом - и как можно быстрее.


Перевод с русского на суахили

РЕШЕНИЕ: Нивапенда


Задачи мудрого Саида Задача о ленточках

РЕШЕНИЕ: Один из мудрецов догадался, что у него на голове черная ленточка.

  1. Если бы один из мудрецов увидел на других две белых ленточки, он сразу бы понял, что у него черная.

  1. Если бы он видел на других одну белую и одну черную ленточку, то у него опять-таки должна быть черная, т.к. иначе тот, у кого черная, сразу же догадался бы об этом. Значит, каждый видит на других черные ленточки.

  1. И у него самого тоже должна быть черная, т.к. в противном случае кто-то из других увидел бы ситуацию 2).


Задача о драгоценных камнях

РЕШЕНИЕ: Не случайно Саиду пришлось задать 7 вопросов, прежде чем мудрецы сумели выполнить его задание.

  1. Рассмотрим ход логических рассуждений мудрецов, когда положен только один изумруд. В этом случае задача решается только при условии, что мудрецам было заранее известно, что хотя бы одному из них будет положен изумруд. Тогда мудрец, которому положен изумруд, зная, что у всех остальных - рубины, сделает вывод, что у него изумруд.

  1. Если изумруды положены двум мудрецам, то каждый из них рассуждает так: "Я знаю точно, что у одного из стоящих передо мною - изумруд. Следовательно, было положено либо один либо два изумруда. Но если бы был положен только один изумруд, то мудрец, у которого он лежит, вышел бы вперед. Но он после первой просьбы Саида не вышел. Значит, он видел, что мне положили изумруд и считал, что я должен был бы выйти после первого вопроса. Итак, у нас обоих - изумруды. При втором вопросе в таком случае оба мудреца выходят и кладут свои шкатулки перед Визирем.

  1. Если положено, например, 4 изумруда, то каждый из четырех мудрецов, в чьих шкатулках они лежат, знает, что положено минимум 3 изумруда, и поэтому ждут третьей просьбы. Если и после нее мудрецы не выходят, то делается заключение, что положено не 3, а 4 изумруда, и после 4-го вопроса выйдут четверо и т.д.

  1. Согласно условиям, мы знаем, что мудрецы вышли после седьмого вопроса. Следовательно, изумруды были положены семерым из них.




ПОНИМАНИЕ Выражения

КЛЮЧ:

1. (3)

2. (2)

3. (2)

4.(3)

5. (3)

6.(4)

7.(2)

8. (1)

9.(4)

10. (4)


Тексты Специфика психологии

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

в

г

2

в

в


"Китайская комната"

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

а

б

б

г

в



КРЕАТИВНОСТЬ Проба Кулюткина

ИНСТРУКЦИЯ: В каждом столбце найти среди четырех заданных сочетаний одно, отличающееся от остальных трех. В бланке для ответов указать букву, обозначающую найденное сочетание.

Время выполнения всех задач - 15 мин.

КЛЮЧ:


Задание 1: 1) г 2) в 3) в Задание 2: 1) г 2) б 3) г Задание 3: 1) в 2) г 3) б

Задание 4: 1) б 2) б 3) б


Может быть сделана балльная оценка выполнения заданий:

За правильное решение

задания 1 0 баллов

задания 2 1 балл

задания 3 3 балла

задания 4 6 баллов

Максимальная общая сумма - 10 баллов.





2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


ТЕСТ АЙЗЕНКА


КЛЮЧИ

Шкала “Э”

1 - да

3 - да

5 - нет

8 - да

10 - да

13 - да

15 - нет

17 - да

20 - нет

22 - да

25 - да

27- да

29 - нет

32 - да

34 - нет

37 - нет

39 - да

41 - нет

44 - да

46 - да

49 - да

51 - да

53 - да

56 - нет

Шкала “Н”

2 - нет

4 - нет

7 - нет

9 - нет

11 - нет

14 - нет

16 - нет

19 - нет

21 - нет

23 - нет

26 - нет

28 - нет

31 - нет

33 - нет

35 - нет

38 - нет

40 - нет

43 - нет

45 - нет

47 - нет

50 - нет

52 - нет

55 - нет

57 - нет

Шкала “Л”

6 - да

12 - нет

18 - нет

24 - да

30 - нет

36 - да

42 - нет

48 -нет

54 - да



КРУГ АЙЗЕНКА”


угрюмый


1

обидчивый

тревожный


2

беспокойный

неподатливый


3

агрессивный

неуравновешенный


4

возбудимый

пессимистичный


5

переменчивый

замкнутый


6

импульсивный

необщительный


7

оптимистический

тихий



8

активный



9


меланхолик



10

холерик




11



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24



13




14


флегматик



15

сангвиник



16


пассивный


17

общительный

старательный


18

открытый

вдумчивый


19

разговорчивый

миролюбивый


20

доступный

сдержанный


21

беспечный

надежный


22

живой

уравновешенный


23

беззаботный

спокойный


24

инициативный



ТЕСТ КЭТТЭЛЛА



КЛЮЧ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

a

? 2



? 2



? 2

? 2

? 2

? 2




? 2

? 2

? 2

? 2

b

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c


? 2



? 2

? 2





? 2

? 2

? 2
























18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

a


? 2


? 2


? 2


? 2

? 2



? 2

? 2

? 2


? 2


b

? 1

? 1


? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c

? 2


? 1


? 2


? 2



? 2

? 2




? 2


? 2




















35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

a





? 2


? 2




? 2

? 2



? 2

? 2


b

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c

? 2

? 2


? 2


? 2


? 2

? 2

? 2



? 2

? 2



? 2




















52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

a

? 2

? 2


? 2

? 2

? 2


? 2

? 2


? 2

? 2

? 2


? 2


? 2

b

? 1

? 1


? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c



? 1




? 2



? 2




? 2


? 2





















69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

a


? 2

? 1



? 2

? 2

? 2


? 2

? 2







b

? 1

? 1


? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c

? 2



? 2

? 2




? 2



? 2

? 2

? 2

? 2

? 2

? 2




















86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

a





? 2





? 2



? 2

? 2



? 2

b

? 1

? 1


? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

? 1

c

? 2

? 2

? 1

? 2


? 2

? 2

? 2

? 2


? 2

? 2



? 2

? 2





















103


104















a



? 1















b

? 1

















с

? 2






































105















a


















b



? 1















c




































å



















МD

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4






ФАКТОРЫ:

MD - адекватность самооценки

A - замкнутость - общительность

B - интеллект

C - эмоциональная устойчивость - неустойчивость

E - уступчивость - доминантность

F - сдержанность - эспрессивность

G - безответственность - нормативность

H - робость - смелость

I - жесткость - чувствительность

L - доверчивость - настороженность

M - практичность - развитое воображение

N - прямолинейность - дипломатичность

O - уверенность в себе - тревожность

Q1 - консерватизм - радикализм

Q2 - конформизм - нонконформизм

Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль

Q4 - расслабленность - напряженность


ТЕСТ КЕЙРСИ

Методика Д.Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:

E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия

S (Sensation) & N(iNtuition) - здравомыслие-интуиция

T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-чувствование

J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительность-импульсивность.


Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий; главная черта - стремление к свободе) определяется сочетанием SP:

ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.

ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.

ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.

ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.

Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей; главная черта - чувство ответственности) определяется сочетанием SJ:

ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.

ISFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.

ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жизни - долг, план, порядок, иерархия.

ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.

Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению) определяется сочетанием NF:

ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.

INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.

ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.

INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.

Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей; главная черта - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству) определяется сочетанием NT:

ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.

INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.

ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.

INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.


Способ подсчета баллов по бланку опросника и определения формулы психологического типа по Д.Кейрси указан в “Практикуме по психологии”.

Можно также ввести величину åb , характеризующую Яркость выраженности типа. åb определяется следующим образом:

  • для пары (E-I) - от большего числа отнять 5 и результат умножить на 2;

  • для остальных пар -от большего числа отнять 10.

Полученные числа суммируются.

Яркие типы: 20åb. Неяркие типы: 0åb.




ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛЕОНГАРДА


ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ-ЛИЧКО:

  1. Гипертимная - повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

  2. Возбудимая - повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.

  3. Эмотивная - чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

  4. Педантичная - ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.

  5. Тревожная - высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.

  6. Циклотимная - периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

  7. Демонстративная - демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

  8. Неуравновешенная - слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.

  9. Дистимная - сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.

  10. Экзальтированная - большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.


КЛЮЧ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1+

2+

3+

4+

5-

6+

7+

8+

9+

10+

1+

2-

3+

4+

2+

5+

4+

6+

7+

7+

9+

7+

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

1+

2+

3-

4+

5+

6+

7+

8+

9-

10+

1+

2+

3+

4-

2+

5+

4+

6+

7+

8+

9+

7+

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

1+

2-

3+

4+

5+

6+

7-

8+

9-

10+

1+

2+

3+

4+

2-

5+

4+

6+

7+

8+

9-

7+

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

1+

2+

3+

4+

5+

6+

7+

8+

9+

10+

1+

2+

3+

4+

2+

5+

4+

6+

7+

8+

9+

7+


Опросник содержит 10 шкал, отражающих типы акцентуаций. В ключе числа означают номера шкал. Если ответ испытуемого совпадает со стоящим в клетке после номера шкалы знаком “+” или “-”, ему засчитывается один балл по данной шкале. При подсчете результатов тестирования набранная по каждой шкале сумма баллов умножается на указанный коэффициент.


ШКАЛЫ

1- Гипертимность

+

1

11

23

33

45

55

67

77

-

нет

Полученную сумму умножить на 3


2 - Возбудимость

+

2

15

24

34

37

56

68

78

81

-

12

46

59

Полученную сумму умножить на 2


3 - Эмотивность

+

3

13

35

47

57

69

79

-

25

Полученную сумму умножить на 3


4 - Педантичность

+

4

14

17

26

39

48

58

61

70

80

83

-

36

Полученную сумму умножить на 2

5 - Тревожность

+

16

27

38

49

60

71

82

-

5

Полученную сумму умножить на 3


6 - Циклотимность

+

6

18

28

40

50

62

72

84

-

нет

Полученную сумму умножить на 3


7- Демонстративность

+

7

19

22

29

41

44

63

66

73

85

88

-

51

Полученную сумму умножить на 2



8 - Неуравновешенность

+

8

20

30

42

52

64

74

86

-

нет

Полученную сумму умножить на 3


9 - Дистимность

+

9

21

43

75

87

-

31

53

65

Полученную сумму умножить на 3


10 - Экзальтированность

+

10

32

54

76

-

нет

Полученную сумму умножить на 6


При подсчете баллов по каждой шкале суммировать ответы на пункты в строках “+” со свои знаком и на пункты в строках “-” с обратным знаком.



МЕТОДИКА ОЦЕНОЧНОЙ БИПОЛЯРИЗАЦИИ (по Фидлеру)

Вычисляется разность между суммами баллов по разделам А и Б:

D = SА - SБ.

Величина D характеризует стиль поведения индивида по отношению к окружающим его людям. Чем выше значение D , тем больше его эмоции влияют на рациональную оценку качеств человека. Степень этого влияния сказывается на таких параметрах отношения данного индивида к другим людям, как “мягкость-жесткость” и “объективность-пристрастность”. Низким значениям D соответствуют мягкость и объективность, высоким - жесткость и пристрастность.

D мягкость”. Объективность, способность видеть и положительные и отрицательные качества человека, терпимость в оценке людей - даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких людей. Склонность к мягкому стилю руководства.

20 D уравновешенность”. Эмоциональное отношение к людям, симпатии и антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства и недостатки. В стиле руководства - сочетание мягкости и твердости.

40 D жесткость”. Оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки “хороших” людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и, наоборот, у “плохих” недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства.

D 60: “сверхжесткость”. Необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет “своих” и “чужих”; в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, - одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства.



ОПРОСНИК УСК


Опросник диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля - интернального и экстернального, и, соответственно, двух типов людей - интерналов и экстерналов.

. ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек считает, что происходящие с ним события зависят, прежде всего, от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности

ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств - условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т.д.

Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.

Высокие показатели по шкале УСК (сумма баллов Þ 44) соответствуют интернальному типу, низкие (сумма баллов Þ 0) - экстернальному типу. Среднее значение (20-22 баллов) являются границей между этими типами.


КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+


23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

+

За каждое совпадение знаков в ключе и в ответе испытуемого ему засчитывается 1 балл.



ОПРОСНИК RSK (по Шуберту)


Положительные ответы на вопросы свидетельствуют о склонности к риску в условиях опасности.

Оценка результатов тестирования дается путем сравнения общей суммы баллов испытуемого со средней суммой баллов по группе.




МОТИВАЦИЯ Опросник ПД (потребности в достижениях) Орлова


КЛЮЧ

?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Да


1




1

1

1






1


1


1

1


1

1

Нет

1


1

1

1




1

1

1

1

1


1


1



1




Уровень потребности в достижениях определяется общей суммой баллов, подсчитанной по ключу. Эта сумма переводится в шкальную оценку уровня ПД в соответствии с таблицей:


Сумма баллов

2-9

10

11

12

13

14

15

16

17

18-21

Шкальная оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень ПД

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий


Лицам, имеющим высокий уровень потребности в достижении, свойственны:

  • настойчивость в достижении целей;

  • неудовлетворенность достигнутым;

  • склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;

  • неспособность плохо работать;

  • постоянное стремление сделать дело лучше;

  • потребность изобретать новые приемы работы;

  • неудовлетворенность легким успехом;

  • отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха;

  • готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач.




Опросник Мехрабиана


КЛЮЧИ:

Форма А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-


17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

+

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-


Форма Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

-


16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-


В приведенных ключах знаком "+" отмечены прямые, а знаком "-" обратные утверждения опросника.

Ответам на пункты опросника приписываются баллы в соответствии со следующими таблицами:


На прямые утверждения


На обратные утверждения

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3


-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

1

2

3

4

5

6

7


7

6

5

4

3

2

1


Подсчитывается общая сумма баллов.


В основе теста лежит выделение поведенческих коррелятов мотива стремления к успеху (СУ) и мотива избегания неудачи (ИН). Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов над другим (разность СУ - ИН). Высокие показатели по тесту означают, что СУИН, низкие - СУИН.

Для определения доминирующей тенденции у испытуемого баллы всей выборки ранжируются. Верхние 27% характеризуются мотивом ориентации на успех, нижние 27% - ориентацией на избегание неудачи.


МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ


ОТВЕТЫ


1. Вымещение

2. Рационализация

3. Замещение

4. Рационализация

5. Рационализация

6. Подавление

7. Игнорирование


8. Вытеснение

9. Сублимация

10. Проекция

11. Сублимация

12. Противопол. реакция

13. Замещение

14.Противопол.реакция


15. Проекция

16. Вымещение

17. Противопол. реакция

18. Проекция

19. Рационализация

20. Игнорирование


ОПРОСНИК КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА


С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической защиты. Опросник содержит 8 шкал:


  1. Реактивные образования: 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.

  1. Отрицание реальности: 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90.

  1. Замещение: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.

  1. Регрессия: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75,84

  1. Компенсация: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85.

  1. Проекция: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 82, 88.

  1. Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.

  1. Рационализация: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91.



КЛЮЧ:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

2

4

5

8

4

7

8

3

4

3

7

6

4

8

5

5

1

5

3

2

3

6

2


24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

5

3

2

4

6

6

8

7

4

5

7

4

7

3

8

2

4

7

2

8

2

6

2


47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

2

8

3

4

8

5

1

4

7

8

5

3

6

8

1

4

2

4

1

1

6

4

1


70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

4

6

4

7

1

4

3

7

8

6

1

1

6

5

4

5

1

8

6

3

2

8

7




МЕТОДИКА УНП

(уровень невротизации и психопатизации)


При диагностике психозов и неврозов трудно трудно установить границу между нормой и патологией. Существует точка зрения, что психическое заболевание может трактоваться как гипертрофированное развитие нормальных функций. Тем не менее, и психоз и невроз означает нарушение адаптации личности к среде. При этом в случае невроза человек осознает некоторую неадекватность своего поведения, а в случае психоза - не осознает.

Для обработки результатов используются приводимые ниже ключи.

Как в шкале психопатизации, так и в шкале невротизации весьма условной границей нормы является нулевой результат. Отрицательные значения говорят о наличии психопатологических или невротических тенденций. Чем ниже сумма баллов, тем ярче выражено отклонение от нормы

.


3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ТЕСТ ТОМАСА






Доминирование


Сотрудничество





Компромисс





Избегание


Приспособление



КЛЮЧ


?

Доминиро-

вание

Сотрудни-

чество

Компромисс

Избегание

Приспособ-

ление

1




А

Б

2


Б

А



3

А




Б

4



А


Б

5


А


Б


6

Б



А


7



Б

А


8

А

Б




9

Б



А


10

А





11


А



Б

12



Б

А


13

Б


А



14

Б

А




15




Б

А

16

Б




А

17

А



Б


18



Б


А

19


А


Б


20


А

Б



21


Б



А

22

Б


А



23


А


Б


24



Б


А

25

А




Б

26


Б

А



27




А

Б

28

А

Б




29



А

Б


30


Б



А

Всего







СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 2

1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 3

ВНИМАНИЕ 3

Числовой квадрат 3

Числа и буквы 3

Числовая таблица 3

Тест Мюнстерберга на восприятие 4

ПАМЯТЬ 4

Оперативная память 4

Объем кратковременной памяти 5

Опосредованное запоминание 5

Непроизвольное запоминание 5

МЫШЛЕНИЕ 6

Буквы 6

Слова 6

Выбор слов 6

Ассоциативный эксперимент 7

Перевод с русского на суахили 7

Задачи мудрого Саида 7

ПОНИМАНИЕ 8

Выражения 8

Тексты 8

КРЕАТИВНОСТЬ 8

Проба Кулюткина 8

2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 9

ТЕСТ АЙЗЕНКА 9

ТЕСТ КЭТТЭЛЛА 10

ТЕСТ КЕЙРСИ 11

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛЕОНГАРДА 13

МЕТОДИКА ОЦЕНОЧНОЙ БИПОЛЯРИЗАЦИИ (по Фидлеру) 14

ОПРОСНИК УСК 15

ОПРОСНИК RSK (по Шуберту) 16

МОТИВАЦИЯ 16

Опросник ПД (потребности в достижениях) Орлова 16

Опросник Мехрабиана 17

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 17

ОПРОСНИК КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА 18

МЕТОДИКА УНП 18

3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 20

ТЕСТ ТОМАСА 20