Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно- математических дисциплин МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Руководитель ШМО _________/ С.Г.Русева/ Протокол от 17.08.2018 № 5 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» __________/Т.В.Климук/ 24.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» ________/Л.В. Кожевникова/ Приказ от 28.08.2018 № 338 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования _________ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ________
(начальное, основное или среднее общее образование)
Класс _______5-В класс__________________________
Уровень изучения предмета (базовый, профильный)___БАЗОВЫЙ______________
Количество часов _34 часа в год, 1 час в неделю___
(общее количество за год, в неделю)
УчительДокаева Анастасия Сергеевна
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основеАвторской программы «Биология. Живой организм. 5-6класс» - авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.: - М. Просвещение. 2011- (Стандарт второго поколения)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2018/2019 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Рабочая программа для образовательных учреждений Республики Крым для 5-6, утверждённая коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 26.05.2016 пр. №3/5: Рабочая программа по биологии (5-6 класс) для общеобразовательных учреждений Республики Крым, авторы: Терехова А.В., Кузнецова Н.Н., Черняева А.Ю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой (издательство «Просвещение», линия УМК «Сфера»):
- Биология. Живой организм. 5-6 классы. Авторы учебно-методических комплексов «Сферы»: Сухорукова Людмила Николаевна и Кучменко Валерия Семеновна. - М. Просвещение, 2014.
Место учебного предмета биология в учебном плане относится к образовательной области естественно-научные предметы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5–го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю при 34 учебных неделях в течение одного учебного года на базовом уровне - всего 34 часа.
Цели и задачи предмета:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
В связи с этим целью обучения раздела биологии«Живые организмы»является:
- освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
1.Планируемые результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в 5 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные УДД
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Ученик сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования), определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УДД
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Ученик сможет:
сравнивать, классифицировать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности, делать вывод, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов, распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды, выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УДД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Ученик сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности, играть определенную роль в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, определять свои действия и действия партнера, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, организовывать учебное взаимодействие в группе;
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности, использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учётом этических и правовых норм, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные
Ученик научится:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;
осуществлять классификацию биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснять роль различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различать на таблицах, моделях, гербарных образцах органы цветкового растения;
сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
использовать методы биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
(34 часа)
Раздел. Введение (3 часа)
Раздел «Разнообразие живых организмов. Среды обитания» (12 часов)
Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Правила работы в кабинете биологии, с лабораторным оборудованием.
Раздел «Клеточное строение организмов» (10 часов)
Клетки и ткани растений. Клетки и ткани животных.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Основные растительные сообщества. Значение растений в природе и жизни человека.
Многообразие (типы животных), их роль в природе и жизни человека. Приспособления к различным средам обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), постоянные микропрепараты.
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений. Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Классификация организмов. Строение растительной клетки.
Раздел «Ткани живых организмов» (8 часов)
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных). Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов. Грибы – паразиты. Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего). Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Строение вируса.
Раздел «Повторение» (1 час)
Лабораторные работы:
№1. Состав клеток растений*
№2. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи или др. объектов)
№3. Изучение одноклеточных животных
№4. Строение покровной ткани растений
Практические работы:
№1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
№2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Экскурсии
№1. Осенние явления в жизни растений родного края*
№ 2. Весенние явления в жизни растений родного края*
3. Тематическое планирование
5 класс
РАЗДЕЛ « Живые организмы»
(34 часа)
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
Пр.р. | Лаб.р. | Экс. |
1 | Введение | 3 | | | | 1 |
2 | Разнообразие живых организмов. Среды жизни | 12 | 1 | | | |
3 | Клеточное строение живых организмов. | 10 | | 2 | 3 | |
4 | Ткани живых организмов | 8 | 1 | | | 1 |
5 | Повторение | 1 | | | | |
| Итого | 34 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно- математических дисциплин МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Руководитель ШМО _________/ С.Г.Русева/ Протокол от 17.08.2018 № 5 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» __________/Т.В.Климук/ 24.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» ________/Л.В. Кожевникова/ Приказ от 28.08.2018 № 338 |
Календарно – тематическое планирование
на 2018/2019 учебный год
Учебный предмет_ биология
Класс______5-В
Количество часов: в неделю __1_; всего за год __34
Учитель: Докаева Анастасия Сергеевна
Планирование составлено на основе: Авторской программы «Биология. Живой организм. 5-6класс» - авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.: - М. Просвещение. 2011- (Стандарт второго поколения)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение | 3 | | |
1 | Биология - наука о живых организмах | 1 | 06.09 | |
2 | Условия, необходимые для жизни организмов | 1 | 13.09 | |
3 | Экскурсия: Осенние явления в жизни растений родного края | 1 | 20.09 | |
|
2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни | 12 | | |
4 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | 1 | 27.09 | |
5 | Деление царств на группы | 1 | 04.10 | |
6 | Среда обитания. Экологические факторы | 1 | 11.10 | |
7 | Вода как среда жизни ЛР1.Экологические группы растений по отношению к воде | 1 | 18.10 | |
8 | Наземно-воздушная среда жизни | 1 | 25.10 | |
9 | Свет в жизни растений и животных | 1 | 08.11 | |
10 | Почва как среда жизни | 1 | 10.11 | |
11 | Организменная среда жизни | 1 | 15.11 | |
12 | Сообщество живых организмов | 1 | 22.11 | |
13 | Роль грибов и бактерий | 1 | 29.11 | |
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» Контрольная работа№1 | 1 | 06.12 | |
15 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе | 1 | 13.12 | |
3. Клеточное строение живых организмов | 10 | | |
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов | 1 | 20.12 | |
17 | Устройство увеличительных приборов ЛР2.Устройство увеличительных приборов | 1 | 27.12 | |
18 | Состав и строение клеток ЛР3. Составклеток растений | 1 | 10.01 | |
19 | Строение бактериальной клетки | 1 | 17.01 | |
20 | Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы | 1 | 24.01 | |
21 | Строение клеток ЛР4.Строение клеток растений | 1 | 31.01 | |
22 | Образование новых клеток | 1 | 07.02 | |
23 | Одноклеточные организмы ЛР5. Строение одноклеточных организмов | 1 | 14.02 | |
24 | Колониальные и многоклеточные организмы | 1 | 21.02 | |
25 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение живых организмов» Контрольная работа №2 | 1 | 28.02 | |
4. Ткани живых организмов | 9 | | |
26 | Покровные ткани растений и животных | 1 | 07.03 | |
27 | Строение покровной ткани листа ЛР6.Строение покровной ткани листа | 1 | 14.03 | |
28 | Механические и проводящие ткани растений | 1 | 21.03 | |
29 | Основные и образовательные ткани растений ЛР7.Строение основных и образовательных тканей листа | 1 | 04.04 | |
30 | Соединительные ткани животных ЛР8.Строение соединительных тканей животных | 1 | 11.04 | |
31 | Мышечная и нервная ткани животных ЛР9.Строение мышечных и нервных тканей животных | 1 | 18.04 | |
32 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Клеточное строение живых организмов», «Ткани живых организмов» | 1 | 25.04 | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 16.05 | |
34 | Экскурсия « Весенние явления в жизни растений родного края» | 1 | 23.05 | |
Резерв 1 час | | | |
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________/Л.В. Кожевникова/
«___»________20___ г.
Класс | Название раздела | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |