СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС"»

Доклад на педсовете школы.













Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС










Выполнила: 

Каракулова Ольга Александровна,

учитель начальных классов





Повысить результаты школьного обучения

можно лишь посредством роста качества преподавания,

повышения профессиональной компетентности педагогов.



Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.

Понятно, что увеличение объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качества преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».

- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И, наверное, при этом главные условия развития:

способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,

-владение передовыми педагогическими технологиями,

-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.

  • Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

  • Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).

Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:

  • Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?

  • Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?

Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес.



Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?



УУД

  1. Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, коррекция, оценка

  1. Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов Разрешении конфликтов

Управление поведением партнера

Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

  1. Познавательные

общеучебные, логические действия,

действия постановки и решения проблем.


  1. Личностные

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация



Профессиональные компетенции педагога

  1. Организационные

Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности

Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха

Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

  1. Коммуникативные

Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;

речевая и коммуникативная культура.

  1. Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;

Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;

Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;

Способность выделять и решать профессиональные проблемы,

способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

  1. Личностные

Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся личности.

Мотивация профессиональной деятельности.



Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности:

во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать;

во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.



Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Процесс самообразования педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

  • Участие в конкурсах, исследовательских работах.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Самообразование педагогов:

  • систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

  • просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомство с педагогической и методической литературой.

  • использование интернет – ресурсов;

  • демонстрация собственного педагогического опыта;

  • внимание к собственному здоровью

В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации, а также и по интересующим их актуальным проблемам современного образования.

Результат - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС общего образования;

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Аттестация педагогических работников:

ЗАДАЧА:

Стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.

Межаттестационный период:

ЗАДАЧА:

Совершенствование уровня педагогической компетентности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!