СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 классов.В нашей школе три пятых классов.Предтавлены программы для трех пятых классов

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

города Саки Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно- математических дисциплин МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Руководитель ШМО

_________/ С.Г.Русева/

Протокол от 17.08.2018 № 5

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

__________/Т.В.Климук/


24.08.2018

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

________/Л.В. Кожевникова/


Приказ от 28.08.2018 № 338






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета или курса)


Уровень образования _________ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ________

(начальное, основное или среднее общее образование)


Класс _______5-В класс__________________________


Уровень изучения предмета (базовый, профильный)___БАЗОВЫЙ______________


Количество часов _34 часа в год, 1 час в неделю___

(общее количество за год, в неделю)


УчительДокаева Анастасия Сергеевна

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основеАвторской программы «Биология. Живой организм. 5-6класс» - авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.: - М. Просвещение. 2011- (Стандарт второго поколения)

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)



2018/2019 учебный год


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

  5. Рабочая программа для образовательных учреждений Республики Крым для 5-6, утверждённая коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 26.05.2016 пр. №3/5: Рабочая программа по биологии (5-6 класс) для общеобразовательных учреждений Республики Крым, авторы: Терехова А.В., Кузнецова Н.Н., Черняева А.Ю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой (издательство «Просвещение», линия УМК «Сфера»):

- Биология. Живой организм. 5-6 классы. Авторы учебно-методических комплексов «Сферы»: Сухорукова Людмила Николаевна и Кучменко Валерия Семеновна. - М. Просвещение, 2014.

Место учебного предмета биология в учебном плане относится к образовательной области естественно-научные предметы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов.

Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5–го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю при 34 учебных неделях в течение одного учебного года на базовом уровне - всего 34 часа.

Цели и задачи предмета:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

В связи с этим целью обучения раздела биологии«Живые организмы»является:

- освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.





























1.Планируемые результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета


Требования к результатам освоения курса биологии в 5 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные:

Регулятивные УДД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.



Ученик сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования), определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УДД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Ученик сможет:

  • сравнивать, классифицировать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности, делать вывод, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

  • определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов, распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды, выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УДД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Ученик сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности, играть определенную роль в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, определять свои действия и действия партнера, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности, использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учётом этических и правовых норм, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные

Ученик научится:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

  • приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

  • осуществлять классификацию биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснять роль различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различать на таблицах, моделях, гербарных образцах органы цветкового растения;

  • сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • использовать методы биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

4. В сфере физической деятельности:

  • рациональной организации труда и отдыха, выращиваниюи размножению культурных растений и домашних животных, уходу за ними.

5. В эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

2. Содержание учебного предмета


5 класс

(34 часа)

  1. Раздел. Введение (3 часа)

  2. Раздел «Разнообразие живых организмов. Среды обитания» (12 часов)

Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Правила работы в кабинете биологии, с лабораторным оборудованием.

  1. Раздел «Клеточное строение организмов» (10 часов)

Клетки и ткани растений. Клетки и ткани животных.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Основные растительные сообщества. Значение растений в природе и жизни человека.

Многообразие (типы животных), их роль в природе и жизни человека. Приспособления к различным средам обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), постоянные микропрепараты.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений. Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Классификация организмов. Строение растительной клетки.

  1. Раздел «Ткани живых организмов» (8 часов)

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных). Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба. Многообразие грибов. Грибы – паразиты. Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего). Животные – возбудители и переносчики заболеваний. Строение вируса.

  1. Раздел «Повторение» (1 час)

Лабораторные работы:

№1. Состав клеток растений*

№2. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи или др. объектов)

№3. Изучение одноклеточных животных

№4. Строение покровной ткани растений

Практические работы:

№1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

№2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Экскурсии

№1. Осенние явления в жизни растений родного края*

№ 2. Весенние явления в жизни растений родного края*


3. Тематическое планирование

5 класс

РАЗДЕЛ « Живые организмы»

(34 часа)

раздела и тем

Наименование

разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

Пр.р.

Лаб.р.

Экс.

1

Введение

3




1

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни


12

1




3

Клеточное строение живых организмов.


10


2

3


4

Ткани живых организмов

8

1



1

5

Повторение

1






Итого

34

2

2

3

2






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»

города Саки Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно- математических дисциплин МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

Руководитель ШМО

_________/ С.Г.Русева/

Протокол от 17.08.2018 № 5

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

__________/Т.В.Климук/


24.08.2018

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Сакская СШ №1

им. Героя Советского Союза

В.К. Гайнутдинова»

________/Л.В. Кожевникова/


Приказ от 28.08.2018 № 338


Календарно – тематическое планирование

на 2018/2019 учебный год



Учебный предмет_ биология


Класс______5-В


Количество часов: в неделю __1_; всего за год __34


Учитель: Докаева Анастасия Сергеевна


Планирование составлено на основе: Авторской программы «Биология. Живой организм. 5-6класс» - авт. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я.: - М. Просвещение. 2011- (Стандарт второго поколения)




урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение

3



1

Биология - наука о живых организмах

1

06.09


2

Условия, необходимые для жизни организмов

1

13.09


3

Экскурсия: Осенние явления в жизни растений родного края

1

20.09



2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни


12



4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

27.09


5

Деление царств на группы

1

04.10


6

Среда обитания. Экологические факторы

1

11.10


7

Вода как среда жизни

ЛР1.Экологические группы растений по отношению к воде


1

18.10


8

Наземно-воздушная среда жизни

1

25.10


9

Свет в жизни растений и животных

1

08.11


10

Почва как среда жизни

1

10.11


11

Организменная среда жизни

1

15.11


12

Сообщество живых организмов

1

22.11


13

Роль грибов и бактерий

1

29.11


14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Контрольная работа№1

1

06.12


15

Типы взаимоотношений организмов в сообществе

1

13.12


3. Клеточное строение живых организмов

10



16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

1

20.12


17

Устройство увеличительных приборов

ЛР2.Устройство увеличительных приборов


1

27.12


18

Состав и строение клеток ЛР3. Составклеток растений

1

10.01


19

Строение бактериальной клетки

1

17.01


20

Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы

1

24.01


21

Строение клеток

ЛР4.Строение клеток растений


1

31.01


22

Образование новых клеток

1

07.02


23

Одноклеточные организмы

ЛР5. Строение одноклеточных организмов


1

14.02


24

Колониальные и многоклеточные организмы

1

21.02


25

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение живых организмов»

Контрольная работа №2

1

28.02


4. Ткани живых организмов

9



26

Покровные ткани растений и животных

1

07.03


27

Строение покровной ткани листа

ЛР6.Строение покровной ткани листа


1

14.03


28

Механические и проводящие ткани растений


1

21.03


29

Основные и образовательные ткани растений

ЛР7.Строение основных и образовательных тканей листа


1

04.04


30

Соединительные ткани животных

ЛР8.Строение соединительных тканей животных


1

11.04


31

Мышечная и нервная ткани животных

ЛР9.Строение мышечных и нервных тканей животных


1

18.04


32

Контрольно-обобщающий урок по темам «Клеточное строение живых организмов», «Ткани живых организмов»

1

25.04


33

Итоговая контрольная работа

1

16.05


34

Экскурсия « Весенние явления в жизни растений родного края»


1

23.05


Резерв 1 час




Лист коррекции и внесения изменений

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________/Л.В. Кожевникова/

«___»________20___ г.

Класс

Название раздела

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту






















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!