ГБОУ НАО «СШ с.ОМА» Заполярный район
Доклад на тему: «Цели и задачи здоровьесберегающих технологий».
Подготовила: Хвастунова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
Цель: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. Создание здоровьесберегающей среды в классе;
2.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Здоровьесберегающая образовательная технология-это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Никита Константинович Смирнов один из первых дал определение здоровьесберегающей технологии. Он считал: «Учитель может сделать для здоровья школьников больше, чем врач». Н.К.Смирнов рассматривал здоровье сберегающую образовательную технологию как «технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Здоровье сберегающую технологию можно рассматривать как
- сертификат безопасности здоровья
-совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьясбережения.
Многие считают, что ЗСТ-это условия обучения ребёнка в школе, рациональная организация процесса обучения и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка.
Другое определение ЗСТ-это совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способов воспитания у учащихся культуры здоровья.
Цель ЗС образовательных технологий обучения-обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Компоненты ЗСОТ
-аксиологический (осознание ценности знаний о здоровом образе жизни)
-гносеологический (приобретение знаний необходимых для сохранения здоровья)
-эмоционально-волевой (механизмы)
-экологический (человек и природная среда)
-физкультурно-оздоровительный (двигательная активность, закаливание)
Мероприятия по ЗСТ
Организационно-педагогические, определяют структуру образовательного процесса на основе СанПиНов и способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других негативных явлений.
Психологическо-педагогические мероприятия, связанные с воздействием, которые учитель оказывает на детей в ходе образовательного процесса. Сюда относятся психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.
Учебно-воспитательные мероприятия-это программы, которые реализуются в образовательном учреждении, направленные на обучение и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Социальное адаптирование и личностное развитие-это мероприятия, направленные на формирование и укрепление психической адаптации учащихся.
Лечебно-оздоровительные мероприятия-это мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, профилактические мероприятия. Относящиеся к компетенции медработников. Среди них может быть лечебная физкультура и лечебная педагогика.
Результатами применения ЗСТ является изменение образовательного процесса, в котором четко прослеживаются:
-объём образовательной нагрузки, который соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям школьника
-нагрузки и расписание составлено в соответствии с требованиями норм
-чередование разных видов деятельности с другой физической деятельностью
-увеличение физической активности детей
-возможность получения адекватной медицинской и психологической помощи
-привлечение родителей к активному участию в школьной жизни
-систематическая работа по формированию заинтересованного отношения к здоровому образу жизни
-подготовка учителя к созданию адекватного психологического климата в классе
-индивидуальный подход к ребёнку
-коррекционная работа
-использование методик и образовательных технологий согласно возрасту
Задачами ЗСТ в современной школе являются:
Воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни
Организация образовательного процесса, который не навредит здоровья детей
Использование доступных средств охраны здоровья и развития школьников
Новое качество образования может быть достигнуто благодаря новым условиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Всё это требует от учителя знаний по сохранению и развитию здоровья учащихся и является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром ЗС образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в определённых условиях успех конкретного обучающегося.