СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доказательства в рассуждении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доказательства в рассуждении»

3



Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 5 классе по теме «Доказательства в рассуждении».



Учитель: Сухарева Ирина Сергеевна

Предмет: русский язык.

Класс: 5

Тема: «Доказательства в рассуждении».

Тип урока: урок развития речи с элементами конструирования текста по типу речи рассуждение.

Цель: познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
- научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);

2.Развивающие:

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать при работе с текстами и справочной информацией;

- способствовать развитию творческих, речевых способностей учащихся, при выполнении творческой работы;

- расширять и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь через составление текстов определенного типа.

3.Воспитательные:

- воспитывать уважение к иной точке зрения;

- формирование адекватной самооценки;

- воспитание уважительного отношения друг к другу и культуры общения через парную работу.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассудении; уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Технологии обучения:

технология обучения в сотрудничестве;

информационная технология;

технология развивающего обучения;

технология дифференцированного обучения;

технология критического мышления.

Основные методы обучения:

Проблемно-поисковый

Репродуктивный

Словесный

Наглядно-вербальный

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Необходимое оборудование: Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1 / [Баранов, Тростенцова, Ладыженская и др.; научный редактор – Н. М. Шанский] – М. – Просвещение, 2012; доска; ПК; мультимедийный проектор; раздаточный материал.






Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

  1. Организационный

этап.

Создание психологического настроя.

Видеоролик стихотворения Э.Асадова « Что такое счастье?»

Приветствуют учителя.


  1. Выход на тему

урока. Совместное целеполагание.


  1. Проблемная задача.

Что же такое счастье?

Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.


По мненью четвертых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Эдуард Асадов.

-Что волнует автора этих строк?

-Сколько человек сказали уже о счастье?

-Т.е что они делали? ( рассуждали)

-Можем ли мы дать точный ответ на вопрос?

-А почему? (потому что у каждого свое понимание счастья)

-Рассуждая, что мы еще делаем ? ( доказываем)

-Значит сегодня на уроке развития речи с текстами какого типа речи будем работать?

-2. Целеполагание. Соотнеси фразы

Повторим

составлять собственный текст - рассуждение

Изучим

какие слова и выражения помогают связывать части текста - рассуждения

Узнаем

структуру текста - рассуждения

Научимся

признаки текста - рассуждения

В каких жизненных ситуациях вам может пригодиться это умение?

Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…


Слушают стихотворение и определяют тему.

Озвучивают понятие.

































Высказывают свое мнение,

приводят примеры.








Определяют тему урока по ключевым словам

Обсуждают в парах, затем на доске соотносят фразы для определения задач урока

Повторим

признаки текста - рассуждения

Изучим

структуру текста - рассуждения

Узнаем

какие слова и выражения помогают связывать части текста - рассуждения

Научимся

составлять собственный текст -рассуждение


III Актуализация знаний.




















IV Применение новых знаний.

  1. Изучение теоретического материала.

-Какие типы речи вы знаете?

- Вспомним структуру каждого типа речи

- Чем различаются типы речи?

Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы композиции, подходящие к конкретному типу речи из  слов для справок:

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение события.  Конец события Общее впечатление о предмете (приложение 1; дети работают у доски).

описание

повествование

рассуждение

1.
2.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

-Молодцы. А теперь вам предлагается внимательно просмотреть видео и обратить внимание какие бывают тексты-рассуждения в литературе.

-Просмотр видео.

Что еще узнали нового о тексте-рассуждении?



Упражнение 1


Анализ образца текста-рассуждения.

Бесстыжие зайчихи

В густом кустарнике у зайчихи родились малыши. Мать покормила их и тотчас же убежала. Больше зайчиха к ним не вернётся.

Ну до чего же плохая мамаша — бросила беспомощных малышей на произвол судьбы! Но представим на минуточку, что зайчиха не покинула зайчат. Она отлучилась лишь

пощипать травку. Зайчиха бегает вокруг куста, где спрятались зайчата, и оставляет следы. Следы — это запах. Волк или лисица пойдут по следам, и они приведут их под куст. Зайчиха сможет убежать. А что делать зайчатам? Ведь они же ещё не могут бегать и, конечно, погибнут. Причиной гибели невольно станет их мать. И вот, чтобы этого не произошло, зайчиха покидает своих детей.

Зайчата остаются одни. Беззащитные? Да. Но не совсем. Во-первых, они спрятаны в траве. Во-вторых, совершенно неподвижны и не привлекают к себе внимания. В-третьих, новорождённые зайчата не имеют запаха. А от голода зайчат спасает молоко, которым наполнены их желудочки. Молоко поддерживает зайчат в первые дни. Правда, пройдёт немного времени, и запас молока кончится. Но зайчата уже окрепли, они могут двигаться, щипать траву, а в случае опасности — убежать.

Значит, плохих родителей нет. Если есть родители хорошие, заботящиеся о своём потомстве, то они счастливы. И хоть иногда со стороны эта забота кажется странной, она всегда направлена на защиту потомства, на то, чтобы не погиб, не прекратился род. (По Ю.Дмитриеву)


Задания к тексту.

  1. Соответствует ли заголовок содержанию текста? Что отражено в нём — тема или основная мысль текста?

- Может быть вы свой заголовок придумаете?

- К какому типу речи относится текст? ( повествование с элементами рассуждения)

2. Какие фрагменты текста построены как рассуждение? Устно докажите своё мнение, приведите примеры из текста.

3. Найдите и подчеркните слова, которые помогают соединить аргументы и тезис, аргументы и вывод в тетрадь для теории


Упражнение 2

.


-Составьте предложение о счастье, используя слова из таблицы.




Работают в парах. Самопроверка у доски.

Выполняют упражнение в тетради, находят информацию.














Смотрят видео, анализируют,отвечают.




Читают текст упражнения, обнаруживают признаки текста–рассуждения, подчеркивают признаки текста-рассуждения.

Высказывают свое мнение.
























Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение











Работают в паре

Выполняют упражнения в тетради

Записывают слова

Самопроверка у доски.

V Тренировочные упражнения

-О чем мы сегодня говорили в начале урока? (о счастье)

- По-вашему, счастье –это..

-Ребята, в 9 классе вам надо будет объяснить значение понятия.

Знакомство с заданием 9.3.ОГЭ

9 3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Работа с текстом.

Что такое счастье?

Много я слышал разных споров о счастье.

Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь.

Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят.

Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

Лев Кассиль

1. На какую тему размышляет Лев Кассиль?

2. Какие две точки зрения на счастье выражены в тексте?

3. Какую точку зрения на счастье Кассиль отвергает, почему?

4. Какую точку зрения на счастье Кассиль считает верной, почему?

5. Каков стиль текста?

6. К какому типу речи следует отнести текст?

7. Из каких частей состоит текст? Как построена каждая часть?























Работа в паре. Читают текст, анализируют.


Находят в тексте понятия, информацию (аргументы «за» и « против», вывод, тезис)











VI Подведение

итогов. Рефлексия

-Чему мы сегодня научились?

С чем познакомились?

Счастье.

Разное, семейное.

Приходит, ускользает, радует.

Счастье для каждого разное.

Семья.

- Составьте свой синквейн счастья.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили( что получилось, что не получилось).

Составляют синквейн.

VII Домашнее задание.


Упр. 482 или написать сочинение-рассуждение « В чем счастье человека?»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!