О жестокости наших детей (выступление на родительском собрании) В последнее время жестокость, агрессивность подрастающего поколения все чаще становится объектом психологических исследований. Да и в сводках новостей мы постоянно наблюдаем совершенно жуткие истории из жизни школьников – избиения, унижения, насилие над животными. Впрочем, даже дошкольники, полагают некоторые исследователи, нередко ведут себя немотивированно агрессивно. Кто-то полагает, что насилие в среде детей, их общая агрессивность в последнее время существенно возросли, кто-то - что так было во все времена, просто относились к этой проблеме проще. Истина, как обычно, находится где-то посередине. В последние десятилетия лишь появились некоторые новые факторы, способствующие общей невротизации детей и агрессивным формам поведения. Жестокость – способность причинять страдания людям или животным. Проявления жестокости нередки в детском возрасте, однако причины ее, как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространенная форма жестокости маленьких детей – жестокость по неведению. Дошкольник может совершить жестокий поступок – искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоцентризма ребенок еще не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Не обретя еще способности к сопереживанию, он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания. Сказывается и недостаточная произвольность поведения, когда многие действия совершаются спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что жестокость по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребенок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки (пускай поначалу и вполне объяснимые неведением), то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте, несмотря на достаточный запас знаний и способность к самоконтролю. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления детской жестокости, а главное – активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребенка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил. Разговор с ребенком на эту тему должен вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку еще не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьезной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи, и т.п.). Задача старших – формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребенку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть получила семейное воспитание, основанное на физических наказаниях. Крайне негативно на формировании поведения ребенка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения современной массовой культуры. Родителям необходимо позаботиться о круге интересов своих детей, исключив из него кино- и видеофильмы, насыщенные сценами насилия и жестокости. Конечно, для некоторых взрослых людей, родителей очень удобно переложить ответственность за происходящее с детьми на компьютерные игры, сидение в интернете, «культ насилия». Но это путь в никуда, слабоволие. Дети прошлых эпох наблюдали насилие в реальной жизни, но воспитание было более интенсивным, присутствовал некий баланс, вот и не вырастало такого количества озлобленных и агрессивных детей. Конечно, можно понять родителей, не у многих сейчас есть свободное время на ребенка, работа отнимает много сил и времени, а различного рода виртуальные развлечения отлично организуют досуг ребенка. Но только вот потом, скорее всего, придется пожинать плоды этого. Вообще, слишком много у нас теперь детей, которые предоставлены сами себе, растут как одуванчики в поле. Отдельно хотелось бы затронуть такую острую тему, как насилие в школе. Тут имеется несколько причин. Во-первых, класс – это мини-социум, крошечная модель современного российского общества в целом. И развивается он по таким же законам – кого-то унижают, кто-то выбивается в лидеры, каждый играет свою роль. Дома у многих детей только телевизор, компьютер и безразличные ко всему или погрязшие в быте родители. Откуда детям и подросткам взять какие-то понятия о мире, о добрососедских взаимоотношениях, если сейчас в обществе «человек человеку волк»? Кроме того, абсолютная свобода (понимаемая порой в нашей стране зачастую как безнаказанность за любые бесчинства) есть зло. Детям сейчас повсюду говорится, что они свободны, обладают правами и т.д. Естественно, в силу известных причин понимается это всё специфически. О том, чтобы наравне со свободой говорить и о понятии ответственность, и речи почти не ведется. Кстати говоря, увеличение школьного насилия (вследствие «демократизации» процесса образования) характерно не только для России, во многих странах эта проблема стоит очень остро. Причины схожи. Во-первых, это излишняя лояльность по отношению к ученикам, а иначе говоря, попустительство. В некоторых государствах, например, в Польше, Великобритании (после многочисленных случаев чрезвычайной жестокости школьников) уже начался процесс возвращения к более строгому типу школьного образования. Эксперимент с «доверием к человеку», увы, фактически не оправдался. Во-вторых, это возросшая за последние годы «агрессивность» информационной среды, в которой пребывает ребенок с рождения. Бороться с проявлениями жестокости у детей очень сложно. В первую очередь из-за того что отношения между детьми отражают общество в целом. Самый действенный метод (и это применимо почти ко всем детским проблемам) – личный пример. Никакие моральные установки, никакие произведения искусства на уроках литературы или МХК не будут «работать», если в реальной жизни взрослые не вызывают уважения у ребенка. Жестокость и насилие среди детей – очень неприятное явление. Но есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно это корень всех бед. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка? • С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию. • Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. • Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. • В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей! • Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. • • Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми. • Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь. • Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум. • Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении. • Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.). • Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью. • Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения. |