Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе для детей с ОВЗ.
Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья строится на утверждении, что Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. При этом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельности.
При проектировании модели необходимо отталкиваться от положений Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”, но при этом соблюдать возможности и потребности ребенка с ОВЗ. Иными словами ввести дополнительный блок условий, обеспечивающих результативность коррекционной работы.
Внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Неотъемлемой составляющей образования детей с ОВЗ является дополнительная коррекционно-развивающая работа, способствующая успешности усвоения учебных предметов, так и формированию навыков жизнедеятельности. В рамках этой модели оперативно осуществляется разработка, апробация, внедрение новых программ внеурочной деятельности, в том числе авторских, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, региональные особенности, направленных на обеспечение максимально качественной социализации детей.
Внеурочная деятельность предполагает так же тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с широким кругом социальных субъектов (общественными организациями, бизнес-структурами, органами власти, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, учреждениями культуры и спорта). Все это широко представлено в деятельности любого специального образовательного учреждения, так как является обязательным элементом успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Результатом реализации внеурочной деятельности может стать индивидуальное достижение ребенка, зафиксированное в портфолио.
Внедрение инновационной внеурочной деятельности для детей с ОВЗ позволит обеспечить следующие социальные и образовательные эффекты:
Обеспечить высокое качество внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ не только в специальных школах, но и в школах, внедряющих инклюзивное образование | Расширение возможностей развития ребенка с ОВЗ, в системе внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных запросов с учетом возможностей. Организация активного сопровождения социализации обучающихся с ОВЗ со стороны социальных субъектов. |
Расширить возможности социальной интеграции детей с ОВЗ | Включение детей с ОВЗ в социокультурное пространство района, города; Подготовка в рамках внеурочной деятельности к участию во всероссийских и международных проектах. |
Расширить возможности работы с талантами обучающихся с ОВЗ | |
Оптимизировать организацию развития педагогического потенциала | Обеспечить активную позицию педагогов в условиях перехода на специальные стандарты для обучающихся с ОВЗ. Развитие инновационной деятельности педагогов в разработке авторских программ внеурочной деятельности. |
Оптимизировать современную образовательную инфраструктуру | |
Повысить социальную значимость системы образования в развитии общества | |
2.9.10. Программа внеурочной деятельности |
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3 050 часов, в течение 12 учебных лет - не более 4 070 часов, в течение 13 учебных лет - не более 4 400 часов. | Программа внеурочной деятельности направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми. Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и другое. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР. |
«Требования стандарта по организации внеурочной деятельности» в рамках ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)». Реализация АООП образовательного учреждения осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процессаи характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы,и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базеПри организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную программу развития.
Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных образовательной организацией по разным направлениям внеурочной деятельности.
Основные направления и формы организации внеурочной деятельности
В соответствии с Учебным планом время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в младших классах (подготовительный класс (0)-4 классы) 1680 часов в год; в старших классах (V-XI) до 2380 часов в год. Распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционно-развивающей работы.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:
коррекционно-развивающее,
нравственное,
спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
социальное.
По этим направлениям проходят занятия: 1 классе – «Здоровячек», «Я познаю мир», «Я вхожу в мир»; «Маленькая страна», «Посмотрите, это Я», «Цветной мир», «Я вхожу в мир». Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется образовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д. Школа самостоятельно выбрала приоритетные направления внеурочной деятельности, определила формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). На данных занятиях происходит приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Коррекционно-развивающее направление внеурочной деятельности. В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными занятиями), ритмикой. Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант С) были самостоятельно определено соотношение часов, отводимых на каждый вид коррекционно-развивающих занятий и ритмику, исходя из общего количества часов. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью. В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранению отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Был осуществлен выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Планируемые результаты внеурочной деятельности. В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.). Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов—получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей; пробудить интерес к внутреннему миру другого человека;
учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека;
формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления;
развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем;
повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формировать терпимость к мнению собеседника;
обогащать образ Я, стимулировать позитивное само отношение первоклассников;
расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
На начало года по нашей программе «Тропинка к своему «Я»» были запланированы ожидаемые результаты. (то что дети должны уметь на конец учебного года)
Это:
- осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния (гусеницу настроения)
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- обеспечение благоприятной адаптации в социуме
Для достижения этих результатов нами были выбраны разделы: Я – школьник. Мои чувства. Учусь владеть своими чувствами. Наша семья. Ты это Я.
Дети учатся определять свои эмоции, чувства, учатся находить выходы из сложившихся ситуаций. Объясняют друг другу, как надо поступить в той или иной ситуации. Дают эмоциональную оценку своим поступкам и чужим.
На занятиях с ребятами мы учились формировать «Образ Я», распознавать и описывать чувства других людей. Знакомились с помощью пиктограмм с эмоциями. Учимся овладевать своими чувствами, дети стали глубже чувствовать друг друга, приходить на помощь без напоминания. Для работы над темой «Наша семья» использовали сказка терапию, взращивали чувство «Я не один», что семья – это люди, связанные чувствами, ответственностью друг за друга. Постоянно работаем над сплоченностью классного коллектива, для моего класса это очень актуально. У нас в классе очень нравится групповая работа, поэтому мы очень часто стали делать работы
Конечно кроме успехов есть и много трудностей:
разный уровень подготовки (кто то посещал сад, кто то нет, кто то был в подготовительном классе, а кто то нет. Есть и такие дети которые до нашей школе, не какое учебное заведение не посещал, постоянно находился дома)
разный уровень словарного запаса
бывает, что трудно просто привлечь внимание, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Поэтому каждое занятие включает в себя «разминку», цель которой – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей. На занятиях нет повторения, объяснения нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде, оценка ответов на занятиях бывает словесная, интонационная, также мимическое выражение своего заинтересованного, уважительного отношения к сказанному, изображенному. Мы на занятиях клеим коллажи, рисуем все вместе на одном ватмане, делаем коллективные поделки, во время этих интересных занятиях я стараюсь реализовать цели и задачи новых тем и продолжать работать над ранее пройденном материалом. Атмосфера доброжелательная, присутствует взаимная заинтересованность, искренность, уважение к мнению каждого, сотрудничество.
Общаясь с родителями, детей было отмечено, что занятия, дают положительный опыт общения, позволяют проявить себя как активной, творческой личностью, расширяют представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классе складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.
Ценностные ориентиры содержания курса отражают понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе; безусловно согласуются с наиболее общими ценностными ориентирами начального образования, обозначающими следующие целевые установки:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её само актуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Таким образом, цель развивающей работы в начальной школе – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия, позволяющие:
- сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию (“Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это дает”);
- сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии (“Какой я?”);
- дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий (“Что я умею делать хорошо и как мне это использовать в учебе?”);
- предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями) (“Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам”).
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требуют не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.