МБОУ «Водоватовская СШ»
Доклад на тему:
«Работа с одарёнными детьми
на уроках русского языка и литературы»
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
Безроднова Елена Ивановна
2017-2018 учебный год
Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это понятно, ведь обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
И, конечно же, эти различные конкурсы необходимы детям, так как открывают возможность проявить неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Что же понимают под термином "одаренность"?
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями».
В психологии же под словом одарённость понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским педагогом психологом Джозефом Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности или творческости (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности
и бывает следующей:
• интеллектуальной: дети показывают повышенную любознательность и
сообразительность
• творческой: выражается в оригинальности мышления, генерировании идей
и решений
• академической: проявляется в успешном изучении отдельных предметов,
но при этом отличается избирательностью интересов ребёнка
• художественно-эстетической: отражение таланта в музыке, литературе,
других видах творчества
• социальной: лёгкость в установлении контактов и общительность
• спортивной: характеризуется способностью контролировать свои движения
и управлять координацией тела, физическое развитие
Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд особенностей, как положительных, так и отрицательных
Плюсы и минусы одарённого ребёнка
К плюсам относятся отличные вербальные и невербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка
К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различная скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, нередко слабая физическая
подготовка
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. В противовес этому хочется привести слова В.А.Сухомлинского «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от окружения: родителей, учителей, сверстников….
Но высшая миссия – развивать одарённость детей, быть их другом, поддерживать в них жажду постоянного самосовершенствования, помогать им в самореализации –возложена на учителя
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. Не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабо успевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую педагог вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ОГЭ, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс
Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие всех детей: как одарённых, так и менее способных. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода; дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Работу учителей нашей школы с одарёнными детьми можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.
3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)
4) работа в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах исследовательских работ
5) участие в конкурсах по предмету
6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.
Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно учителями нашей школы проводятся уроки, опирающиеся на фантазию:
«Урок творчества»(Описание природы родного края, публичное выступление «Достопримечательности моего села»), Урок "удивительное рядом"( Читаем стихи поэтов-земляков), "урок выставка"(Словари – наши друзья), Уроки- экскурсии, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое,. Уроки с игровой состязательной основой: урок-«Своя игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?". Уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок – встреча(С поэтами- земляками, с ветеранами Великой отечественной войны и работниками тыла)
Учащиеся нашей школы принимают участие в творческих конкурсах различного уровня
Приняли участие в следующих конкурсах и мероприятиях и победили:
1. Муниципальный этап Всероссийского конкурса творческих работ «Моя семья в Великой Отечественной войне» в номинации «Судьба семьи в истории страны» - Щёлоков Денис 10 класс -3 место (Учитель: Безроднова Е.И.)
2. Конкурс «Лучший каллиграфический почерк» - Молькова Кристина 7 класс – 3 место(Учитель: Безроднова Е.И.)
3. Конкурс чтецов, посвящённый К.Симонову - Безроднов Дмитрий 9 класс – 3 место (Учитель: Безроднова Е.И.)
4. Конкурс чтецов «В огне и холоде тревог»(Стихи поэтов серебряного века) – Безроднов Дмитрий – победитель районного этапа
Название конкурса | Статус | ФИО ученика | Класс | Место | Учитель |
«Тихая моя родина…» | Районный этап областного конкурса чтецов | Безроднов Дмитрий | 10 | 3 | Безроднова Е.И. |
«Мои любимые стихи» | Районный конкурс чтецов | Юматова Ольга | 6 | 2 | Безроднова Е.И. |
Цыбаков Дмитрий | 7 | участник | Щелокова М.В. |
«Живая классика» | Районный этап Всероссийского конкурса чтецов | Завьялов Антон | 10 | 3 | Безроднова Е.И. |
Конкурс чтецов «Стихи и проза К.Г.Паустовского» | Районный фестиваль-конкурс народного творчества«Родники 2017» | Безроднов Дмитрий | 10 | Лауреат 1 степени | Безроднова Е.И. |
Юматова Ольга | 6 | участник | Безроднова Е.И. |
Приняли участие, но не оказались в числе победителей:
1.Районный этап Всероссийского конкурса сочинений, посвящённый «Году Литературы» - Безроднов Дмитрий 9 класс (Учитель: Безроднова Е.И.)
2. Конкурс чтецов «Фестиваль литературы народов России» - Абрамова Елизавета 6 класс (Учитель: Щелокова М.В.)
3. Конкурс чтецов «Философская лирика Пастернака» - Зубрилина Марина 10 класс (Учитель: Безроднова Е.И.)
4. Конкурс чтецов «Живая классика» - Юматова Ольга 5 класс (Учитель: Безроднова Е.И
Широко и проблемное обучение. Это, как известно, организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя на разных этапах урока проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей.
Проблемную технологию используем не только при объяснении нового материала . Иногда в качестве домашнего задания учащимся предлагается выяснить, например, являются ли родственными слова «гвоздь» и «гвоздики», «рябой» и «рябина» или такое задание «Жителей села Водоватова называют водоватовцами, города Арзамаса –арзамасцами, а как называют жителей Пензы, Курска» и т.д. ? Не все учащиеся возьмутся за решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ (практикую подобные вопросы в качестве дополнительного домашнего задания). Затем учащиеся выступают со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят.
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Ученики выполняют как краткосрочные проекты(5 класс «Русские народные сказки в иллюстрациях учеников», «Басни Крылова в иллюстрациях различных художников», составление тестов, викторин, кроссвордов по отдельным произведениям, электронный альбом «Зима в стихах русских поэтов, музыке композиторов и картинах русских художников», презентации «Словарные слова», «Узнай басню», «М. В. Ломоносов — великий россиянин», «Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников» , «Сборник стихов и рассказов о родине и родной природе», «Я и моё имя», так и долгосрочные «Виртуальная экскурсия по местам любимого поэта», «История одного слова» проекты на основе краеведческого материала:
(«Происхождение и значение моей фамилии и фамилий моих одноклассников», «Происхождение названий улиц моего села», «Гидронимы родного села» В течение уже нескольких лет с учащимися 5-11 классов собираем и записываем диалектные слова села Водоватова, а также песни и частушки, которыми славится наше село.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки.)
В 2015-2016, 2016-2017 учебном году в рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия:
1. Конкурс чтецов: «Живая классика»
(5- 11 классы. Отв. Безроднова Е.И.)
2. Викторина «Книга в кино»
( 8 класс Отв. Щелокова М.В.)
3. Своя игра игра «Занимательный русский язык»
(9 класс Отв. Черёмухина Л.Н.)
4. Лингвистическая игра «Турнир интеллектуалов»
( 6 класс Отв. Безроднова Е.И.)
5. Литературная игра «По страницам произведений 19 века»
(11 класс Отв. Безроднова Е.И.)
6. Выпуск стенгазет учащимися 5-11 классов на тему: «Поэты и писатели —юбиляры 2015 года» (8- 11 классы. Отв. Безроднова Е.И.)
7. Поле чудес «Творчество Пушкина» ( 6 класс Отв. Щелокова М.В.)
8. Устный журнал «Строка, оборванная войной» (8,11 класс Отв. Черёмухина Л.Н.)
9. Лингвистическая игра «Умники и умницы» ( 5 класс Отв. Безроднова Е.И.)
10. Устный журнал «В мире пунктуации» ( 9-10 классы Отв. Безроднова Е.И)
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-конкурсы, олимпиады и интернет-проекты по предметам.
Приняли участие в интернет-проектах и конкурсах:
1. Творческий проект «Голос ребёнка 2015» с сочинением «Мы наследники победителей» - Щёлоков Денис 10 класс (Учитель: Безроднова Е.И.)
2.Всероссийский конкурс авторских работ школьников «День Победы», посвящённый 70-летию Победы в ВОВ.
В номинации «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Щёлоков Денис 10 класс 2 место(Учитель: Безроднова Е.И.)
В номинации «Любимая книга о ВОВ» Меркеева Анастасия 9 класс 3 место(Учитель: Безроднова Е.И.)
Название конкурса | Статус | ФИО ученика | Класс | Место | Учитель |
«Читаем стихи о Великой Отечественной войне» | Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» | Зубрилина Марина | 11 | участник | Безроднова Е.И. |
«Сказка в новогоднюю ночь» Номинация «Рассказы о Новом годе, Рождестве, зиме» Рассказ «Первое Рождество» | VI Детский Международный литературный конкурс | Юматов Александр | 6 | участник | Безроднова Е.И. |
«Сказка в новогоднюю ночь» Номинация «Рассказы о Новом годе, Рождестве, зиме» Сказка «Новогоднее чудо на Розовой планете» | | Юматова Ольга | 6 | участник | Безроднова Е.И. |
«Сказка в новогоднюю ночь» Номинация «Стихи о Новом годе, Рождестве, зиме» Стихотворение «Чудо-зима!» | | Черёмухин Антон | 6 | участник | Безроднова Е.И. |
«Наш родной язык» Всероссийский Образовательный Портал «Продленка» с 01.03.2017 по 31.05.2017 года. | Международной олимпиады по русскому языку для 5–11 классов | Шапарева Надежда | 11 класс | участник | Безроднова Е.И. |
Безроднов Дмитрий | 10 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Гагарин Евгений | 10 класс | 3 | Безроднова Е.И. |
Плохов Александр | 10 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Шишова Елизавета | 10 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Юматов Максим | 10 класс | участник | Безроднова Е.И. |
Зубрилин Иван | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
Мельников Дмитрий | 6 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Черёмухин Антон | 6 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Щёлков Иван | 6 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Юматов Иван | 6 класс | 2 | Безроднова Е.И. |
Юматова Ольга | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
«Аз, буки, веди» Ко Дню славянской письменности и культуры сайт Академии развития творчества «АРТ-талант» www.art-talant.org | Всероссийская занимательная викторина | Зубрилин Иван | 6 класс | 3 | Безроднова Е.И. |
Мельников Дмитрий | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
Черёмухин Антон | 6 класс | 3 | Безроднова Е.И. |
Юматов Александр | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» сайт Академии развития творчества «АРТ-талант» www.art-talant.org | Всероссийская занимательная викторина | Колдынин Максим | 6 класс | лауреат | Безроднова Е.И. |
Миронова Марина | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
Самылин Максим | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
Юматов Александр | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
Юматова Ольга | 6 класс | 1 | Безроднова Е.И. |
 | Международная олимпиада по русскому языку | Чкрёмухин Антон | 6 класс | участник | Черёмухина Л.Н |
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому учителя русского языка и литературы нашей школы постоянно учатся, совершенствуют свои знания через курсы повышения квалификации, обобщение педагогического опыта на методические объединения школы и района, участвуя в интернет-конкурсах и вебинарах.
В заключение, хочется привести высказывание Августа Бебеля: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.»