«Пути повышения качества образования через использование
инновационных технологий»
Гонтар Ирина Васильевна
учитель технологии МБОУ СОШ № 5
Образование - важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р.Киплинг
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, учителя начальных классов, часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Наша школа – школа компетенции. Она имеет современное оснащение, компьютерами оснащены все кабинеты школы. Всё это в учебном процессе способствует повышению качества образования
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам;
Работа с ресурсами Интернет;
Использование готовых обучающих программ
Использование ИКТ на уроках имеет преимущества по сравнению с традиционным обучением:
Современность и актуальность учебного материала.
Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
Эстетичность и наглядность.
Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
Обучение через игровую или практическую деятельность.
Повышение интереса учащихся к учёбе.
Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
По-новому ФГОС одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка.
На уроках технологии в 5-6 классах я использую в качестве тренажёра для отработки ЗУН программу «Тест» на компьютере. Каждый ученик, работая с этой программой - тренажёром в конце работы получает оценку за тему, которую повторяли на уроке. Детям очень нравится. Время работы по этой программе примерно 5-7 мин.
Так же уроках я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление сказок и рассказов в 5 классе по теме Тб при ручных и кулинарных работах. В поисках информации могут помочь мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия. В них можно использовать не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия.
Можно использовать на уроках компьютерное сопровождение. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Учащиеся активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассницам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени.
Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке. 2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений. 3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
Вывод:
информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса:
активизируют познавательную деятельность учеников;
позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне;
способствуют овладению практическими способами работы с информацией;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий.