Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 991
Проектная деятельность на уроках технологии
(швейное дело)
Учитель технологии
Фомина И.А.
Москва 2013 год
Проектная деятельность на уроках технологии
(швейное дело)
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях, в современных социально-экономических условиях. Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к его организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения. Таким образом, для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными являются активные формы обучения. Одной из таких форм является метод проектов, который позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, умению ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях, повышает мотивацию к обучению.
Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся от разработки идеи до ее реализации под руководством учителя.
Метод учебного проекта успешно применяется в коррекционной школе на уроках технологии. Может использоваться на всех этапах обучения при изучении любой из тем программы и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Действенность метода проекта обусловлена тем, что учитель направляет, помогает учащимся выбрать проект по их интересам, в соответствии со способностями учащихся и в то же время сформировать знания, умения, навыки, предусмотренные программой.
Цель метода проектов:
Научить:
приобретать знания самостоятельно
пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
искать пути решения проблемы
планировать свою деятельность
объективно оценивать процесс и результат проектирования
Задачи проектной деятельности:
Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащиеся должны уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление)
Формировать позитивное отношение к работе (учащиеся должны проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
Обучать планированию (учащиеся должны уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
Изучая тему проекта в различной литературе, для своей работы я составила последовательность выполнения проекта:
Выдвижение проблемы, ее обсуждение и анализ.
Конкретизация задачи.
Сбор информации по теме проекта.
Рассмотрение вариантов решения задачи.
Выбор оптимального решения и его разработка.
Планирование изготовления изделия.
Изготовление изделия.
Проверка и оценка результатов.
Оформление.
Защита проекта.
Я применяю метод проекта на уроке технологии при изготовлении программных изделий. В результате работы с учащимися над проектами выработались основные этапы.
Этапы учебного проекта на уроке технологии:
1 этап – организационно-подготовительный
На этом этапе учащиеся должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни. Учащиеся собирают, изучают информацию, выбирают модель, ткань, фурнитуру, составляют план работы.
- выбор темы, постановка цели, обоснование проекта (его необходимость)
- сбор информации по теме проекта, по возможности используя интернет (история создания, мода, происхождение)
- подбор фасонов модели (анализ модных тенденций, работа с журналами мод, просмотр электронных каталогов), подбор образцов ткани
- выбор модели, ткани, фурнитуры
- описание внешнего вида модели
- составление плана работы
2 этап – конструкторский
на данном этапе совместно с учителем разрабатывается конструкция модели и технико-технологическая документация.
- снятие мерок
- построение чертежа изделия в масштабе
- изготовление выкройки,
- моделирование
- раскладка деталей выкройки на ткань в масштабе
- расчёт расхода ткани
- построение чертежа изделия в натуральную величину, изготовление выкройки, моделирование
- раскрой изделия
3 этап – технологический
на этом этапе учащиеся составляют план пошива изделия, под контролем учителя выполняют технологические операции по пошиву изделия, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы.
- составление плана пошива изделия
- пошив изделия
- самоконтроль качества работы
4 этап – заключительный, на котором происходит окончательный контроль, корректирование проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся оформляют результаты проектных работ, защищают свой проект перед одноклассниками. Защита проекта - итог работы над проектом.
- оценка качества
- расчет себестоимости изделия, обоснование экономичности изделия
- варианты применения неиспользованного материала
- защита проекта
Продуктивность применения проектного метода:
достаточно высокая эффективность уроков;
развитие речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
развитие и поддержание интереса к предмету;
практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
создание благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, развивает речь, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Таким образом, обучение проектным методом в коррекционной школе возможно и необходимо, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.