Доклад на педсовете школы.
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Выполнила:
Каракулова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
Повысить результаты школьного обучения
можно лишь посредством роста качества преподавания,
повышения профессиональной компетентности педагогов.
Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
Понятно, что увеличение объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качества преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».
- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И, наверное, при этом главные условия развития:
- способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,
-владение передовыми педагогическими технологиями,
-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).
Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».
Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:
Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?
Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?
Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные
Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес.
Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?
УУД |
Регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, коррекция, оценка |
Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешении конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли |
Познавательные общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. |
Личностные Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация |
Профессиональные компетенции педагога |
Организационные Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха Умение организовать процесс рефлексии на уроке. |
Коммуникативные Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности; речевая и коммуникативная культура. |
Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке: Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации; Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика; Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке; Способность выделять и решать профессиональные проблемы, способность применять приемы проблематизации в учебном процессе. |
Личностные Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся личности. Мотивация профессиональной деятельности. |
Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности:
во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать;
во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников.
Процесс самообразования педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Самообразование педагогов:
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы.
знакомство с педагогической и методической литературой.
использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью
В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации, а также и по интересующим их актуальным проблемам современного образования.
Результат - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС общего образования;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Аттестация педагогических работников:
ЗАДАЧА:
Стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.
Межаттестационный период:
ЗАДАЧА:
Совершенствование уровня педагогической компетентности.