СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на районный семинар учителей технологии "Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей  школе  прошел  районный  семинар  учителей  технологии. На этом  семинаре  я выступила  с докладом на тему :"Развитие творческих  способностей  и самостоятельности школьников  на уроках  технологии".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на семинар учителей технологии»

Доклад на семинар учителей технологии (технический труд) на тему: «Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников на уроках технологии»(8АПРЕЛЯ 2016 ГОДА)(1слайд)

Подготовила учитель технологии Шуманской ООШ Биттова Людмила Ивановна.

2 слайд:   Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.     Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности».       Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки технологии с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталантных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.  (3 слайд)  В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с такими проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);

  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);

  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

4слайд: Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех. Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 9-й класс. Уже в начальной школе у учащихся были уроки технологии, и это является важным, как проходили эти уроки .Я привлекаю к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. В конце учебного года привожу 4-й класс на экскурсию в свой кабинет. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков. И тогда на первом уроке технологии в 5-ом классе мы встречаемся как добрые старые друзья. Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах.   В классах эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, технологическими картами, работами учащихся и учителя., Обеспечены всем необходимым рабочие места (современные швейные машины, электрическая плита и т. д.), в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда, в наши классы дети идут с радостью. В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников. 5слайд: Улучшить организацию своей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов.(6слайд) Но, если дети не занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для учителя это еще и потеря времени. В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой — получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. У меня было два варианта работы с упражнениями: первый – упражнения включались в процесс выполнения проектов, второй – упражнения выполнялись до ознакомления с проектами. Второй вариант оказался более успешным. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность. Несколько примеров. При изучении раздела «Кулинария» в 5-м классе по теме «Витамины» учащимся в качестве самостоятельной работы предлагается составить рецепты салатов из овощей, употребление которых будет способствовать:

  • укреплению защитных сил организма;

  • улучшению зрения, роста.

Оценка выполнения данного задания учитывает и соблюдение дополнительных условий: в салате должно быть не менее трех овощей, некалорийная заправка, оригинальное оформление. Предлагаются и более сложные упражнения: составить для школьника меню на день, на неделю из продуктов, которые обеспечивали организм необходимыми веществами. В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный. В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями.          Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать: так, вышивка идеально впишется в проект по интерьеру или для оформления швейного изделия.        Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”. Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.   (7слайд)      Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану: 1. Определение потребности и краткая формулировка задач. 2. Набор первоначальных идей. 3. Проработка одной или нескольких идей 4. Изготовление изделия 5. Испытание и оценка.        Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.        8слайд: На данном этапе своей работы, создав условия, четко следуя сформулированным правилам, я добилась усиления роли учащегося в управлении собственной учебно-познавательной деятельности. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.          Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. 

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.
 
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельности является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
 
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
 
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
 
9слайд: Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
 
^ Развивать творческие способности? Что это значит?
 
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
 
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться в индивидуальности ученика.
 
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
 
10 слайд: При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
   
В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение
 
« Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».
 
11слайд:На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами, декоративно прикладным творчеством. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
  
12 слайд:Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии:
 
^ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
 
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;
 
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;
 
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;
 
^ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
 
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;
 
ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
  
13 слайд: Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная. В школе разработана и действует программа «Одарённые дети». Выявление одаренных детей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления; участие их в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Сложилась хорошая практика проведения предметных школьных олимпиад, победители которых участвуют в районных олимпиадах.. Учащиеся нашей школы показывают неплохие результаты в предметных олимпиадах по технологии,ОБЖ,физкультуре.
 
Педагогический коллектив связывает данный факт с внедрением в практику школы программы «Одарённые дети», с использованием на уроках и во внеурочной деятельности учащихся проектных методов обучения, организации исследовательской деятельности учеников.
 
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
 
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
 
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
 
Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
 
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
 
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их самостоятельности должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

14 слайд: О творческой деятельности учащихся на уроках технологии написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках. Из статьи А.С. Макаренко «Воспитание в труде»: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». 
В целях приобщения учащихся к творчеству нужна хорошо продуманная система эстетического воспитания на уроках технологии, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты. Учащиеся только тогда переживают по-настоящему радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия. Чтобы добиться такого положения, учащиеся должны ясно представлять себе, как должно выглядеть отлично выполненное трудовое задание. Для этого я показываю образцы готовых изделий, использую наглядность, видеофильмы, презентации. Особое внимание учениц обращаю на эстетические требования к работам. Но это не только внешняя красота. Изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью понимаю наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.
На уроках технологии особое внимание уделяю специфике взаимоотношений в коллективе, содержанию в чистоте и порядке инструментов, одежды, помещения. Всё это отражается на работоспособности и настроении всех, кто приходит в кабинет, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и о находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.
Высокая трудовая культура – одна из характерных черт передовых работников производства. Образцовый, культурный рабочий всегда работает по плану, бережно относится к расходованию материалов и рабочего времени, заботится о сохранности инструментов и приспособлений, стремится к усовершенствованию технологий.
Меня радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе на уроках. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.
15 слайд : Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах. 
Своё вступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к семинару»

МБОУ «Шуманская ООШ»  Презентация на тему : «Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников  на уроках технологии» Презентацию подготовила  учитель технологии Биттова Л.И.

МБОУ «Шуманская ООШ»

Презентация на тему :

«Развитие творческих способностей и самостоятельности школьников

на уроках технологии»

Презентацию подготовила учитель технологии Биттова Л.И.

Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников -  самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач . Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности ».       
  • Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников -  самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач . Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности ».       
Проблемы   1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);  2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);  3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Проблемы 1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни); 3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Факторы

Факторы

  • 1. Во-первых , творчество не рождается на пустом месте. 2. Во-вторых , важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. 3. В-третьих , обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему задан ий
Правила  Служить примером для подражания.  Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

Правила

Служить примером для подражания.  Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.

  •   Поощрять сомнения . Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
  • Разрешать делать ошибки . Ученик не должен бояться рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. 
  • Поощрять разумный поиск . Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. 
  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.  
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности . Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
  •   Готовить к препятствиям.  Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Метод проектов

Метод проектов

  • Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”. Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
План работы над проектом

План работы над проектом

  • 1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
  • 2. Набор первоначальных идей.
  • 3. Проработка одной или нескольких идей
  • 4. Изготовление изделия
  • 5. Испытание и оценка.
Проблемные ситуации

Проблемные ситуации

  • Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
  • На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.         
  • Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. 
Развивать творческие способности? Что это значит?

Развивать творческие способности? Что это значит?

  • - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.   - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться в индивидуальности ученика.   - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
В. А. Сухомлинский писал:

В. А. Сухомлинский писал:

  • «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение  « Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».
Уроки ИЗО и технологии

Уроки ИЗО и технологии

  • На уроках изобразительного искусства и технологии педагоги школы знакомят детей с народно-художественными промыслами, декоративно прикладным творчеством.
  • У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия.
  • Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
современные технологии  - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;     -ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;     -ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;     -ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;     - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;     -ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;     -ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

современные технологии

- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;   -ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ;   -ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;   -ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ;   - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;   -ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»;   -ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

творчество

творчество

  • Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.   Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их самостоятельности должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться
А .С. Макаренко

А .С. Макаренко

  • Из статьи А.С. Макаренко «Воспитание в труде»:
  • «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он старательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». 
В.А. Сухомлинский Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания.  Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах.    Своё вступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»  

В.А. Сухомлинский

  • Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания.
  • Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах. 
  • Своё вступление я хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!