СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Повышение качества знаний учащихся"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Повышение качества знаний учащихся"»


ПРОФИЛАКТИКА НЕУСПЕВАЕМОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ







повышение качества знаний учащихся















Штепенко Наталья Юрьевна


Проблема предупреждения неуспеваемости всегда стояла на всех ступенях обучения. В каждом классе есть такие проблемы. Цель учителя не просто оценить уровень знаний детей, а довести каждого к его оптимальной планке. Все мы знаем, что способности детей разные, на них влияет множество факторов. Учитель должен вовремя выяснить причину неуспеваемости конкретного ученика, не ждать от него то, что он никогда не осилит, в силу его индивидуальных особенностей.

Причины школьной неуспеваемости

  • Психологические

  • Физиологические

  • Социальные

  • Актуальные вопросы родителей школьников

При выборе методов работы учитель обязательно учитывает состав класса, особенности учащихся, возможные причины неуспеваемости конкретного ребёнка. Все знают, что продвижение ученика надо отслеживать по отношению его к самому себе, а не в сравнении с другими. Это всегда учителю трудно, нужна система работы, глубокие знания о личности ребёнка. Надо иметь представление о его здоровье, о социальной среде, о генетических особенностях и других факторах, влияющих на успехи в школе. Над этим мы все работаем ежедневно в процессе обучения и воспитания детей. Для профилактики неуспеваемости учащихся каждый учитель, владея методикой преподавания предмета, отбирает и применяет более эффективные средства для наилучшего результата в зависимости от класса, от ситуации. Профилактика отставания в учении и неуспеваемости проводится учителем на всех этапах обучения. Учитель должен постоянно проводить:

1. Педагогическую профилактику. Поиски оптимальных педагогических систем, педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм обучения.

2.Педагогическую диагностику. Систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях и умения.

3.Педагогическую терапию. Осуществляются меры по устранению отставания в учении

4.Воспитательную работу. Планируется и проводится индивидуальная воспитательная работа, а также работа с семьей школьника.

Такая проблема была и останется самой главной в школе. Каждый учитель имеет наработанные приёмы и методы для достижения оптимальных результатов с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности.


Основные приёмы и методы, используемые в собственной практике для повышения качества знаний учащихся

При перечислении причин неуспеваемости, первой названа психологическая. Никакие методы не помогут хорошо учиться, если ребёнок чувствует дискомфорт. Поэтому, прежде всего, надо создать комфортные психологические условия для продуктивной работы. На основе этого использовать более подходящие средства предупреждения неуспеваемости.


Система опроса учащихся строится так, чтобы каждый получил «свою» отметку.

При устных ответах, вычислениях, решении задач по вопросам, сначала выслушать более слабых затем дать возможность высказаться более подготовленным детям, проанализировать ошибки предыдущих и добавить свои мысли. Это заставляет думать, анализировать, высказывать своё мнение. Тем самым повышается цена хорошей отметки.

Опрос начать с более сильных, затем, по убывающей. В результате, кто был не готов, прослушав несколько раз правило, отвечает.

Использование системы индивидуального обучения и опроса.

Дети до уроков могут показать учителю, какие новые знания готовы показать детям. Учитель корректирует ответ, помогает перед уроком и на уроке. Это придаёт уверенности ребёнку, он не испытывает дискомфорта перед классом.

Использование разноуровневых заданий на уроках над одним и тем же заданием. Усложняю и упрощаю задания, в зависимости от возможностей ребёнка.

Для слабых детей разработаны задания «с помощью».

Эти задания систематизированы, используется пособие «Система заданий по математике для учащихся». При решении задач тоже использую задания «с помощью».

Регулярная работа над ошибками . Особый вид работы, часто труднее, чем само задание. Не все могут классифицировать и исправлять свои ошибки, поэтому периодически выполняем её коллективно. Для профилактики неуспеваемости, слабым детям даю возможность переделать письменную работу, улучшить результат.

В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке, даю параллельные задания. Одно решаем коллективно, подобное сразу же самостоятельно.

И так 2-4 задания.

Для профилактики неуспеваемости учащихся, надо максимально подключать родителей .Они должны быть в курсе всех школьных дел ребёнка. Часто не знание родителей проблем ребёнка ведёт к полной отчуждённости, которую потом трудно исправить. Наладить общими усилиями контроль и помощь ребёнку.


Всегда актуальны простые традиционные средства повышения качества знаний учащихся

 В процессе контроля за подготовленностью учащимися 

 Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения 

 Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. 

 Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. 

 По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания. 

2. При изложении нового материала 

 Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала 

 Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала 

 Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний 

 Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал 

3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке 

 Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 

 Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом заданий, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. 

 Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. 

 Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. 

 Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

4. При организации самостоятельной работы вне класса 

 Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. 

 Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. 

 Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом. работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся 


Предупредить отставание учеников всегда проще, чем решать потом проблему неуспеваемости.