СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "ЧТО ТАКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы  речь стала красивой, правильной, понятной, в программе русского языка существуют такие занятия, как изложение и сочинение.

     С устной формой изложения – пересказом - дети знакомятся на уроках в первом классе. 

     Существуют несколько видов пересказа.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "ЧТО ТАКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?"»



ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ?

РЕЧЬ- это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в обмене информацией, в познании, в образовании. Речь обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней.

Внутренняя речь- это речь мысленная, это то, что ты думаешь. Это как бы разговор с самим собой.

Внешняя речь- это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.

Речь конкретного человека- это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ- это соблюдение норм современного литературного языка- грамматики, орфографии, пунктуации.

2. ЯСНОСТЬ- это доступность речи для понимания другими. Бывает стараясь украсить свою речь, мы так её запутываем, что и сами забываем понимать, что же было сказано.

3. ЧИСТОТА- это использование в речи слов, которые входят в словарь русского литературного языка.

4. ТОЧНОСТЬ- значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, должно соответствовать смыслу сказанного или написанного.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ- умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение действовать на адресата выбором слов, построением предложений.

6. БОГАТСТВО- определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствия однообразия, повторение одних и тех же слов и конструкций.

В нашей речи различают две формы: устную речь и письменную речь.



ЧТО ТАКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

Для того чтобы речь стала красивой, правильной, понятной, в программе русского языка существуют такие занятия, как изложение и сочинение.

С устной формой изложения – пересказом - дети знакомятся на уроках в первом классе.

Существуют несколько видов пересказа:

-близко к тексту;

-сжато;

- пересказ, изменяя лицо рассказчика (от имени автора; про то, как автор рассказывает, рассказ от лица персонажей).

ИЗЛОЖЕНИЕ – это тот же рассказ, но только в письменной форме. Изложение отличается от пересказа тем, что даётся возможность обдумать каждую фразу, каждое предложение. Без спешки можно подобрать слова, проверить, как построено предложение: тетрадный лист подождёт пока не будет найдено то самое нужное слово.

Правда, и требования к письменной работе будет выше, чем к устному пересказу. Ведь было дано время, чтобы обдумать, написать всё по порядку, связно и правильно. В этом заключается роль изложения – тренироваться составлять такие тексты, делать это грамотно и интересно.

Для изложений подбираются тексты гораздо меньше по объёму, чем для устного пересказа. Эти тексты проще и доступнее. Во втором классе дети пишут изложение объёмом 30 – 45 слов.

Учитель не требует запомнить текст наизусть и потом записать его в тетрадь. ЗАДАЧА ИЗЛОЖЕНИЯ – ЭТО ПОНЯТЬ, О ЧЁМ ГОВОРИТЬСЯ В ТЕКСТЕ,РАССКАЗАТЬ СВОИМИ СЛОВАМИ, НО ТАК, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО ПОНЯТНО ТОМУ, КТО БУДЕТ ЧИТАТЬ РАССКАЗ.

Будет хорошо, ученик запомнит и потом использует в своём изложении те слова, которые встретились в рассказе впервые или в каком-то новом , необычном сочетании .Необходимо сохранить стиль, в котором написан текст.








































Этот вид изложения используется в школе чаще других. Он служит средством закрепления в памяти содержания прочитанного: героев, развития сюжета и языковых средств.

Подробное изложение представляет собой подробный пересказ текста своими словами, но только записанный на бумаге.









Этот вид изложения предполагает пересказ части текста, которая соответствует узкому вопросу, например, пересказать только описание внешности персонажа, пересказать картину природы и т. д.

Как правило, задание выборочного изложения заключено в названии изложения, или теме.

Например, прочитали текст о поведении животных в лесу. А в задании сказано, изложение об одном из этих животных. Ученику надо запомнить и записать то, что говорилось в тексте именно об этом животном.











Сжатое изложение- это такое изложение, в котором нужно уметь пересказать текст кратко. Для сжатого изложения нужно выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Учащиеся должны постараться понять, о чём или о ком говориться в тексте, выделить главное (это может быть действие главного героя, или основное событие, или яркое описание) и записать его.









Творческое изложение – это такое изложение, в котором ты можешь перестроить текст или дополнить его своими мыслями.

Как правило, творческое изложение ограничивается темой: это может быть изложение от лица главного героя, изложение с выводом ( рассказать о том, что учащийся думает по поводу прочитанного текста).

Для этого нужно внимательно прочитать тему изложения, послушать задание учителя и сам текст. В таких изложениях будет хорошо, если ребёнок поделится собственными впечатлениями.

Это уже творчество. Задача в творческом изложении – грамотно и связно передать на бумаге то, что чувствуешь и думаешь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!