Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства.
Известно, что все дети любят играть, и не все любят учиться. И я подумала, а нельзя ли совместить приятное с полезным. Оказывается можно. Самый доступный способ - рисование. Его ребёнок воспринимает как игру. Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребёнок и рассуждает логичнее, больше наблюдает, внимательнее слушает по сравнению со сверстником - неумехой. Если его творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным. Педагог не только учит ребёнка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво расширять его кругозор, внушает морально- эстетические нормы. Уроки изобразительного искусства облегчают ребёнку постижение школьных наук, например математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление).
Не каждый ребёнок выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.
Я считаю, что нет людей бесталантных – есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребёнку обнаружить свои способности – задача не только учителя, но и родителей.
Как же можно организовать урок изобразительного искусства, сделать его интересным? Один из методов – игра. Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношении между людьми направленной на познание окружающего мира. Игра, учение, труд.
игра
индивидуальная групповая
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры включают несколько индивидов.
Игры на уроках изобразительного искусства сочетают педагогический и художественно – эстетический аспекты. Во все виды игровых уроков (игра – забава, игра – занятие, сюжетные игры, ролевые игры, и т. д) включается практическая деятельность детей, увлечение их искусством, развитие интереса к предмету, оживление учебного процесса через новые формы работы. А главное - формирования эмоционально – ценностного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребёнка.
В младших классах в процессе игры на первом месте стоит эмоциональное художественное содержание. Ролевые и имитационные игры направлены не только на образное содержание, а главным образом, на переживание этого содержания. Игра начинается с включения эмоций, переживаний, что активизирует образное воображение, интерес в предстоящей деятельности через погружение в тему (например, игра «сказка» - с включением сказочных персонажей во время беседы, рассуждения, «перевоплощение» - игра с подключением пяти чувств).
Это новая форма общения учителя с учениками и учеников между собой. Драматургия таких уроков основана на включении эмоции, осознанном освоении языка искусств, поисках средств художественной выразительности, развитии художественной культуры.
Настоящая игра всегда произвольна: ребёнка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удовольствие.
Основная цель игры направлена на то, чтобы обучающее и воспитательное воздействие приобрело опосредованные открытые для детей формы. Обучение в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.
Игра должна иметь результативное завершение. И это не только выставки, концерты, но и яркое эмоциональное переживание.
Практикум
2-й класс
1 ч. «Как и чем, работают художники» Материалы к уроку.
Через эмоциональное восприятие окружающего мира вводит ребёнка в мир искусства, знакомит с разными художественными материалами и их выразительными особенностями. Дети познают три вида художественной деятельности: изображение, украшение и постройку и в своих творческих работах осваивают элементарные умения работы разными материалами.
Тема: «Три основных цвета»
Игра «Какие получаются цвета» Из цветной бумаги сделать карточки.. При закреплении материала показав, например красную и жёлтую, спросить: «Какой цвет получится, если смешать эти два цвета?» Дети выбирают из цветных карточек нужный цвет и показывают учителю. Какие две краски смешать, чтобы получить зелёный цвет? А фиолетовый?
2 ч. «Знакомство с Мастером Изображения, Украшения, Постройки»
Четверть сразу начинается с игры. Учащиеся знакомятся с тремя формами художественной деятельности и проявляются они в виде трех братьев Мастеров – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Они сопутствуют детям до конца начальной школы и помогают создавать, украшать, изображать.
Тема: «Изображение и реальность»
Игра «Три Мастера» Выбираем для игры трёх мастеров: Изображения, Украшения, Постройки. Каждому даём отличительный знак. Они будут показывать работы и рассказывать. В качестве примера можно использовать детские работы.
Зададим вопрос первому мастеру:
-Что ты умеешь, мастер? Какие тебе нужны материалы?
Я мастер Постройки. Моё мастерство всюду: дома и игрушки, детские площадки (показ работ).
Без моей работы все постройки, платья и др. были бы очень скучными. Я мастер Украшения. Посмотрите, как я украсил простую деревенскую избу, каким нарядным стало платье девочки, какая красивая фарфоровая чашка. Я очень люблю фантазировать.
Я мастер Изображения. Умею писать картины красками, (показ) умею рисовать карандашами, тушью. А ещё я умею лепить. Лепить – это ведь тоже изображать. (Имитируем работу скульптора, играем с динамичной фигуркой человека.)
-У кого же ты научился?
Я наблюдаю, учусь у природы и в школе. Моя работа нужна всем мастерам.
Учитель: Сейчас вы все будете мастерами Изображения, Рассмотрите картины художников.
3 ч. « О чём говорит искусство»
Дети узнают, что искусство выражает чувства, характер. намерения человека, состояние природы. Эмоциональная направленность заданий развивает способность детей воспринимать и выражать в практической работе оттенки своих чувств, понимать на эмоциональном уровне не только ЧТО и КАК создаёт художник, но и ЗАЧЕМ он это делает.
Тема: «Изображение природы в разных состояниях. Характер моря».
Игра «Какого цвета море?» На доске плакат с изображением моря. ( Работа с динамической таблицей.) Вспоминаем тёплые и холодные цвета. Наши гости так к нам торопились, что заблудились и перепутали свои места. Помогите исправить ошибки, допущенные на доске.
Представить разное настроение и какие цвета будут на поверхности моря при солнце, закате, буре и т д. Например, если закат – на поверхность всплывут тёплые цвета, больше красного. На дно уходят холодные цвета и наоборот.
Определяем характер цвета. (Показ аппликативного материала.)
Посмотрите, вот такой
Житель светло – голубой.
Он не грозен, не сердит,
Нежный, добрый он на вид.
(Дети анализируют цвет).
Я в отличие ему фиолетовым слыву.
Чуть темней, чем братец мой,
Тоже житель я морской.
Круглолица, краснолица
Эта красная сестрица
Если рядом есть со мной
Чёрный цвет, иль цвет другой
То уж очень я грозна
Я тревогою полна.
Посмотрите на меня!
До чего же я черна!
Цвет суровости и бури
Подарю вам как всегда.
Братец жёлтый – озорной
Кто же скажет, он какой?
4 ч. «Как говорит искусство»
Через эмоционально – образное восприятие мира, на чувственном уровне тематика этой четверти даёт понятие о том, как цветом, линиями, ритмом пятен и линий и их характером, пропорциями объёмов говорит изобразительное искусство со зрителем. Передача разными материалами состояния грусти или веселья, тревоги или радости подтверждает то, что искусство способно воздействовать на душу человека.
Тема: «Цвет как средство выражения»
Игра «Тепло – холодно» Я буду показывать цветные бумажки, репродукции, а вы отвечайте, какая «температура» у этих цветов. (Веер из листков бумаги: синий, зелёный, фиолетовый и т д.)
- Какие чувства у вас вызывают эти цвета? (холод, печаль)
- Какие чувства могут вызвать тёплые цвета? (радость, торжество)
Назовите тёплые краски. Найдите их на цветовом круге.
В своей работе я, постоянно использую игровые формы. Дети быстро включаются в работу. Предлагаю несколько вариантов.
«Биографическое лото» На отдельных карточках записываются части биографии художников, тот фактически материал, который дети должны знать. На одной карточке: фамилия имя художника, на другой техника, материал и т.д. Задача детей выбрать из общего количества , карточки относящиеся к одному художнику и сложить из них биографию. Кто быстрей. Работа групповая.
«ИЗО кубики» Делаются небольшие кубики, такого размера, чтобы в сложенном состоянии на них помещалась одна иллюстрация. Иллюстрации разрезать и наклеить на одну грань каждого кубика. Таким образом, наклеивается шесть иллюстраций. Рассказать о содержании данной картины, авторе, жанре данной картины.
Игра «Настроение» У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения.
Учитель называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не пускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку, внезапно на дорогу выбежала собака, ты поймал крупную рыбу и т. п.
Игры по жанру пейзажа
Игра с картинками. «Из чего состоит пейзаж»
Цель. Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Игра «Собери пейзаж»
Цель. Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету. (Осенний, летний, весенний, зимний.) Материал – цветные изображения деревьев, цветов, трав. гор, озёр и т. д., отражающие сезонные изменения в природе.
« Перспектива»
Цель. Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины. Материал – Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, гор, облаков разной величины (маленькие, средние, большие).
Игры по жанру натюрморта
Игра с картинками. « Из чего состоит натюрморт»
Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Игра «Составь натюрморт»
Цель. Научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы).
Игра «Жанр натюрморта»
Цель. Закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт. Материал - репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
Игры по жанру портрета
Игра «Узнай по профилю»
Цель. Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж и его характер. Материал – вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
Игра «Семейный портрет»
Цель. Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки, братишки.
Материал – 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Игра «Придумай и собери портрет»
Цель. Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно, ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Материал – разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д.
Игры по жанру анималистики
Игра «Животные»
Цель. Закрепить знания о строении животных. Учить собирать фигурки животных, используя различные модели частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвосты).
Материал – модели частей тела различных животных (кошка, собака, заяц, лиса, лошадь, олень).
Игра «Дорисуй животных»
Цель. Отработка технических навыков рисования животных. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, трапецию; линии: прямую, волнистую.
Материал – листы с нарисованными геометрическими формами, линиями.
Игры по сказочно – былинному жанру
Игра «Добрые и злые герои»
Цель. Учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор. Материал – картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч и др.).
Игра «Найди жанр сказки»
Цель. Закрепить знания о сказочно – былинном жанре, научить находить его среди других жанров. Обосновывать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах. Материал – репродукции по разным жанрам.
Литература
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы».
М.: Просвещение, 2006.
4. Столяренко Я.Д. Основы психологии. Ростов на Дону, «Феникс». 2004.
5