Понятие воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие - это форма совместной деятельности, в которой передается (предъявляется и усваивается) содержание воспитания. Воспитательное мероприятие является целостной динамической системой, включающей как содержательные, так и процессуальные элементы.
Основными содержательными элементами данной системы являются: участники воспитательного мероприятия; цель; содержание воспитания (информация, чувства, переживания, характер межличностных отношений); организация воспитательного мероприятия; используемые средства воспитания; используемые методы воспитания; условия проведения мероприятия; результат.
Основными процессуальными элементами являются: количество и последовательность этапов (фаз, стадий); продолжительность этапов; интенсивность общения.
Следует учитывать, что можно «...характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной».
Типология воспитательных мероприятий
Воспитательные мероприятия можно различать по:
количеству участников (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
содержанию воспитания (социальные, интеллектуальные, художественные, валеологические, трудовые, социально-педагогической поддержки, досуговые);
по степени универсальности.
По мнению Т.А. Ильиной «В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие и специальные»; методу воспитательного воздействия (словесные, практические); характеру инициирования (программные, ситуативные); степени обязательности участия (обязательные, добровольные); месту проведения (классные, вшутришкольные, внешкольные); по степени сложности. При этом «Выделяются простые, составные и комплексные».
Данная типология не претендует на полноту и является ориентационной.
Формы воспитательных мероприятий
Возникновение новой формы организации воспитания происходит тогда, когда найдена инновационная совместная деятельность, обеспечивающая достижение воспитательной цели. Форма организации воспитания (воспитательное мероприятие) определяется: особенностью содержания воспитания (семантическая, операциональная, метрическая стороны).
Примерный набор обязательных и добровольных форм воспитания:
Обязательные:
1) фронтальные (конференция, собрание, линейка, радиолекторий, политическая информация, общественно-полезный труд, лагерь труда и отдыха, смотр...);
2) групповые (дежурство по школе, дежурство по классу, линейка, смотр, классный час, собрание, заседания органов управления...);
3) индивидуальные (посещение на дому, поручение, собеседование...).
Добровольные:
1) фронтальные (конференция, КТД, соревнование, субботник, дискуссия, конкурс, игра, олимпиада, референдум...);
2) групповые (, конкурс, слёт, игра, консультация, соревнование, викторина, экскурсия, круглый стол, диспут, самообслуживание,...);
3) индивидуальные (поручение, консультация, открытый микрофон, игра...).
Данный перечень форм организации воспитания не претендует на полноту и является ориентационным.
2