СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении»

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики.Не все школьники способны в одинаковой степени познать науку, поэтому и применяю дифференцированный подход к учащимся.Обращение к данной теме обусловлено ещё и желанием повысить познавательную активность учащихся, их интерес к урокам математики, развивать коммуникативные способности.

Дифференцированный подход я использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний и умений

Введение нового материала осуществляю в сочетании двух подходов – дифференцированного и проблемного.

Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:

  • Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;

  • При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;

  • Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

  • Ставлю перед учащимися проблемные задачи.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.

Самыми эффективными уроками, где больше внимания уделяю дифференцированному обучению, являются уроки – практикумы. На данных уроках я стремлюсь, чтобы учащиеся не просто накапливали знания, а анализировали их, обобщали, выделяли способы оперирования ими, применяли их на практике.

Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения материала:

  • игровой метод;

Необходимо заметить, что ученики не должны получать всё «на блюдечке» , им нужно самим добывать знания и уметь применять их на практике.

Не так уж и трудно задачи решать:

Проблема даёт вдохновенье.

Искусство же в том, чтоб суметь отыскать

Задачу, когда есть решенье.

П.Хэйн.

  • создание проблемно-поисковых ситуаций;

  • алгоритмический метод;

  • групповую работу;

  • систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;

  • компьютер (презентация).

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Исходя из этого, составляю серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала. Не скрываю от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.

В своей педагогической практике частично применяю технологию модульного обучения.

Модульное обучение опирается на разноуровневое обучение, дифференцированный подход к учащимся.

При осуществлении дифференцированного подхода я опираюсь на следующие условия:

  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных

учащихся и групп учащихся.

  1. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные

трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

  1. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным

группам и отдельным учащимся.

  1. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в

идеале – каждого ученика).

  1. Осуществление оперативной обратной связи.

  2. Соблюдение педагогического такта.

. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов работы с учащимися:

  • от творчества учителя к творчеству ученика;

  • предупредить, а не наказать незнание;

  • ученик должен испытать успех;

  • обучать школьников на эмоциях радости;

  • развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;

Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием».

Урок – это творчество, а учитель – творец.

В условиях современной школы недостаточно применение одного учебника, поэтому я использую методические пособия, материалы образовательных Интернет ресурсов.

Прикладная направленность обучения математике, воспитание интеллектуальной и творческой деятельности учащихся реализую через различные формы учебных занятий, система которых охватывает целостный цикл учебного процесса от сообщения нового до контроля и обобщения: лекции, уроки решения «ключевых задач», уроки самостоятельных работ, практикумы по решению задач, консультации, зачёты, урок – исследование, урок – конференция, нетрадиционные уроки в различной форме. А именно, урок-сказка, урок-эстафета, урок-путешествие, деловые игры.

Много внимания на уроках уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная для меня задача. Источником любых знаний являются наблюдения, сравнение, эксперимент.

На уроках геометрии, начиная с 7 класса, я провожу лабораторные работы, которые используются как средство открытия свойств геометрических фигур. В результате учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа, они учатся делать логические выводы, развивают свою интуицию. У них возникает потребность логического обоснования, найденных опытным путём зависимостей.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Использование же компьютера при изучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. При проведении уроков математики, как вы видели, я использую мультимедийные презентации.


На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности, обеспечивается эстетическая привлекательность урока и получение большого объёма информации за короткий промежуток времени. Я считаю целесообразным использование компьютера на своих уроках в следующих случаях: диагностическом тестировании качества усвоения материала, в тренировочном режиме для обработки элементарных умений и навыков после изучения темы, в обучающем режиме, в режиме самообучения, в режиме графической иллюстрации учебного материала.

Действенность и эффективность используемых мной методов и средств обучения подтверждают достигнутые успехи бывших и сегодняшних учеников: качество знаний, показатели переводных и выпускных экзаменов, занятые призовые места в школьных и районных олимпиадах.

Недаром в народе говорят, что знание – это сила.

Важной задачей любого учителя считаю научить школьников самостоятельно работать с информацией, приобретать знания, применять их в жизни. Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.