Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете»
Из опыта работы учителей школы в вопросах оценки образовательных результатов.
Педагоги школы осваивают и применяют следующие методики оценивания:
Шкала самооценки
Составление тестов
Оценочные рубрики
Карта понятий
1.Методика «Шкала самооценки» имеет много приёмов. Учителя наиболее чаще используют следующие:
Прием «Волшебная линеечка» - изобретение оценочных шкал школьниками (на полях тетради ученики рисуют линейку и отмечают, как оценивают свою работу, затем сравнивают с оценкой учителя). Линеечка может быть расположена горизонтально или вертикально, имеет 3 уровня (низкий, средний, высокий). Ученик на полях рисует линеечку и ставит крестик, учитель при проверке ставит красный крестик, родитель – черный.

Прием «Лестница знаний» помогает учащимся определить на какой ступеньке он находится. (изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);
Вариант 1. Вариант 2.

1 ступень – не понял новое знание, ничего не запомнил, много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился.
2,3 ступень – остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.
4 ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Прием «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.

Прием «Незаконченное предложение». Учащимся необходимо выбрать близкое его состоянию начало и продолжить высказывание:
– на сегодняшнем уроке я понял / я узнал / я разобрался…
– на этом уроке меня порадовало…
– я похвалил бы себя за…
– особенно мне понравилось…
– после урока мне захотелось…
– сегодня мне удалось…
– я сумел…
– было интересно…
– было трудно…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– я почувствовал, что..
2. Методика «Составление тестов»
Самостоятельное составление вопросов по теме. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребёнок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда тема только заявлена, учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.
3. Методика «Оценочные рубрики»
Это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников.
«Рубрики» представляют собой таблицы, в которых дано описание желаемого результата (качества, умения). Как правило, описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального до образцового.

Методика «Карта понятий»
Карта понятий – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.

