СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад о работе школьного музея

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад о работе школьного музея»

АНАЛИЗ РАБОТЫ

школьного музея за 207-2018 учебный год

(руководитель музея Дворянчикова И.А.)

Патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений. Работа по патриотическому воспитанию молодежи проводится в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш школьный краеведческий музей.

Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе группы «Поиск».

Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.

В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит систематически экскурсии по разделам музея, как для взрослых, так и для детей. Боевые биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие подвигов земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.

К сожалению всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, успешно защищавшим Родину.

Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.

Проводятся походы и экскурсии по родному краю.

Воспитательное воздействие таких походов на детей огромно. Походы позволяют детям узнать историческое значение своего села в истории России. Дети учатся понимать красоту окружающей природы, знакомятся с его прошлым. Мы понимаем ценность и важность походов, ведь один поход заменяет десять бесед.

Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа.

Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. Наша работа нацелена на развитие чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Проводим встречи с выпускниками школы, отслужившими в рядах Российской армии.

На базе, музея проводится разнообразная воспитательная работа:

  • цикл встреч с интересными людьми:

  • презентации книг земляков,

  • музейные уроки, уроки мужества и нравственности,

  • устные журналы, классные часы,

  • познавательные игры «Колесо истории»

По материалам музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы.

Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного села.

Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.

Учащиеся ухаживают за памятником погибших воинов.

Дети общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов – воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, любви к Родине, близким. Воспитывается чувство гордости за свершённые дела поколениями прошлых лет.

Да и сама обстановка в музее его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят.

Проводятся праздники, основанные на обычаях и традициях нашего села, на которых осуществляется передача драгоценного наследия этнографической культуры от старших поколений младшим, осуществляется связь поколений, присутствуют моменты состязательности, инициативы, взаимопомощи.

Молодое поколение приобщается к истокам самобытной этнической культуры малой родины, значит, успешно решаются задачи патриотического воспитания.

Выпускники школы успешно реализуют свои способности, находят своё место в жизни, честно защищают рубежи Отечества. От командиров родителям приходят только благодарственные письма. Выпускники частые гости в школе.

Высокая духовность, активная гражданская позиция, патриотические чувства выпускников школы будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением могущества России.





Музейная педагогика.

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру.

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру. Именно этого требует от современной школы Концепция государственной политики образования.

В основе музейной педагогике – активная краеведческая работа.

В МБОУ «Кайдаковская СОШ» школьный краеведческий музей основан в 1986 г. Школьный краеведческий музей работает по следующим направлениям:

Музейное дело в школе используется практически во всех школьных дисциплинах, как в виде параллельной программы изучения уроков истории, литературы, окружающего мира, технологии, а также в виде отдельных интегрированных курсов «Краеведение».

Наиболее оптимальными формами работы школьного музея являются: экскурсии, лекции, музейные занятия (уроки), научные конференции, консультации, краеведческие конкурсы и викторины, музейные праздники, исторические игры и др. Всё это составляет структуру социокультурной музейной технологии школы. Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, её истории и культуре.

При подготовке любого из данных мероприятий изучается музейная аудитория. Заранее определяется возраст, пол (если посетители – взрослые, образование и профессия); активность по отношению к музею (бывали ли ранее); направленность интересов, а также степень подготовленности к восприятию. В методике проведения экскурсий, изучение аудитории является неотъемлемым условием результативности музейной коммуникации.

Музейно-образовательное пространство - прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка, а именно, чувство ритма, цвета, пространства и т.д. Это выражается в сотворчестве детей, учителей, родителей. Например, при подготовке и оформлении музейных экспозиций, музейного интерьера. Это и художественное направление краеведческой работы (пропаганда творчества художников-земляков).

Особо следует остановиться на интерактивности музейных уроков. Экскурсия, по своей сути, основана на сочетании показа и рассказа, при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Музейное занятие включает в себя интерактивные методы и приёмы: игры-путешествия, игры-загадки, ролевые сцены, в которых школьники пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события. Интерактивные формы работы с посетителями требуют от них творческого участия и навыков.

Краеведческая работа развивает необходимые учебные умения и навыки. Например, занятия по теме «История в памятниках архитектуры». В форме виртуального путешествия учащиеся знакомятся с архитектурными памятниками большой и малой родины; развивают навыки сравнения, описания и классификации историко-архитектурных памятников. У учащихся формируется уважение и бережное отношение к труду создателей архитектурных сооружений (примеры заданий на сравнение, описание и классификацию).

В музейном уроке «Обычаи, традиции нашего села» интерактивный подход заложен в занимательной игре «Этнографы и краеведы». Дети делятся на 2 группы. Первая группа, отправляясь в «экспедицию» по музею «находит» указанные предметы быта и, используя критическое мышление, даёт им развёрнутую характеристику (из чего изготовлены, для чего служили, какую роль играют в наше время). Вторая группа знакомится с предложенными краеведческими источниками (материалами из архива музея) и даёт свою характеристику этим же предметам, ссылаясь на данные известных исследователей. Тем самым определяется научный подход и коррекция материалов (примеры работы с утюгом, старообрядческими расшитыми полотенцами и поясами, гончарными изделиями).

Интерактивные творческие задания на краеведческой основе могут быть индивидуальными, групповыми, парными; краткосрочными и долговременными. Наиболее эффективно такие задания осуществляются через метод проектов. Например, краеведческие микроисследования и традиционные «Летние задания школьного музея».

Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущее сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.

Новые формы работы музеев

Внедрение цифровых технологий в работу школьных музеев:

1. Создание электронных визитных карточек

2. Перевод фондов музея в электронный вид

3. Создание виртуальных экскурсий (обзорных и виртуальных)

4. Виртуальное общение, электронная переписка

Формы организации работы с музейной аудиторией:

1. Лекции 2. Экскурсии 3. Консультации 4. Литературные и исторические гостиные 5. Сотрудничество с кружками по профилю и школьной редакцией 6. Киносеансы 7. Концерты 8. Встречи с интересными людьми 9. Исторические игры, викторины 10. Проектная и исследовательская деятельность 11. Использование интернет – технологий 12. Создание видиопрезентаций 13. Посещение школьных музеев и музеев Вязьмы 14. Оформление выставок, обновление экспозиций 15. Встречи с ветеранами войны и т.д.

 Инновационные формы работы школьного краеведческого музея          

Учебная работа




















Формы и виды работы

Оптимальные педтехнологии для использования регионального компонента

УУД

Урок – экскурсия,

Урок-путешествие,

Урок-конференция,

Урок-семинар,

Урок-поиск,

Урок-самореализаци,

Урок-диспут,

Урок-презентация,

Урок-телепередача.

  • Исследовательский метод,

  • метод проектов,

  • метод гипотез,

  • метод критического мышления,

  • метод сотрудничества,

  • метод коллективной

деятельности,

  • метод развивающего обучения,

  • технология открытых методик,

  • интеграция по

вертикали.

Изучение географических, историко-культурных и природно-климатических особенностей родного края.

Умение выделять, обобщать, оценивать факты, устанавливать причинно-следственные связи, давать сравнительную характеристику географическим явлениям, процессам, соотносить частное существование человека с ходом исторических событий.

Работать с источниками (архивными документами, фото и видеоматериалами), научно-популярной и справочной литературой; навыки анализа и синтеза данных источников. Навыки ведения интервью, собеседования, наблюдения, самостоятельного нахождения исходных данных и пропаганды своей работы (ч/з рефераты, доклады, сообщения и т.д.)

Воспитате-льная

работа

Работа школьного музея, факультативы, кружки, экскурсии, индивидуа-льные летние задания, классные часы интеллек-туальные вечера,твор-ческие отчеты и другое.



Отчет о работе школьного музея за 2017-2018 учебный год

Роль школьного музея в формировании общей культуры на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.

Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

Немалую роль в этой работе играет школьный музей боевой и трудовой славы. Эта работа ведется как на уроках, так и внеурочное время. В школе организуются различные экскурсии, проводятся торжественные линейки, праздники, литературно - музыкальные композиции к памятным датам и государственным праздникам, творческие конкурсы. Частые гости в нашей школе ветераны.

Работа школьного музея за отчетный период велась в соответствии с концепцией музея и планом работы на 2017-2018 учебный год

Цели и задачи музейно-экскурсионной работы:

1.Углубление знаний истории страны

2. Воспитание патриотизма

3.Формирование активной гражданской позиции и позитивного отношения к воинской службе

4.Формирование уважительного и заботливого отношения к старшему поколению 5.Возрождение нравственности и духовности

6. Воспитание интернационализма и толерантности

7. Уважение к различным культурам и традициям.

Основные формы работы школьного музея

Основные формы работы школьного музея – это экскурсии, занятия с активом, тематические вечера. А также работа с ветеранами, семинары по патриотическому воспитанию, разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея, проведение массовых мероприятий, праздников, классных часов, помощь в подготовке и написании рефератов и исследовательских работ, создание музейных экспозиций и выставок. Работа велась по следующим направлениям:

1.Экскурсионная деятельность

2.Проведение массовых мероприятий патриотической направленности

3.Работа с ветеранами

4.Экспозиционно-выставочная работа

5.Работа с активом и Советом музея

6.Организационно-методическая работа

7. Научно-исследовательская и поисковая деятельность.

Экскурсионная деятельность

Проводятся экскурсии для учеников, гостей школы, ветеранов, жителей деревни

1. Ежегодно в начале сентября проходят ознакомительные экскурсии в музее для первоклассников.

2. 25 сентября проводятся тематические экскурсии, посвященные Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

3. В мае проводятся экскурсии, посвящённые Дню Победы для учеников школы и ветеранов.

Мониторинг деятельности музея боевой и трудовой славы

Несколько лет назад мы начали проводить анкетирование посетителей, мониторинг. Заполнение анкет происходит сразу же после экскурсии, что дает возможность высказать свое окончательное мнение по свежим следам об экскурсии или экспозиции. Обычно ребята обстоятельно и с охотой отвечают на вопросы и заполняют предложенные анкеты. Такие исследования очень важны для нас, так как являются необходимым условием для разработки методов повышения эффективности экспозиции и совершенствования методики экскурсионной работы. Мы разработали несколько вариантов анкет и заданий. Мониторинг проводился в течение всего года. В целом ответы об экскурсиях свидетельствуют, об эмоциональной удовлетворенности опрашиваемых. Обработанные анкеты обращают наше внимание и показывают иногда на некоторые педагогические недочеты, которые мы сразу же стараемся устранить. Следует отметить, что среди учеников, повторно посетивших наш музей, были ребята, которые были у нас 4 и более раз. Большинство ребят делятся впечатлениями с родителями, родственниками и знакомыми. На вопрос «Нравится ли вам наш музей?» все опрошенные ответили положительно, на вопрос «Хотели бы вы еще раз посетить музей и порекомендовать его вашим друзьям?» По данным анкетирования, на вопрос, «Что дало вам посещение школьного музея?». 74% опрошенных отметили приобретение новых знаний, изучение истории, 24% - получение новых впечатлений, 97% высоко оценили и отметили проведение экскурсий на высоком профессиональном уровне. После посещения музея, прозвучали такие пожелания: «спасибо за интересную экскурсию, «желаем музею процветания»!

Результаты анкетирования учеников о работе школьного музея

1.Влияют ли посещения музея (экскурсии, лекции, классные часы…) на успешное обучение в школе? да - 69%; нет - 0% ; по-разному – 31%; да- 82% нет- 0% по-разному – 18% да - 92% нет - 3% бывает по- разному - 5% 2.Порекомендовали бы вы посетить наш музей своим родным и друзьям? да - 88% нет - 8% кто как хочет - 4% да - 92% нет - 0% кто как хочет - 2% нужно начальной школе - 4% да - 93% нет - 0% кто как хочет - 5% нужно начальной школе - 2%

Массовые мероприятия патриотической направленности

В этом учебном году в нашей школе был организован казачий класс. В него входили учащиеся 6-7 классов. На базе этого класса проводилась большая патриотическая работа. Учащиеся казачьего класса принимали участие в районных, областных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, где занимали призовые места.

Работа с ветеранами

Создание в школе музейной экспозиции, посвященной ветеранам Великой Отечественной войны, проживающих в деревнях Кайдаковского сельского поселения. Круглый стол по теме: «Опыт ветеранов боевых действий в воспитании молодого поколения. Изготовление открыток и поздравление ветеранов с Новым годом Изготовление открыток и поздравление ветеранов с Днем защитника Отечества. Уроки Мужества и праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества. Поздравление женщин – тружениц тыла, ветеранов педагогического труда, узниц фашизма, ветеранов Великой Отечественной войны с Международным женским днем 8марта.

Организация выставок в школьном музее

Состоялось 4 выставки, было выпущено множество стенгазет, проводились конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, посвященные памятным датам и памятным событиям в жизни страны. Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Цветы Победы». Совместное участие в мероприятии «Тропа памяти». Продолжилась работа по формированию «Бессмертного полка». Проведение конкурса военной песни.

Актив музея

Актив музея – это самостоятельно, увлеченный общим интересом, общей целью, коллектив учащихся. Деятельность актива нашего музея боевой и трудовой славы: 1. Это и изучение литературно- исторических источников, соответствующих профилю нашего музея. 2. Пополнение музейного фонда, 3. Участие в экскурсиях, экспедициях, походах и путешествиях, а также других формах работы, 4. Обеспечение сохранности музейных предметов, 5.Помощь в создании выставок и обновлении экспозиций, создание передвижных выставок, 6 Экскурсионно-лекторская работа. 7.В течение всего учебного года велись занятия по основам музееведения в школе. Велась подготовка лекторов и экскурсоводов. 8.Ребята собирали материалы об участниках Великой Отечественной войны среди родственников учеников школы. а также об известных и знаменитых людях, проживающих в нашем микрорайоне и во всем районе. 9. Школьники помогали в организации и проведении праздников, торжественных встреч, конкурсов, участвовали в научно-исследовательской деятельности.

Участие в конкурсах

В этом году мы принимали участие в нескольких конкурсах.

12 апреля 2018 г. ученик 6 класса Василенко Владислав принимал участие в районной научной конференции по школьному краеведению «Славные люди деревни Кайдаково». 17 апреля 2018 г. ученицы 9 класса Ильичёва Софья и Тихонова Екатерина участвовали в «Нахимовских чтениях», проводившихся в школе № 9 г. Вязьма, тема их выступления называлась «Вязьмичи – участники Крымской войны 1853-1856 гг.».


Перспективный план работы

1.Продолжать активную работу с ветеранами, с тружениками тыла, малолетними узниками войны.

2.Работать над созданием новых экспозиций

3.Продолжить сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, блокадников, известных людях нашего сельского поселения. 4.Более эффективно вести работу по научно-исследовательской и проектной деятельности

5.На высоком уровне проводить мероприятия патриотической направленности

6.Участвовать в конкурсах

7. Разрабатывать новые тематические экскурсии

8.Увеличить количество экскурсий

9.Посещать семинары, конференции, круглые столы

10. Продолжить работу по ведению документации

11. В своей работе использовать новые технологии.

Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов.

Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

«Активисты школьного музея»


Совет музея. 2017-2018 уч. год

Класс

Ф.И.

Поручение

6

Акимова Валентина

Поисково-собирательская группа

7

Василенко Владислав

7

Егорова Анна

6

Корнева Татьяна

Экскурсионная группа

6

Гурьянова София

6

Чиж Вера

6

Максимова Вероника

Экспозиционная группа

6

Кулагина Александра

6

Туболева Стелла

5

Грибанова Элина

Группа пропагандистов

5

Моисеева Софья

10

Смирнов Данила

Заместитель Совета музея

10

Тюрина Кристина

Председатель Совета музея

10

Чаплыгин Александр

Фондовая группа