СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование читательской компетентности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях перехода на новый стандарт начального образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Беларуси.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование читательской компетентности младшего школьника"»

В современных условиях перехода на новый стандарт начального образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Беларуси. Общность взглядов авторов учебников «Литературное чтение», широким спектром представленных в разных методических системах, реализуется в приоритетной цели обучения — формирование читательской компетентности младшего школьника, осознании себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Целям и задачам начального школьного образования посвящены теоретические исследования последнего десятилетия.

К сожалению, хорошее чтение и правильное понимание прочитанного произведения у учеников младшего школьного возраста свидетельствует о снижении значимости книги в системе духовных ценностей.

В настоящее время социуму необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Все эти знания может дать нам правильно подобранный источник информации, одним из которых является книга.

Книга — основной источник знаний человечества. Именно в книгах мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос. Но очень важно научиться извлекать нужную нам информацию, овладеть процессом работы с книгой. Научиться работать с книгой — прежде всего, значит, приобрести хорошие навыки и умения в самостоятельном изучении учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей .

В начальной школе в учебном процессе работа с книгой — сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависит дальнейшая успешность обучения и самообразования, а так же степень развития умственной способности по другим предметам.

Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом.

Большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и объемом чтения. Чтение веками служило средством становления личности, раскрывая её особенности. Сегодня принято считать читательскую культуру — основной социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития личности.

Под читательской культурой детей младшего школьного возраста подразумевается:

1. определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой культура;

2. полноценного восприятия прочитанного;

3. наличие характерных возрасту литературных знаний .

Одним из основных этапов обеспечивающих вхождение ребенка в литературу является литературное чтение. От качества литературного чтения зависит формирование у ребенка понимания важной ценности книги, развитие способности интуитивно чувствовать всю красоту поэтических произведений, поэтического слова, свойственную младшим школьникам, формирование у них потребности в регулярном чтении произведений истинно художественной литературы.

Влияние литературы на формирование личности младшего школьника производится посредством восприятия. Психология и методика обучения литературы трактует восприятие произведений искусства как деятельность, в которой задействованы процессы мышления, памяти, воображения и эмоциональной сферы читателя

Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка.

Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа. Художественный образ — это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Критерии понимания сущности развития читательской культуры детей младшего школьного возраста, как:

1. процесса выработки у детей ценностного отношения к книге;

2. умения исследовать и выбирать интересующую книгу;

3. способности эмоционально реагировать на прочитанное;

4. возможности эстетически воспринимать художественный текст;

5. находить в прочитанном ценностную и смысловую информацию .

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме усиления влияния уроков литературного чтения на формирование читательской культуры. Основоположниками этого направления являются психологи и методисты. Они предполагали, что сокращая путь, который ведет младших школьников к качественному восприятию художественного произведения как искусства формирующее теоретическое мышление.

Основой овладения литературным чтением является формирование наглядно-образного познания действительности. Именно оно служит для появления впечатлений бытия, эмоционального и чувственного опыта, обеспечивающих многообразный спектр ассоциаций про чтении произведений. Опыт необходим для гибкости мышления, умения выражать чувства, эмоции, уметь проводить горизонталь событий происходящих в книге и жизни.

Современный подход к воспитанию квалифицированной читательской культуры посредством формирования читательских навыков формируется на основе дидактических и методических традиций классного чтения, основоположником которых является К.Д. Ушинский. В системе современного образования одной из главных задач является комплексное формирование процесса воспитания читательской культуры младших школьников. Достижение этой задачи возможно в рамках урока литературного чтения.

Воспитание сознательного читателя в лице младшего школьника предполагает успешное овладение им в процессе обучения навыком чтения, культурой чтения, умением воспринимать на слух предложенную информацию, навык полноценного литературного высказывания, развитие активного и пассивного словарного запаса, эмоциональная реакция на читаемое.

Какие же методы и приемы служат для воспитания читательской культуры младших школьников на уроках литературного чтения?

Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании, содружестве с информационно-коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. Обогащение восприятия текста происходит и путём привлечения других видов искусств: живопись и музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов стали обычным явлением на уроке. Нужно отметить, что серьёзную работу по привлечению читателя и воспитанию культуры чтения ведут библиотеки, которые, приспосабливаясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы.

Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Важно помнить, что в центре любого урока — текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание.

Формирование читательской культуры — процесс длительный, но увлекательный, и цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений, может дать аргументированную оценку произведению, способен «узнавать» автора по нескольким цитатам, хорошо ориентируется в современной литературный ситуации и всегда может дать добрый совет что почитать.

Значительную роль в формировании читательской культуры у младших школьников играет урок литературного чтения, так как именно на этих уроках ребенку прививается гуманное отношение к окружающему миру, социальные ценности и их роль в современном мире.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной целью школы является воспитание образованной личности. Именно она формирует в младших школьниках культуру, прививает ценности, помогает им осваивать культурные и нравственные образцы, выработанные социумом.