Доклад на тему «Развитие творческих способностей на уроках технологии»
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.
Уроки технологии - это уроки жизни, которые направлены на овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда, развитие познавательных интересов, мышления, воображения, творческих способностей, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Ещё необходимо помнить, что «Хорошее техническое развитие руки ведёт автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга». Взаимосвязь «рука – мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребёнка, его ум
В нашей школе есть условия для проведения уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
Продуманное оформление кабинета (со вкусом подобранные занавеси, красивые стенды с поделками В этом году у нас повесили телевизор улучшили освещение добавили 2 светильника со светодиодами), обеспеченные всем необходимым рабочие места (имеется весь арсенал инструментов), наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное - воспитание мотивов учения.
В начале учебного года рассказываю, чем дети здесь будут заниматься, знакомлю с понятием ДПИ и их виды, показываю работы своих учеников, т.е. в К началу занятий готовлю стенды с изделиями, которые учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь "разговорить " девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учениц, создает атмосферу доверия.
Сегодня, опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.
Специфика моего предмета такова 70 % уроков технологии практические :поэтому в моем докладе акцент будет направлен на псих комфорт на практ уроках осваиваем ручные и машинные работы, вышивание, вязание на спицах и крючком выполняем сам.творческий проект. Так какие психологические трудности возникают на уроках технологии: это страх перед неумением, боятся, что не получится или получится хуже всех.
В целом классы, в которых работаю характеризую так:
младшие класс хотят, но не умеют или недостаточно
старшие много умеют, но уже не хотят у них другие интересы
н-р, 5 классы выполнение ручных соединительных и вышивальных стежков , швов.
реакция расстройство, иногда до слез или называют себя криворучкой.
Акцент направлен на то чтобы 1)успокоить ребенка 2 )оказываю индивид помощь в работе с ребенком: знакомим подробно с техникой выполнения разных стежков, Используя инструкционно - технологические карты, наглядный материал, видеоматериал.
А «самозванцам - криворучкам» объясняем шутя, что криворучка – это девица, которая много чего умеет, но ничего не делает по уважительным причинам, лености, ей легче назвать себя криворучкой вместо того, чтобы учиться труду и мастерству. Настраиваю на работу, доказываем что не криворучки и есть маленькие победы.
6 класс
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
Спицы крючок мало кто сейчас из детей держит эти инструменты как держать 1) успокаиваю, здесь опять слово нужно, объясняя, что мозг, а значит и руки не знает этот инструмент нужно только терпеливо и старательно работать и немного подождать и результаты будут. Все мастерицы-вязальщицы когда-то первые эмоц крики в конце урока получилась первая петля ВСЕ ПРОЦЕСС пошел
8классы стучат спицами, все до одной
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.
В новых условиях образования такая технология применяется и на моих уроках
На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, в классе - все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству
Например, при пошиве ночной сорочки (6 кл.) сильной учащейся предлагаю выполнить изделие с обработкой горловины и низа рукава подкройной обтачкой. Слабой ученице – сорочку с обработкой горловины двойной косой обтачкой (т.к. у нее есть навык выполнения этой операции) и обработкой низа рукава швом вподгибку.
Я никогда не навязываю детям, какую модель они будут шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: "Я смогу".
7 класс пошив юбки выбор модели по сложности или технологии изготовления
Девочки сами желают потруднее способ обработки
7а Зубанова Лера
Кстати о старших классах, много умеют,но уже многие не хотят использую теплые ласковые слова «да вы мои красавицы рукодельницы»
Зачем мне учиться шить в школе ведь я в жизни не собираюсь шить На уроках по вышиванию
1. Уникальность 2. Одежда будет сидеть на вас идеально 3. Все вещи вашего гардероба отлично сочетаются между собой. 4. Экономия денег 5. У вас всегда будет возможность подготовить вещь к любому случаю.
На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.
Эксперты
Помощь учителя ПАННО вязанное помощь родителя
На уроках по кулинарии бывают трудности,1) нет базы 2) забыли принести – придумали новое блюдо УСПОКОИЛИСЬ
сам тв проект трудности возникают выборе тем проекта и с творческими способностями и возможностями
Из этого вытекает следующий алгоритм работы:
Зн-ство с понятием ДПИ виды
Демонстрация выполненных работ (вдохновление)
С самого начала они усваивают алгоритм проектирования: - выбор и обоснование темы, разработка требований к будущему изделию, дизайн, а также технологии его изготовления с составлением технологической карты, выполнение, оценка и защита проекта.
ТРУДНОСТЬ неуверенность в полученной работе КУКЛа
. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата
.
Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте. Вот уже несколько лет я с девочками изучаю проектный метод. Ребята выполняют интересные работы, проявляют творческие способности
Результаты перед вами: в течении пяти лет ежегодно проводится районная олимпиада по технологии, которая проходит в виде защиты творческих проектов и тестирования учащихся. И ежегодно учащиеся нашей школы завоёвывают призовые места.