Доклад «Использование краеведческого материала на уроках математики»
Васина Галина Александровна
учитель математики
МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Немаловажным аспектом духовно-нравственного и патриотического воспитания детей является использование краеведческого материала на уроке. Воспитательный потенциал таких уроков способствует формированию гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию.
Кроме этого, использование этого материала несет большой объем знаний по другим предметам. А также активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает познавательный интерес.
Многие ученики с большим увлечением решают задачи, связанные с родным краем, своим селом. И при планировании урока перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к изучаемой теме согласно учебной программе. Причем материал должен быть доступным, наглядным и разнообразным.
Применять его можно как на протяжении всего урока, так и на определенных его этапах. Использовать можно специально созданные ситуации на уроке, в виде дополнения к задаче или теме, вплетение материала в содержание текстовых задач.
К составлению таких задач нужно привлекать самих учащихся. Это можно сделать, предложив им или индивидуальное домашнее задание, или мини-исследование, или творческий проект. Такая работа способствует организации самостоятельного поиска нужного краеведческого материала, его анализа, сравнения, обобщения, классификации. Она обогащает их новыми знаниями, вырабатывает умения правильно составить модель математической задачи с использованием полученных сведений, принимать самостоятельные решения и просчитывать их последствия. Учителю же необходимо координировать работу учащихся, стимулировать их поисковую деятельность, консультировать по вопросам получения и обработки информации, выбора формы ее наглядного представления. В особенности такую работу считаю необходимой в 5-8 классах, так как именно эти дети особо чутко откликаются на проведение таких уроков.
Как конкретно можно использовать на уроках элементы краеведения.
По теме «Уравнения» можно составить уравнения, корни которых отображают года основания сел и городов Мордовии, даты рождения знаменитых земляков, сведения по инфраструктуре населенных пунктов.
На уроке по теме «Проценты» составить задачи, условие которых связано с численностью населения, природными ресурсами, климатом края.
К примеру, предложить задачу: «В Мордовии наиболее распространенными являются малооблачная погода и погода с дневной облачностью (по 20 - 30 % дней периода). Меньшую повторяемость имеют умеренно засушливая (19 %) и дождливая (15 %) погода. Задание: найти количество каждых из них». В качестве устной задачи можно предложить объяснить значение процентов в тексте «Мокшане составляют большинство в Атюрьевском (90,27 %), Торбеевском (62,55 %), Старошайговском (59,48 %), Зубово-Полянском (52,14 %) и Ковылкинском (51,72 %) районах».
По теме «Десятичные дроби» провести математический диктант, где предложить записать дроби, которыми выражены тысячи , встречающиеся в тексте: «Сельскохозяйственные площади Рузаевского района составляют 109,2 тыс. га. В том числе 76,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Из них 57,1 тыс. - пашни, 15,5 тыс. - пастбищ, 1,6 тыс. - сенокосов, 2,4 тыс. га - многолетних насаждений». При умножении десятичных дробей выразить эти числа в гектарах. По теме «Среднее арифметическое» можно предложить задачу на вычисление средней температуры воздуха в крае за летний период из предложенной таблицы. Данные таблицы в зимний период можно использовать и при изучении отрицательных чисел.
При изучении темы «Отношения» решить задачи на определение во сколько раз численность городского населения Рузаевского района больше численности сельского, во сколько раз протяженность реки Инсар на территории села меньше всей длины этой реки. При изучении темы «Масштаб» учащимся предложить составить задачу с использованием материалов своего села, района, Мордовии, используя географические карты, попутно давая сведения о них.
Урок математики по темам «Диаграммы» может содержать задачи с использованием национального состава, количества населения, посевов сельскохозяйственных культур в селе, по ходу провести краткую беседу по истории местного сельскохозяйственного предприятия.
По теме «Координатная плоскость» учащиеся в качестве домашней работы рисуют в координатной плоскости растение, птицу или животное, характерных для Мордовии, находят координаты 10-15 точек и составляют их описание, пользуясь электронными ресурсами Интернет.
При изучении функции учащимся предлагается таблица с данными численности городского и сельского населения Мордовии в различные годы. На основании них нужно графически отобразить их и проанализировать динамику их изменения. Такую же работу можно провести со среднемесячными температурами воздуха.
При изучении ромба по теме «Четырехугольники» можно использовать мордовские орнаменты. Кроме ромба в мордовских узорах можно часто встретить квадраты, треугольники. Этот материал, подтвержденный иллюстрациями, можно использовать на уроках геометрии.
При обобщении материала можно показать детям слайд с фотографией например железной дороги, попросить составить задачу с ее использованием и попутно отметить факт того, что город Рузаевка является крупной железнодорожной станцией. Попросить их дома узнать об этом по подробнее и составить аналогичные задачи, решить их.
Таким образом, обучая детей математике, можно активно использовать краеведческий материал, создавая предпосылки для успешного овладения этим сложным предметом, а также для всестороннего развития личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, формирования такого ценного качества, как любовь к родине, родному краю, его историческим, духовным и культурным ценностям.
Использованные электронные ресурсы:
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
http://minenergo.e-mordovia.ru/file/5129
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/doklad-na-konferencii-po-kraevedeniyu-po-teme-prepodavanie-kraevedeniya-v
http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/voprosy-kraevedeniya-na-urokakh-matematiki
http://xreferat.ru/71/4293-1-kraevedenie-v-shkole.html
http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b65635b3bd78b4d53b88521206c37_0.html
http://www.mordovia.info/wiki/Рузаевский_район
http://www.pandia.ru/text/77/393/78099.php