СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Проектирование современной образовательной среды школы как условие повышения качества образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Проектирование современной образовательной среды школы как условие повышения качества образования"»

В современных условиях каждая образовательная организация несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг. Для принятия решений по эффективному управлению качеством образования на уровне школы возникает потребность в информации о результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, которые оказывают влияние на результативность процесса.

Первым этапом подготовки проекта стал факторный анализ образовательной ситуации самой школы, чтобы оценить уровень готовности школы к реализации проекта.

В ходе проведенного SWOT-анализа   выделены 4 группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих ее развитие:


Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые извне школы):

• повышение внимания со стороны государства к проблемам образования;

• возможность участия школьников в городских, районных, региональных мероприятиях;

• приток новых учеников за счет строительства нового микрорайона;

• возможность участия учителей в профессиональных конкурсах.


Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):

• социальные проблемы общества (наркомания, алкоголизм, субкультуры);

• малоактивное взаимодействие муниципальных органов власти со школой;

• невысокий социальный статус учителя в обществе, низкая зарплата учителей;

• негативное отношение СМИ к учителю и к школе;

• низкий уровень культуры некоторых родителей, их равнодушие к проблемам школы;

• отсутствие в микрорайоне культурных центров;





Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):

• высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав;

• дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег;

• высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива;

• постоянное повышение квалификации;

• методическая помощь со стороны руководства, консультирование учителей;

• высокий уровень толерантности, взаимоуважение между учителями и учащимися;

• сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы.

Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):

• снижение общего уровня развития и культуры поступающих в школу детей;

• расхождение в оценке ценностей взрослых и детей;

  • недостаточно таких технологий, форм работы, которые способствовали бы полноценной самореализации детей различных категорий в рамках школы.


Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что необходимо сформировать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений в образовательной организации, обеспечивающих решение разнообразных задач развития обучающихся, т.е. создать современную образовательную среду.

Таким образом, основной идеей проекта является создание современной образовательной среды, стимулирующей всех участников образовательных отношений на достижение высоких образовательных результатов и направленной на повышение качества образования в целом.

Задачи проекта

1. Формирование современной образовательной среды в школе, направленной на получение высоких образовательных результатов и повышение качества образования.

2. Конструирование системы проектного управления образовательной организацией.

3. Обеспечение условий для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования педагогов школы.

Задача 1

Изучив работы отечественных и зарубежных ученых (Я. Корчак, Дж. Гибсон, В. А. Ясвин, С. В. Тарасов, Г. А. Ковалев и др.), посвященных исследованию проблем образовательной среды мы понимаем, что образовательная среда – это совокупность условий и возможностей личностного развития. Это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями, социальными партнерами образовательного учреждения и т. д.) область их совместной деятельности, в результате которой создаются условия, влияния и возможности, способствующие раскрытию интересов, способностей и обеспечивающие активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие.


Формирование современной образовательной среды в школе

Рассмотрим предполагаемые проектом изменения в структуре образовательной среды при ее моделировании.

Пространственно-предметный компонент

Эстетичное оформление школьного двора, уход за зелеными насаждениями, разведение декоративных растений, оформление клумб (Проект «Экошкола»).

Артдизайн - дизайн помещений, создание интерьера, преобладание принципа hand made при создании объекта дизайна. (Событийный дизайн-проект «Фотозоны»)


Содержательно-методический компонент

Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Итогом данной работы станет сборник «Инновации в образовательном пространстве МКОУ «СОШ №7».




Создание событийного аспекта среды. Она создается системой событий, которые происходят благодаря уже заложенным традициям нашего учебного заведения и служат основанием для появления новых традиций. Собственно говоря, образовательно-событийная среда складывается из совокупности событий: праздников, посвященных знаменательным датам, олимпиад, конференций, соревнований, занятий кружков, поездок. В этом учебном году в нашей школе будет осуществляться образовательный проект «Год памяти и славы». В ходе реализации проекта составится виртуальная экспозиция «Мы расскажем вам о войне» для школьного музея, которую можно применять в подготовке и проведении экскурсий, на уроках истории, классных часах и беседах, воспитательных мероприятиях патриотического направления. Так же будет организована флешмоб-эстафета в социальной сети «ВКонтакте» (чтение стихотворений, записав это на видео и опубликовав ролик в своих аккаунтах) «Мы расскажем вам о войне».

Коммуникативно-организационный компонент

При проектировании учитывается распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п. При этом немаловажна коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания. Более подробно рассмотрим организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп, психологический климат в коллективе, особенности управления).

Задача 2

Конструирование системы проектного управления

Вопросы проектного управления образовательными организациями рассматриваются в работах исследователей В.С. Лазарева, А.Н. Дахина, О.Е. Лебедева, П.И. Третьякова и других. Мы для своей работы выбрали следующее определение понятия «проектное управление образовательным учреждением»: «это тип управления совокупностью управленческих и образовательных проектов, реализуемых через параллельно-последовательное встраивание в общую систему деятельности учреждения, направленных на решение конкретных проблем и достижение определённых целей для стабилизации функционирования учреждения и обновления практики образования»

Построение системы проектного управления при переводе ее в эффективный режим функционирования отображено в следующей модели:

Этап проекта

1. Инициация проекта

Данный этап в нашей школе пройден.

Проведен мониторинг деятельности, четко сформулированы проблемы развития и пути их решения.

Проект рассмотрен на педагогическом совете, утвержден приказом директора

2. Планирование проекта

2.1. Формирование команды проекта и распределение ролей (составление матрицы ответственности), выбор оргструктуры управления проектом, налаживание коммуникации между участниками проекта

Создание временного творческого коллектива. Подбор необходимых аналитических и содержательных материалов, использование технологий «мировое кафе», «колесо баланса».

2.2. Инструктаж и/или обучение проектной команды

2.3. Разработка и утверждение паспорта, календарного плана, ресурсного плана, плана коммуникаций

2.4. Оценка рисков проекта и составление плана реагирования

  1. Осуществление (реализация) проекта

После осуществления текущего контроля могут вноситься изменения в роли и функциональные обязанности участников проекта, в календарный план работы, в план реагирования на риски, могут закрываться отдельные этапы проекта, осуществляться дополнительное обучение участников проекта и др. Руководитель проекта информирует коллег о ходе реализации проекта на Педагогическом совете, Совещаниях при директоре, на общих родительских собраниях, семинарах и конференциях и др..


Визуализация продвижения проекта отображается на сайте школы, на стендах и т. п.

При включении в проект талантливых, но неопытных сотрудников используются инструменты наставничества.

  1. Завершение и закрытие проекта

    1. Итоговая оценка реализации проекта, анализ достигнутых результатов и эффектов

    2. Подготовка и представление итогового отчета


В связи с тем, что проект «Проектирование современной образовательной среды школы как условие повышения качества образования» крупный, объемный, затрагивает разные стороны образовательной деятельности, направлен на все субъекты образовательных отношений, в школе создается проектный офис - подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления.

Команда проектного офиса: разработчики настоящего проекта.

Сегодня востребованы мероприятия практико-ориентированного характера, живые, опирающиеся на реальные потребности детей. И на такое быстрое реагирование, естественно, способна только молодежь. Именно поэтому мы сделали ставку на молодых, которые не связаны с ситуацией «как было», но являются символом ситуации «как будет».

Конечно, стабильность развития обеспечивают опытные авторитетные педагоги, но все прорывные идеи связаны с молодежью.

Функции проектного офиса:

1. Разработка и внедрение методологии управления проектами и контроль;

2. Формирование реестра проектов и сводной отчетности;

3. Помощь в планировании и контроль реализации проекта по запросу или на постоянной основе.





Задача 3

Обеспечение условий для профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования педагогов школы.

Кадровые условия реализации проекта:

МКОУ «СОШ №7» находится в маленьком городе, в который выпускники педагогических вузов, к сожалению, не стремятся вернуться. Однако есть молодые специалисты, которые осознали свое призвание после окончания университета по другой специальности и захотели работать в школе. Пройдя профессиональную переподготовку, молодые и инициативные учителя начали работать в образовании. Но, не смотря на огромное желание работать в школе, такие сотрудники испытывают психологический дискомфорт и даже страх при составлении образовательных и рабочих программ, заполнении журналов и общении с родителями обучающихся.

Поэтому администрация нашей школы пришла к осознанию необходимости внедрения в школе проекта «Старт в профессию». Данный проект позволяет решить проблему адаптации в коллективе, создать эмоционально благоприятную атмосферу, осуществить методическую подготовку.

Занятия проводятся два раза в месяц согласно плану, который рассчитан на три года обучения. Первый год, обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий.

Второй год, посвящен актуальным вопросам профессиональной деятельности учителя, самосовершенствованию педагогов с учетом современного уровня развития психолого-педагогической науки.

Третий год реализации проекта связан с определением системы формирования методических папок учителя, портфолио, определения подходов в работе с одаренными детьми.

Проект «Корпоративная учеба» – совершенствование профессионального мастерства педагогического корпуса, методическая и инновационная работа педагогов.

Наряду с традиционными моделями повышения профессиональной компетентности, мы решили апробировать следующую модель корпоративного обучения – «Обучение кейс-методом». Предлагается кейс, насыщенный документами, характеризующими внутришкольный контроль конкретного класса, ребенка. По предложенным документам учителя выделяют проблемы класса/ребенка, выявленные в результате внутришкольного контроля, формулируют задачи, предлагают способы их решения. Затем в режиме самостоятельной проектной деятельности микрогруппа учителей разрабатывает варианты решения выделенных реальных проблем.


Своеобразие современной профессиональной деятельности учителя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение ребенка. Помочь каждому ученику осознать его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой жизненный путь – таковы должны быть приоритеты современного учителя





10