Создание целостной системы работы с одарёнными детьми.
Кельдигазиева Д.Ш.
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №15,
а. Махмуд – Мектеб,
Нефтекумского городского округа,
Ставропольского края.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Есть такое расхожее мнение: «Каждый ребенок талантлив!» Фраза красивая, вполне в духе гуманизации образования, вот только произнося её, многие забывают, что таланты у наших детей очень разные. Как сказал поэт, «пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали Вы!..».
В настоящее время модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных способностей и самореализации. Важная роль в этом процессе отведена работе с одаренными и талантливыми детьми.
Большое внимание в своей работе я уделяю индивидуализации обучения, это позволяет создать предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника, вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализацию обучения обеспечиваю через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
В учебной деятельности работу с одарёнными детьми основываю на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Для этого использую методику обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
Большое внимание в своей работе я уделяю подготовке детей к различным уровням олимпиад. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность по предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать свои знания, сравнить свои успехи с успехами сверстников.
Так вот, когда речь заходит об олимпиадном движении или каких-либо конкурсах, от нас, учителей, ждут подготовки виртуозов-исполнителей. Ребёнка можно научить побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Я считаю, что хороших результатов во Всероссийской олимпиаде можно достичь,
только при условии совместной работы учителя и ученика. Нельзя недооценивать
ни того, ни другого. У школьника есть талант, а у учителя – множество способов и
методов, как этот талант увидеть и развивать.
Для себя я выделила три основных этапа при подготовке школьников к участию
в олимпиаде – начальный, теоретический и заключительный.
На начальном этапе я отбираю обучающихся к участию в олимпиаде. В основном это те ребята, которые проявляют интерес к предмету и желают участвовать в олимпиаде. Такой отбор я осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. К участию в олимпиадах я привлекаю обучающихся с 6 класса. Для этого подбираю учебный материал так, чтобы заинтересовать учащихся, очень важно удержать этот интерес, т.к. в 8-11 классах чаще всего обучающиеся определяются с выбором приоритетных для себя предметов и редко, кто выбирает историю. С обществознанием дела обстоят несколько лучше, поскольку этот предмет наиболее выбираемый при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников, в-третьих, хотя бы минимальная заинтересованность родителей.
Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Одновременно с выявлением школьников интересующихся историей и обществознанием и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
Следующий этап подготовки к олимпиаде – теоретический. Используя на уроках
индивидуальный подход, я стараюсь давать потенциальным олимпиадникам задания
повышенной сложности, творческие задания, привлекаю к исследовательской
деятельности, к реализации проектов. Большое значение при подготовке к
олимпиаде отвожу индивидуальным занятиям и консультациям. Всё это
способствует укреплению теоретических знаний и как следствие повышает
вероятность успеха.
Важным моментом при подготовке к олимпиаде считаю участие школьников в
конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах. Я подобрала дистанционные
олимпиады, конкурсы, викторины для школьников. Благодаря этому многие
обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету, т.к. каждый имеет свой
результат, который он сравнивает с результатами других, повышается и самооценка
и стремление к лучшему, что побуждает самостоятельно добывать знания, узнавать
больше нового.
Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Заключительный этап – анализ результатов олимпиады. Ежегодно разбирая
задания прошедших олимпиад, я обозначила для себя ряд пунктов, на которые
необходимо обращать внимание при подготовке будущих олимпиадников:
- организовать для обучающихся практические занятия с целью углубления знаний.
- формировать умение школьников работать с различными источниками
информации.
- тренировать школьников умению быстро ориентироваться в олимпиадных
заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках
систему выбора заданий.
- обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема
заданий.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.
6. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.
Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя.
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.
Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от среды, которую создают педагоги. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации. Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Результаты участия
в районных, краевых,Всероссийских и международныхолимпиадах,конкурсах,
конференциях, соревнованиях
Ф.И.О. учащегося | Конкурсы | Место | Ответственный учитель |
Кокозова Аиша | История | Призер | Кельдигазиева Д.Ш. |
Джуманьязова Лиана | Право | Призер «45-я параллель» | Кельдигазиева Д.Ш. |
Джуманьязова Лиана | Обществознание | Призер «45-я параллель» | Кельдигазиева Д.Ш. |
Курбанова Камила | Право | Победитель | Кельдигазиева Д.Ш. |
Джуманьязова Лиана | Обществознание | Победитель | Кельдигазиева Д.Ш. |
Результаты ЕГЭ
№ п/п | Предмет | 2019 г |
Средний балл по школе | Средний балл по округу | Средний балл по краю |
| Обществознание | 81 | 54,13 | 53,61 |
| История | 55 | 50,6 | 54,15 |
Результаты ВПР
предмет | _5__класс | __6__класс | ___7_класс | ___11_класс |
% обуч. | % кач. | %обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. |
История | 100 | 65,9 | 100 | 52,6 | 100 | 56 | 100 | 70,5 |
Обществознание | | | 100 | 74,3 | 95,8 | 58,3 | | |
Региональная проверочная работа
предмет | __9__класс | __10__класс |
% обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. |
Обществознание | 95,7 | 40,4 | | |
История | 95,7 | 38,2 | 94,1 | 70,5 |
Районные конкурсы |
Туристско-краеведческое движение «Отечество 2018» | Культурное наследие | КувандыковаКамила | Дипломант |
Конференция «Битва за Кавказ» | проект | Кошенова Фаина | дипломант |
Конкурс боевых листков «Битва за Кавказ» | рисунок | Д.о. «Поиск» | участие |
Конкурс рисунков « Я –гражданин» | рисунок | 5 участников | участие |
Вахта памяти | фотоочет | МКОУ СОШ №15 | участие |
Заочная правая викторина «Уроки Фемиды» | викторина | МКОУ СОШ №15 | благодарность |
Конференция «Хочу служить в армии» | работа | Кокшеев Осман | участие |
Конкурс чтецов «В сердцах и памяти – оживший лик войны» (молодежный центр) | стихотворение | Хаджиназарова Нармина | благодарность |
стихотворение | Ильясова Лиана | благодарность |
Районный этап всероссийских проектов «Если бы я был президентом» | эссе | Кокозова Ажбике | участие |
Твоя инициатива | проект | Хаджибекова Эльза | участие |
Краевые конкурсы |
Краевой этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»» | Публицистическое произведение | Якубова Самира | участие |
рисунок | Мансурова Юлдуз | участие |
Эколого- краеведческие проблемы Ставрополья. | Проект | Белялова Альмира | благодарность |
Краевая олимпиада 45 параллель | Право | Джуманиязова Лиана | призер |
Краевая олимпиада 45 параллель | Обществознание | Джуманиязова Лиана | призер |
Краевая олимпиада 45 параллель | Обществознание | Омаров Абиддин | участие |
Всероссийские конкурсы |
Конкурс «Гимн России понятными словами» | Информационный материал | Джуманиязова Лиана | участие |
Международные конкурсы |
Международная тематическая викторина «История Великой Победы» (заочно) | викторина | 47 человек | Участие Дипломы 1,2,3 степени |
Тематитеческая викторина «Я помню, Я горжусь» (дистанционно) | викторина | 20 участников | 1,2,3 места и сертификаты участника |
Дистанционная олимпиада «Эрудит» | задания | 10 человек | 1,2,3 места и сертификаты участника |
Конкурс сочинений «Если бы Губернатором был я….» | конкурс сочинений | Хаджибекова Эльза | Благодарственное письмо от избирательной комиссии |