Выход на тему урока. Совместное целеполагание. | Проблемная задача. Что же такое счастье? Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвертых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Еще есть такое мнение, Что счастье - это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! Эдуард Асадов. -Что волнует автора этих строк? -Сколько человек сказали уже о счастье? -Т.е что они делали? ( рассуждали) -Можем ли мы дать точный ответ на вопрос? -А почему? (потому что у каждого свое понимание счастья) -Рассуждая, что мы еще делаем ? ( доказываем) -Значит сегодня на уроке развития речи с текстами какого типа речи будем работать? -2. Целеполагание. Соотнеси фразы Повторим | составлять собственный текст - рассуждение | Изучим | какие слова и выражения помогают связывать части текста - рассуждения | Узнаем | структуру текста - рассуждения | Научимся | признаки текста - рассуждения | В каких жизненных ситуациях вам может пригодиться это умение? Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры… | Слушают стихотворение и определяют тему. Озвучивают понятие. Высказывают свое мнение, приводят примеры. Определяют тему урока по ключевым словам Обсуждают в парах, затем на доске соотносят фразы для определения задач урока Повторим | признаки текста - рассуждения | Изучим | структуру текста - рассуждения | Узнаем | какие слова и выражения помогают связывать части текста - рассуждения | Научимся | составлять собственный текст -рассуждение | |
III Актуализация знаний. IV Применение новых знаний. | Изучение теоретического материала. -Какие типы речи вы знаете? - Вспомним структуру каждого типа речи - Чем различаются типы речи? Задание: заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы композиции, подходящие к конкретному типу речи из слов для справок: Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события. Вывод. Продолжение события. Конец события Общее впечатление о предмете (приложение 1; дети работают у доски). описание | повествование | рассуждение | 1. 2. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | -Молодцы. А теперь вам предлагается внимательно просмотреть видео и обратить внимание какие бывают тексты-рассуждения в литературе. -Просмотр видео. Что еще узнали нового о тексте-рассуждении? Упражнение 1 Анализ образца текста-рассуждения. Бесстыжие зайчихи В густом кустарнике у зайчихи родились малыши. Мать покормила их и тотчас же убежала. Больше зайчиха к ним не вернётся. Ну до чего же плохая мамаша — бросила беспомощных малышей на произвол судьбы! Но представим на минуточку, что зайчиха не покинула зайчат. Она отлучилась лишь пощипать травку. Зайчиха бегает вокруг куста, где спрятались зайчата, и оставляет следы. Следы — это запах. Волк или лисица пойдут по следам, и они приведут их под куст. Зайчиха сможет убежать. А что делать зайчатам? Ведь они же ещё не могут бегать и, конечно, погибнут. Причиной гибели невольно станет их мать. И вот, чтобы этого не произошло, зайчиха покидает своих детей. Зайчата остаются одни. Беззащитные? Да. Но не совсем. Во-первых, они спрятаны в траве. Во-вторых, совершенно неподвижны и не привлекают к себе внимания. В-третьих, новорождённые зайчата не имеют запаха. А от голода зайчат спасает молоко, которым наполнены их желудочки. Молоко поддерживает зайчат в первые дни. Правда, пройдёт немного времени, и запас молока кончится. Но зайчата уже окрепли, они могут двигаться, щипать траву, а в случае опасности — убежать. Значит, плохих родителей нет. Если есть родители хорошие, заботящиеся о своём потомстве, то они счастливы. И хоть иногда со стороны эта забота кажется странной, она всегда направлена на защиту потомства, на то, чтобы не погиб, не прекратился род. (По Ю.Дмитриеву) Задания к тексту. Соответствует ли заголовок содержанию текста? Что отражено в нём — тема или основная мысль текста? - Может быть вы свой заголовок придумаете? - К какому типу речи относится текст? ( повествование с элементами рассуждения) 2. Какие фрагменты текста построены как рассуждение? Устно докажите своё мнение, приведите примеры из текста. 3. Найдите и подчеркните слова, которые помогают соединить аргументы и тезис, аргументы и вывод в тетрадь для теории Упражнение 2 . -Составьте предложение о счастье, используя слова из таблицы. | Работают в парах. Самопроверка у доски. Выполняют упражнение в тетради, находят информацию. Смотрят видео, анализируют,отвечают. Читают текст упражнения, обнаруживают признаки текста–рассуждения, подчеркивают признаки текста-рассуждения. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение Работают в паре Выполняют упражнения в тетради Записывают слова Самопроверка у доски. |
V Тренировочные упражнения | -О чем мы сегодня говорили в начале урока? (о счастье) - По-вашему, счастье –это.. -Ребята, в 9 классе вам надо будет объяснить значение понятия. Знакомство с заданием 9.3.ОГЭ 9 3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Работа с текстом. Что такое счастье? Много я слышал разных споров о счастье. Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь. Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят. Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью. Лев Кассиль 1. На какую тему размышляет Лев Кассиль? 2. Какие две точки зрения на счастье выражены в тексте? 3. Какую точку зрения на счастье Кассиль отвергает, почему? 4. Какую точку зрения на счастье Кассиль считает верной, почему? 5. Каков стиль текста? 6. К какому типу речи следует отнести текст? 7. Из каких частей состоит текст? Как построена каждая часть? | Работа в паре. Читают текст, анализируют. Находят в тексте понятия, информацию (аргументы «за» и « против», вывод, тезис) |
VI Подведение итогов. Рефлексия | -Чему мы сегодня научились? С чем познакомились? Счастье. Разное, семейное. Приходит, ускользает, радует. Счастье для каждого разное. Семья. - Составьте свой синквейн счастья. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили( что получилось, что не получилось). Составляют синквейн. |