Доклад на тему:
«Трудовое воспитание детей с ОВЗ»
Анализ практики и системы обучения детей в специальной коррекционной школе показывает, что трудовое воспитание учащихся данных школ должно соответствовать реальным возможностям детей и подростков, что обусловлено современными социально-экономическими изменениями в современном обществе. Современная ситуация требует от педагогов коррекционной школы включения новых методов и приёмов с целью формирования у воспитанников прочных трудовых навыков и устойчивой мотивации на трудовую деятельность.
Опыт работы в школе и результаты исследований показывают, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности снижена -работоспособность, гибкость мышления и творческое воображение, преобладает высокая утомляемость, истощаемость. Поэтому в нашей школе, где коррекционная направленность – одна из главных принципов трудового воспитания, формирование положительного отношения к труду приобретает особо важное значение. Коррекционный компонент реализуется эффективно в том случае, когда трудовая задача внутренне принимается учащимися, имеет конкретную цель, выполняется с желанием, когда воспитанник получает удовлетворение от своего труда. Только в этих условиях учащиеся школы могут в полной мере проявить свои способности, приложить значительные усилия, а это, в конечном счёте, обеспечивает их всестороннее развитие как личностей.
Современные исследования психологов показывают, что более 50% учащихся отрицательно или безразлично относятся к труду, а значительная часть из этого количества обучается профессии, которая им не интересна. Однако дефектологи отмечают, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности охотно выполняют несложные трудовые операции или охотно трудятся за вознаграждение (материальная выгода).
Хочется отметить, что из 19 детей, обследованных в нашей школе:
10 положительно относятся к труду.
5 безразлично относятся к труду.
4- отрицательно.
Из них:
12 воспитанников имеют общие нарушения моторики.
8 - со сложными эмоционально – волевыми нарушениями.
2- аутисты.
Очень важным обстоятельством является то, что у большинства обследуемых был не один, а два и более сопутствующих дефекта, причём дефекты, затрудняющие организацию движений.
Таким образом, назрела необходимость применения новых методов, приёмов и технологий в разработке занятий по труду с целью формирования трудовых умений у воспитанников с нарушениями интеллекта.
В своей работе успешно решаю следующие задачи:
1. Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
2. Развитие творческого потенциала и самореализация личности ребёнка.
3. Развитие постановки цели, как необходимого условия сознательной трудовой деятельности.
4. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия в процессе коллективного труда.
5. Формирование объективности в оценке своего труда и труда своих товарищей.
6. Воспитание волевых качеств, дисциплинированности и ответственности у детей.
7.Компенсация пробелов и трудовая реабилитация детей с нарушением интеллекта.
Использую пошаговую технику по формированию трудовых умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом. Техника построена с позиции гуманистической концепции обучения и воспитания, она позволяет создать условия для всестороннего развития личности в трудовой деятельности, сформировать положительную мотивацию к труду, вооружить доступными техническими и технологическими навыками и умениями и компенсировать имеющиеся дефекты.
Приёмы и методы, используемые в моей работе, подобраны в соответствии с психофизическими, возрастными особенностями воспитанников коррекционной школы.
Приёмы | Методы | Пошаговая техника |
Дневник добрых дел | Метод создания ситуации успеха | Шаг 1: Не труд, а праздник. |
| Метод парадоксальных инструкций. | Шаг 2: Признание достижений |
Сотворчество + взаимодействие | Группа методов: -приучение; -упражнение | Шаг 3: Попробуй, и ты сможешь! |
| Группа методов: -убеждение; -внушение | Шаг 4: Система поощрений. |
В практике воспитательной работы применяю три основные формы организации трудовой деятельности:
1. Индивидуальная:
Для тех учащихся, которые слабо владеют трудовыми операциями и наоборот.
2. Групповая:
Кружок
Занятия по интересам
3. Фронтальная:
Выставки
Творческие отчёты
Типы воспитательных занятий, используемых в работе:
Используется при знакомстве с профессиями «Парикмахер», «Булочник», «Дворник», «Магазин»
Проводится для вырабатывания модели поведения, необходимой для коллективного труда.
Соревнования
Бригадный метод
Научная лаборатория.
Организовывается при проведении опытов по ознакомлению со свойствами предметов.
Приёмы активизации трудовой деятельности школьников:
Задания по картинкам
Иллюстрированный материал
Аудио-и-видеотехника
Экскурсии
Раздаточный материал
Модели (раздаются готовые образцы изделий, чтобы зафиксировать внимание)
Коллекции
Муляжи овощей, фруктов
Посещение мастерских (швейное дело, столярную мастерскую)
Для реализации коррекционно-развивающего компонента и развития трудовых умений используются педагогические приёмы и методы в описанной последовательности:
1. Метод создания ситуации успеха:
Избегание субъективных оценок
Формирование мотива к достижениям (что ты хочешь иметь? Всего можно достичь трудом).
Преодоление страха перед неудачей
Повышение самооценки учащихся
Преодоление инертности и неактивности
Преодоление иждивенства
Межличностная поддержка
2. Группа методов:
Многократное повторение, многократное учение. Точно так же, как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же упражняем и приучаем ребёнка выполнять трудовые операции.
3. Группа методов:
Я считаю, что нашим детям необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным обществу.
4. Метод «парадоксальная инструкция»:
Поставить перед детьми задачи:
- Что будет, если мы не будем убираться?
- Что будет, если ничего не делать?
- Что делать, если не будем учиться?
Сделать вместе с детьми выводы, что труд это самое важное в нашей жизни.
5. Педагогический приём «ведение дневника добрых дел»
Использую дневник, в котором записываю все хорошие поступки детей. Анализируем вместе с ребятами.
Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)
Связь трудовой деятельности сегодняшнего дня с завтрашним днём.
Новизна педагогического опыта
Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с нарушенным интеллектом.
Шаг 1 | Шаг 2 | Шаг 3 | Шаг 4 |
Не труд, а праздник | Признание достижений | Попробуй, и ты сможешь! | Система поощрений |
Шаг 1: «Сделать неприятное приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Я даю им новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что я от них требую. В работу включаю конкурсы «на самую лучшую заправленную кровать», и т.д.
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.