Доклад
Тема: Формирование представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Аннотация
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.
Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. У особого ребенка характер нарушений искажает восприятие объекта, и затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. В младшем школьном возрасте основными задачами ознакомления с окружающим миром являются:
- формирование у обучающихся системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы;
- формирование системы связей об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире;
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в процессе ознакомления с окружающим миром.
-Анализ специальной литературы ( И.М.Бгажникова , Л.В.Занков, А.А. Катаева, С.Г.Шевченко и др.) позволяет выделить четыре группы причин, приводящих к неполноценности представлений об окружающем мире этой категории обучающихся:
- трудности овладения ведущей для возраста деятельностью : предметной, игровой, , учебной;
- недостатки познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, воображения , слуха и речи;
- своеобразие аффективной сферы, проявляющееся в дефицитарности такой базовой эмоции как интерес к окружающему миру;
- бедность социальных взаимодействий.
Для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается нарушенной уже первая ступень познания – восприятие.
Дети с нарушениями интеллектуального развития не понимают, пока не увидят и не «потрогают» сами,что, то о чем им рассказывают на занятиях «бывает на самом деле».
Для большинства обучающихся существует значительный разрыв между содержанием обучения и потребностями их жизни. Младшие школьники с нарушениями интеллектуального развития часто не понимают обращенную к ним речь, инструкции, не могут выбрать по просьбе педагога картинки с изображенными на них предметами или животными. С трудом запоминают названия цветов, хотя, по показу иногда их соотносят правильно. На основе приобретенных знаний об окружающем мире, формируется миропонимание ребенка, следовательно , оно является составной частью мировоззрения человека или общества к природе.
Использование наглядных средств, для создания у младших школьников образных представлений для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики , основанной на методологии диалектического материализма. Наглядные методы обучения – это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно- образному мышлению умственно отсталых детей. Картины дополняют зрительный образ демонстрируемого объекта. Наглядные методы используются во взаимосвязи с о словесными методами обучения и предназначаются для наглядно – чувственного ознакомления младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, картинок, схем.
В обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития, наглядность играет особую роль, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности (картинки, инструменты -ручки, карандаши, линейки, яркие карточки, плакаты) обеспечивают разностороннее , полное формирование какого-либо образа, понятия, и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Наибольший эффект в работе с обучающимися с нарушениями интеллекта дает сочетание наглядных и практических методов обучения. Практические методы помогают детям глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Для улучшения предметно-практической деятельности целесообразно сочетать смену деятельности с кинезиологическими упражнениями.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Использование упражнений кинезиологии позволяет:
Укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, раздражительность, утомляемость ; улучшать психо-эмоциональное состояние;. понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи.
-упражнения на общую двигательную активность ( гимнастика ЦИГУН, массаж, упражнения для рук, пальцев ).
- артикуляционная гимнастика;
-игры на восприятие и дифференциацию шумов, звуков;
- игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;
- дыхательные упражнения, игры;
- упражнения на закрепление пространственных понятий ( право, лево, впереди, сзади, ближе чем, правее и т.д.)
- упражнения на развитие произвольности;
- пальчиковые игры.
Примеры кинезиологических упражнений.
На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном , а затем в другом направлении каждой рукой по очереди. На уроках развития речи применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.
Массаж ушей. Обеими руками синхронно производятся массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце растирают ладонями ( обязательно синхронно).
Кнопки мозга . Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой- симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории ( слева наверх, затем справа вниз) далее руки нужно поменять и повторить сначала
Упражнения на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть ассиметричные движения ( одна рука гладит , другая бьет), движения с закрытыми глазами ( дотронуться до носа, уха одной рукой , затем другой, постоять на одной ноге ) , движения, выполняемые сначала поочередно рукой, ногой , затем вместе обеими.
Картина _ отражение мира вокруг нас. Пробуждая работу мозга через кинезиологические упражнения, чередуя предметно – практическую деятельность с наглядно – практической деятельностью можем отметить положительную динамику в освоении понятий окружающего мира у обучающихся с нарушениями интеллекта.
Список литературы:
1.Белопольская Н.Л.,Лубовский В.И. Дифференциально – психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью : Детская патопсихология: хрестоматия.М. Когито –Центр, 2004 – с.485
2. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под ред. В.В Воронковой. М. « Школа – Пресс», 1994
3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок./ Под ред. Л.С.Выготского и И.И. Данюшевского .М 2005 – 390 с.