Письмо как методическая категория.
Методика системного обучения письму как двум неразрывно связанным, комплементарным видам деятельности – чтению и письму, - пока ещё не разработана.Решение задач , связанных с обучением письму на любом языке , сопряжено с целым рядом трудностей. Первый комплекс трудностей связан с длительностью процесса овладения письменной формой речи , с одной стороны , и недостаточным учебным временем , выделяемым программы для решения этой задачи. Другой комплекс трудностей усматривается в не исследованности письма как дидактико-методического объекта в связи с :
- невостребованностью его как целевого вида речевой деятельности ;
- недооценкой богатых потенциальных возможностей письма для языкового и интеллектуального развития личности ;
- сложностью междисциплинарной интерпретации письма как многокомпонентного, многоуровневого и значительно протяжённого в онтогенетическом развитии процесса.
Письмо изначально задаётся лингвистами не как самостоятельная , а как вторичная , производная от устной речи система , а следовательно лишённая статуса автономности и самостоятельности. В этом случае вся проблема сводится к обучению устной речи и овладению графическим кодом языка( графикой и орфографией) , что и должно привести к владению письменной речи.
Разработка модели обучения письму предполагает , по меньшей мере , три условия :
Постановку чёткой цели относительно овладения письмом ( моделируемый объект);
Наличие на момент исследования наиболее полного и однозначного представления об объекте усвоения (письме);
Учёт условий, в которых предполагается исследование разрабатываемой дидактико - методической модели письма.
Методическое описание письма- это также и системное представление протяжённого во времени процесса формирование индивидуальной способности пользования системой письменного языка , актуализируемой в актах письма ( речевой деятельности ) и материализуемой в его продуктах – текстах( письменности ) в условиях письменного общения письменной коммуникации ( процессы мотивированного писания и чтения ).
Письмо как объект овладения представляет собой сложный многомерный и протяжённый по времени процесс. Среди понятий и терминов , обозначающих его, выделим наиболее важные:
Письмо как систему письменного языка;
Письмо как письменную форму речи или письменную речь ;
Письмо как письменность, т.е. письменный языковой материал , тексты;
Письмо как письменную форму общения, коммуникации.
Отметим ,что письмо как система графем для фиксации устной речи , выделяемая как самостоятельный компонент в структуре письма , рассматривается нами как элемент системы письменного языка , наряду с графограмматикой , графолексикой и графостилистикой.
В современной методике обучения ИЯ учащиеся должны уметь писать личное письмо по образцу / без опоры на образец ( расспрашивать адресата о его жизни , делах , сообщать тоже о себе , выражать благодарность , просьбу ), используя материал учебных тем , усвоенных в устной речи , употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка ; расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их ; рассказывать об отдельных фактах , событиях своей жизни , выражая свои суждения и чувства 4описывать свои планы на будущее, писать короткие поздравления ; заполнять анкету .
Обучение письму , а конкретно- написанию писем на иностранном языке происходит с опорой на современные учебные пособия , где содержится необходимый обучающий материал, предлагаются письма носителей иностранного языка в качестве образца .Возможность переписки с реальными адресатами особенно ценной для школьников ,обучающихся на дому .Для них такая переписка- окно в мир с новыми друзьями , интересным общением.У каждого ребёнка есть внутренний мотив , направленный на познавательную деятельность. Задача учительля- всячески способствовать развитию этого мотива , не дать ему угаснуть.
Процесс обучения построен на отработанной схеме , включающей следующие основные этапы:
Изучение писем образцов с использованием учебников, а также писем , написанных зарубежными сверстниками. Происходит ознакомление с речевыми клише , приёмами размещения текста письма на бумаге.
Обучение написанию личного письма через ознакомление со структурой письма. Все письма : дружеские , официально-бытовые , и деловые содержат:
Адресат отправителя.
Дату написания письма.
Приветствие или обращение.
Текст письма , разделённый на абзацы.
Заключительную форму вежливости.
Подпись.
Адрес на конверте.
Чтобы поддержать у ребят интерес к переписке на иностранном языке, оказывать необходимую помощь при написании писем и корректировке неизбежных ошибок , в школе целесообразно создать клуб друзей по переписке.
Таким образом , обучение письменной речи, в частности обучению написания личных писем становится не только важной , но и интересной частью процесса обучения иностранному языку.
Завязавшаяся переписка расширяет кругозор учащихся , вселяет уверенность в собственные силы, углубляет знания по предмету.
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 11 им. Ю. В. Андропова»
Доклад по теме :
« Письмо как методическая категория»
Учитель английского языка:
Миронова Анастасия Владимировна