СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на районном методическом объединении

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на районном методическом объединении»

Создание целостной системы работы с одарёнными детьми.

Кельдигазиева Д.Ш.

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №15,

а. Махмуд – Мектеб,

Нефтекумского городского округа,

Ставропольского края.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Есть такое расхожее мнение: «Каждый ребенок талантлив!» Фраза красивая, вполне в духе гуманизации образования, вот только произнося её, многие забывают, что таланты у наших детей очень разные. Как сказал поэт, «пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали Вы!..».

В настоящее время модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его познавательных способностей и самореализации. Важная роль в этом процессе отведена работе с одаренными и талантливыми детьми.

Большое внимание в своей работе я уделяю индивидуализации обучения, это позволяет создать предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника, вызывает у учащихся положительные эмоции, благотворно влияет на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализацию обучения обеспечиваю через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.

В учебной деятельности работу с одарёнными детьми основываю на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми должна  состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Для этого использую методику обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

Большое внимание в своей работе я уделяю подготовке детей к различным уровням олимпиад. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность по предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать свои знания, сравнить свои успехи с успехами сверстников.

Так вот, когда речь заходит об олимпиадном движении или каких-либо конкурсах, от нас, учителей, ждут подготовки виртуозов-исполнителей. Ребёнка можно научить побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

        Я считаю, что хороших результатов во Всероссийской олимпиаде можно достичь,

только при условии совместной работы учителя и ученика. Нельзя недооценивать

ни того, ни другого. У школьника есть талант, а у учителя – множество способов и

методов, как этот талант увидеть и развивать.

Для себя я выделила три основных этапа при подготовке школьников к участию

в олимпиаде – начальный, теоретический и заключительный.

На начальном этапе я отбираю обучающихся к участию в олимпиаде. В основном это те ребята, которые проявляют интерес к предмету и желают участвовать в олимпиаде. Такой отбор я осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. К участию в олимпиадах я привлекаю обучающихся с 6 класса. Для этого подбираю учебный материал так, чтобы заинтересовать учащихся, очень важно удержать этот интерес, т.к. в 8-11 классах чаще всего обучающиеся определяются с выбором приоритетных для себя предметов и редко, кто выбирает историю. С обществознанием дела обстоят несколько лучше, поскольку этот предмет наиболее выбираемый при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников, в-третьих, хотя бы минимальная заинтересованность родителей.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Одновременно с выявлением школьников интересующихся историей и обществознанием и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

Следующий этап подготовки к олимпиаде – теоретический. Используя на уроках

индивидуальный подход, я стараюсь давать потенциальным олимпиадникам задания

повышенной сложности, творческие задания, привлекаю к исследовательской

деятельности, к реализации проектов. Большое значение при подготовке к

олимпиаде отвожу индивидуальным занятиям и консультациям. Всё это

способствует укреплению теоретических знаний и как следствие повышает

вероятность успеха.

Важным моментом при подготовке к олимпиаде считаю участие школьников в

конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах. Я подобрала дистанционные

олимпиады, конкурсы, викторины для школьников. Благодаря этому многие

обучающиеся стали проявлять больший интерес к предмету, т.к. каждый имеет свой

результат, который он сравнивает с результатами других, повышается и самооценка

и стремление к лучшему, что побуждает самостоятельно добывать знания, узнавать

больше нового.

Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

Заключительный этап – анализ результатов олимпиады. Ежегодно разбирая

задания прошедших олимпиад, я обозначила для себя ряд пунктов, на которые

необходимо обращать внимание при подготовке будущих олимпиадников:

- организовать для обучающихся практические занятия с целью углубления знаний.

- формировать умение школьников работать с различными источниками

информации.

- тренировать школьников умению быстро ориентироваться в олимпиадных

заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках

систему выбора заданий.

- обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема

заданий.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.


6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

В заключении я могу сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Хотелось бы добавить, что успех и даже одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и в большей мере от среды, которую создают педагоги. Мы – учителя, стараемся  развивать и поддерживать  познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации. Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Результаты участия

в районных, краевых,Всероссийских и международныхолимпиадах,конкурсах,

конференциях, соревнованиях

Ф.И.О. учащегося

Конкурсы

Место

Ответственный учитель

Кокозова Аиша

История


Призер

Кельдигазиева Д.Ш.

Джуманьязова Лиана

Право

Призер «45-я параллель»

Кельдигазиева Д.Ш.


Джуманьязова Лиана

Обществознание

Призер «45-я параллель»

Кельдигазиева Д.Ш.

Курбанова Камила

Право

Победитель

Кельдигазиева Д.Ш.

Джуманьязова Лиана

Обществознание

Победитель

Кельдигазиева Д.Ш.


Результаты ЕГЭ


№ п/п

Предмет

2019 г

Средний балл по школе

Средний балл по округу

Средний балл по краю

Обществознание

81

54,13

53,61

История

55

50,6

54,15


Результаты ВПР

предмет

_5__класс

__6__класс

___7_класс

___11_класс

% обуч.

% кач.

%обуч.

% кач.

% обуч.

% кач.

% обуч.

% кач.

История

100

65,9

100

52,6

100

56

100

70,5

Обществознание



100

74,3

95,8

58,3




Региональная проверочная работа


предмет

__9__класс

__10__класс

% обуч.

% кач.

% обуч.

% кач.

Обществознание

95,7

40,4



История

95,7

38,2

94,1

70,5


Районные конкурсы

Туристско-краеведческое движение «Отечество 2018»

Культурное наследие

КувандыковаКамила

Дипломант

Конференция «Битва за Кавказ»

проект

Кошенова Фаина

дипломант

Конкурс боевых листков «Битва за Кавказ»

рисунок

Д.о. «Поиск»

участие

Конкурс рисунков « Я –гражданин»

рисунок

5 участников

участие

Вахта памяти

фотоочет

МКОУ СОШ №15

участие

Заочная правая викторина «Уроки Фемиды»

викторина

МКОУ СОШ №15

благодарность

Конференция «Хочу служить в армии»

работа

Кокшеев Осман

участие

Конкурс чтецов «В сердцах и памяти – оживший лик войны»

(молодежный центр)

стихотворение

Хаджиназарова Нармина

благодарность

стихотворение

Ильясова Лиана

благодарность

Районный этап всероссийских проектов «Если бы я был президентом»

эссе

Кокозова Ажбике

участие

Твоя инициатива

проект

Хаджибекова Эльза

участие

Краевые конкурсы

Краевой этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»»

Публицистическое произведение

Якубова Самира

участие

рисунок

Мансурова Юлдуз

участие

Эколого- краеведческие проблемы Ставрополья.

Проект

Белялова Альмира

благодарность

Краевая олимпиада 45 параллель

Право

Джуманиязова Лиана

призер

Краевая олимпиада 45 параллель

Обществознание

Джуманиязова Лиана

призер

Краевая олимпиада 45 параллель

Обществознание

Омаров Абиддин

участие

Всероссийские конкурсы

Конкурс «Гимн России понятными словами»

Информационный материал

Джуманиязова Лиана

участие

Международные конкурсы

Международная тематическая викторина «История Великой Победы» (заочно)

викторина

47 человек

Участие

Дипломы 1,2,3 степени

Тематитеческая викторина «Я помню, Я горжусь»

(дистанционно)

викторина

20 участников

1,2,3 места и сертификаты участника

Дистанционная олимпиада «Эрудит»

задания

10 человек

1,2,3 места и сертификаты участника

Конкурс сочинений «Если бы Губернатором был я….»

конкурс сочинений

Хаджибекова Эльза

Благодарственное письмо

от избирательной комиссии



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!