СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Методика конструирования уроков с использованием мультимедийных технологий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседание методической комиссии "Методика конструирования уроков с использованием мультимедийных технологий"

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Методика конструирования уроков с использованием мультимедийных технологий»»

Эпиграф

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы».
А. П. Семёнов


С развитием сети Интернет появился новый вид мультимедийных средств, ориентированных на www-технологии, которые можно использовать при образовательной, развивающей и самостоятельной работе студентов.


Мультимедийные материалы, разработанные фирмами, и широко используемые педагогами в сети Интернет, на Ютубе, имеют достаточно обширную тематику – от обучающих материалов до серьезных профессиональных исследовательских программ. У педагогов нашего училища в своем арсенале имеются как простые презентации, созданные самими педагогами и мастерами производственного обучения, так и кулинарные видеоуроки и видеоуроки для официантов, барменов.

Для того, чтобы написать доклад по данной тематике я прослушала вебинар на www.vidеouroki.net «Создаем мультимедийную презентацию коуча Сергеевой С.В.

Разработка собственных мультимедийных ресурсов, которые более направлены на специфику каждого предмета, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, умеющие разрабатывать электронные курсы, что возможно не в каждом профессиональном училище.

Педагогическая технология (в новом понимании) - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, их возможных преимуществ – это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих обучающую эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Использование средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе педагог сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д.

В таких условиях на помощь педагогам в преподавании дисциплины могут придти компьютерные технологии. Можно выделить некоторые преимущества проведения уроков с ИКТ:

  • решается вопрос с созданием, дополнением, расширением материальной базы наглядности;

  • составление презентации урока, подбор материала, можно осуществить непосредственно в соответствии с программой, а привлекая студентов к такому роду деятельности, педагоги стимулируют их познавательный интерес к профессиональным знаниям. Студенты группы №3 при отработке новой темы или закреплении пройденного материала создают презентации, которые пополняют видеотеку предмета «Организация обслуживания посетителей»;

  • мультимедийные презентации на уроке рассматриваю, как методический прием. Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

- усиление мотивации обучения студентов;

- улучшение качества обучения, воспитания и самовоспитания, что повышает информационную культуру студентов;

-повышение уровня подготовки студентов в области применения современных информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средство для игр.

Совокупность компьютерных технологий позволяет одновременно использовать несколько интерактивных сред:


Мультимедийные Видеоуроки, Компьютерные Игровые

энциклопедии, презентации учебные курсы тестовые

справочники продукты


Мультимедийные презентации прочно вошли в училищную жизнь. Практически каждый инженерно-педагогический работник нашего училища, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности как педагога, так и студента, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно можно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.

Презентация охватывает весь необходимый наглядный материал урока кулинарии или организации от технологических схем, графиков, технологических и инструкционно - технологических, калькуляционных карт и до наиболее важных выводов, но при этом сохраняется возможность для любого варьирования материала в зависимости от особенностей учебной группы, ее подготовленности и настроя и целей данного урока.

Я внедряю – разработки учебных занятий с применением различных форм и методов творческого обучения, применения интерактивных средств на учебных занятиях в кафе-мастерской, различные виды диагностики для анализа полученных результатов, исследовательскую и проектную деятельность во внеурочное время.

Так, студенты группы №3 вместе со мною работали над выполнением исследовательских проектов «История и функциональные особенности униформы официанта, бармена» (при этом нам во всем помогала зам.директора по УПР Великодная И.В., так как по первому профессиональному образованию она техник-технолог по приготовлению пищи и организатор питания) и «Современные формы, виды и конструктивные решения форменной одежды бармена, обусловленные назначением и условиями эксплуатации». Результат окрылил студентов: с республиканской студенческой конференции они привезли два сертификата по выполненным исследовательским проектам.

По ходу каждого урока производственного обучения по любой теме мною поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы темы. В случае использования слайда-задания организовываю обсуждение поставленного вопроса и подвожу его итоги. В случае необходимости могу заменить текст, рисунок, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретной учебной группе.

Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы с Ютуб, из сети Internet.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Все наглядные материалы, используемые на уроке должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:

- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью;

- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям студентов. Каждому педагогу училища хорошо известно, что студентам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать;

- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, и иных коммуникативных ситуаций;

- иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести студентов от основной идеи автора наглядного пособия;

- дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой – переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а педагогу сложно выстроить занятие.

Где и когда могут применяться мультимедийные технологии во время урока?

1)при объяснении новой темы: использую анимированные тексты, иллюстрации, графики, диаграммы, видео, аудиоматериалы;

2)при повторении пройденного материала широко использую опорные конспекты, алгоритмы решения задач, технологические схемы, где нужно выбрать нужную последовательность приготовления блюда или, коктейля, допустим при организации обслуживания алгоритм подачи блюд в соответствии с заданным меню;

3)при самостоятельной работе студентов при выполнении домашнего задания или опережающего обучения и подготовке студентов к новой теме при модульном обучении и, выполнения ими домашнего задания в программах Power Point, Ms Word.

Освоив работу с программой публикаций, стала создавать буклеты и мини-плакаты по интересующим нас темам.

При всем при этом урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей студентов, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.

Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие, но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции. При таком подходе к конструированию уроков неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Хочется отметить, что все педагоги и мастера производственного обучения нашего училища широко используют в своей работе мультимедийные технологии при подготовке к уроку для обучения студентов. Мне, как руководителю школы молодого мастера приходится часто присутствовать на уроках молодых мастеров: Залуцкой В.А., Моисеенко Е.В., Задорожной В.В., а также в рамках обмена опытом на уроках педагогов: преподавателей высшей категории Прилепской А.В., Носовской В.Н., преподавателей Черняевой Н.С., Великодной И.В. Каждый педагог широко использует видеоматериалы, презентации, иллюстрации, технологические, инструкцинно-технологические, калькуляционные карты, карты проблемных ситуаций, которые подготовлены самими педагогами и мастерами производственного обучения и студентами под руководством руководителей групп и при объяснении нового материала, и в течение урока при повторении пройденного и при закреплении нового материала.

Огромную помощь при подготовке инженерно-педагогических работников к занятиям оказывает методист училища Черняева Н.С. Ее присутствие на любом открытом уроке или мастер-классе привносит изюминку и прекрасный результат в ходе рефлексии, так как самые свежие тенденции (квест-технологии) в педагогических технологиях сразу доводится до инженерно-педагогических работников.



Литература

















Министерство образования и науки ДНР

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкое ПТУ торговли и ресторанного сервиса»





Доклад

«Методика конструирования уроков с использованием мультимедийных технологий»


Подготовила:

мастер производственного обучения

Сурилова Н.Г.





г. Донецк - 2017


Скачать

© 2018, 1175 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!