Доклад для педагогов
методического объединения
«Педагогические инновации в ДОУ»
Что такое инновация?
(слайд 1) Инновация – это современная технология на данном этапе.
(слайд 2) В «Современном словаре иностранных слов» инновация трактуется как нововведение;
Нововведение – это создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
(слайд 3) Английский философ Френсис Бэкон сказал:
«Время лучший из новаторов - идти в ногу со временем»
(слайд 4) Инновации определяют:
формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
С помощью модулей предлагаю посмотреть инновационные технологии в ДОУ:
Модуль методической работы в ДОУ.
(слайд 5) Какие современные информационные технологии в ДОУ применяются?
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе;
-технология создания предметно-развивающей среды;
-проектно-исследовательская деятельность;
-игровые технологии;
-обобщение опыта работы с использованием инновационных технологий
(слайд 6) Какие формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий существуют?
-Экскурсии;
- самостоятельная деятельность;
- кружки и конкурсы;
-организованная детская деятельность (ОДД) с использованием информационно-коммуникативной технологией (ИКТ).
Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий.
Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременно воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых
знаний.
(слайд7) Какие используются методы работы с использованием инновационных технологий?
-Исследовательский- проектный метод;
- репродуктивный метод;
-информационно-рецептивный метод.
(слайд 8) Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ.
Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
-развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению,
-стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
-научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Творческая личность ребенка - это развитие познавательных способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
(слайд 9) Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа написана в соответствии с ФГОС ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Задачи: внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;
-создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;
-выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.
Этапы реализации:
1.Анализ и сбор информации о нововведениях.
2.Выбор и реализация новшеств.
3.Обобщение опыта и диагностика внедряемойинновации.
Программа «От рождения до школы» тоже является инновационным материалом.
Внедрение инноваций осуществляется при помощи:
-родителей (они помогают в подготовке методической базы, участвуют в деятельности ДОУ);
-совета педагогов или творческой группы (они участвуют в проектах, публикуют свои публикации, экспериментируют);
Многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Создание презентаций - это очень интересная и увлекательная работа, которая сводит к минимуму рутинную ручную работу. К тому же использование компьютерных технологий позволяет повысить профессиональную компетентность педагога;
-самих воспитанников (участвуют в исследованиях, в проектах, в конкурсах и викторинах).
(слайд 10) Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье
Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
-развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
-обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.
Существуют несколько видов здоровьесберегающих технологий:
1.Медико-профилактические. К ним относятся: точечный массаж, закаливание, прививки, кварцевание, прогулки, витаминизация.
2.Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся: зарядка, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.
3. Социально-психологического благополучия ребенка- это диагностика, консультация, социальное, коррекционная работа.
4.Валеологическое просвещение родителей - это наглядный материал, родительские собрания, консультации, спортивные и оздоровительные праздники.
(слайд 11) Игровые инновационные технологии.
Цель: повысить значимость организации игр в воспитательном образовательном процессе ДОУ.
Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
-способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
-совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки.
В игровых инновационных технологиях существуют свои критерии и функции.
Критерии - этоконцептуальность, эффективность, воспроизводимость, системность.
Функции бывают: развлекательные, коммуникативные, самореализация, игротерапевтические, корректирующие, социализации.
(слайд 12) Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.
Задачи: воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
-способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;
-дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.
Предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Отличительная особенность состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости.
Виды предметно-развивающей среды:
1. Оздоровительная – к ней относятся прогулки, закаливание, физкультурные занятия, подвижные игры.
2. Познавательная – к ней относятся организованная детская деятельность(ОДД), экскурсии, исследовательская деятельность.
3. Творческая – к ней относятся изобразительная деятельность, художественная литература и музыка.
4. Коммуникативная – к ней относятся беседы, игровые ситуации, праздники и досуги.
(слайд 13) Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.
Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.
Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
-развивать творческую активность познавательных процессов;
-учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Используются несколько видов проектно – исследовательской деятельности: ролево - игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты, творческие проекты, исследовательские проекты.
В нашей дошкольной группе МОБУ СОШ с. Бельское тоже применяются инновационные технологии.
(слайд 14) Инновации в дошкольной группе МОБУ СОШ с. Бельское:
(слайд 15) Мультимедийные презентации используются во время проведения праздников, организованной детской деятельности (ОДД), в семинарах, на родительских собраниях.
(слайд 16) Распространение педагогического опыта воспитателя на сайтах (учебно-методические публикации, размещенные на образовательном сайте МОБУ СОШ с. Бельское, а также имеются публикации авторского материала в информационной - телекомуникационной сети «Интернет»).
(слайд 17) Творческие микрогруппы
(преемственность дошкольной группы с учителями начальных классов–посещение открытых занятий, мероприятий).
(слайд 18) Участие в профессиональных конкурсах разного уровня:
-Школьные конкурсы: «Лучший цветник-2014», «Лучшая прическа», «Солдатский платок», «Костюмы из бросового материала».
-Зональный конкурс «Олимпийской тропой».
-Районные конкурсы: «Олимпийской тропой», «Радуга», «Есть о чем сказать себе и миру…», посвященного 65-летию поэтессы Л.А.Афлятуновой», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне», « Зеленый мир детского сада», «Лучший центр по ПДД», «Лучший речевой уголок в образовательном учреждении», «Пусть всегда будет мир!»
-Республиканский конкурс «Птицы Башкирии»
-Всероссийский конкурс: «Таланты России», «МААМ.РУ»
(слайд 19) Игровая деятельность с песком (песко-терапия).
Приоритетным направлением инновационной деятельности стала организация с детьми игровой деятельности с песком.
В нашей дошкольной группе для организации игровой деятельности было сделано своими руками необходимое оборудование.
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут к нему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира, дети освобождаются от напряжения. А самое главное – приобретают бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
(слайд 20) Здоровьесберегающие технологии.
Формами работы являются: спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, прогулки, спортивные игры, закаливания, хождение по массажным дорожкам, гимнастика после сна, самомассаж.
(слайд 21) К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и сенсорно-развивающую среду. Дети, играя в сенсорной комнате, чувствуют себя намного лучше, и мало того что это забавно, красиво и интересно, это еще и полезно. Наблюдать за ними в этот момент – большое удовольствие.
В сенсорной комнате есть пузырьковые трубки с водой, пуфик-кресло с гранулами, принимающая форму тела, сухой душ, массажные ролики для ног, массажные дорожки, мягкие игрушки, наполненные разными крупами для моторики рук, мячи для удержания позы, равновесия, мышечного ощущения.
И в заключение, своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что организованную детскую деятельность современного педагога можно сравнить со строительством, строительством дома, фундаментом которого является сам воспитатель. Стены дома- это созданная организованная среда из блоков: характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно они помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.
Я надеюсь, что выстроенная мною модель образовательного процесса с использованием форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования ФГОС дошкольного образования.
Спасибо за внимание!