СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

!Я как учитель технологии среднего и старшего звена, работаю над вопросом школьной профориентации по нескольким направлениям, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по профориентации»



Доклад

Роль учителя технологии в профориентационном направление учащихся

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством. У выпускников девятых и одиннадцатых классов нашей школы на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного – профессионально

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Я как учитель технологии среднего и старшего звена, работаю над вопросом школьной профориентации по нескольким направлениям, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.

Первое направление: профориентация школьников в среднем звене:

Средняя школа, 5-6 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Средняя школа,7-8 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8 классах начинается активная диагностическая работа, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. В книге В.Д. Симоненко «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» приводится схема профессиональной ориентации молодежи.

Система профессиональной ориентации школьников

  • Профессиональное просвещение

  • Профессиональное воспитание

  • Профессиограмма

  • Профессиональная диагностика

  • Профессиональная консультация

  • Профессиональный подбор

  • Профессиональная адаптация


Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.





Второе направление:



На протяжении ряда лет ведётся элективный курс в 9 классах «Твоя профессиональная карьера» Задача учителя — помочь подростку на элективных курсах выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Ситуацию выбора профессии можно представить в виде схемы:

«Хочу»



«Могу» «Надо»

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

. На занятиях курса учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свои профессиональные интересы, склонности и способности. Значительную помощь ученикам в осознании образа профессии и своих психологических возможностей могут оказать специальные диагностические методики, прежде всего тесты интеллекта, специальных способностей и опросники, благодаря которым учащиеся лучше понимают самих себя и свои возможности. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. В дальнейшем они начинают связывать свои психофизиологические особенности с профессиональными намерениями и образами профессии.

Чаще всего применяются следующие методики:

  • «Карта интересов» А. Е. Голомштока;

  • Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши;

  • Школьный тест умственного развития (под ред. К. М. Гуревича);

  • Методика определения типа мышления;

  • Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова;

  • Тест по определению типа личности Д. Голланда;

  • Анкета по изучению профессиональных намерений (Л. М. Фридман, И. Я. Каплунович);

  • Тест механической понятливости Беннета;

  • Диагностика способности Айзенка;

  • Тест на выявление мотивов выбора профессии;

  • Анкета по выявлению уровня профессионального самоопределения;

  • «Ценностные ориентации» М. Рокича;

  • Тест-опросник по определению самооценки Г. Н. Казанцевой;

  • Исследование уровня притязаний.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Третье направление:

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе.

На протяжении ряда лет я веду до профессиональную подготовку в 10 и 11 классах. Ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов края, организуются экскурсии на дни открытых дверей

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Каждый год проводиться неделя профориентации, которая приносит положительные результаты, помогает многим учащимся найти ответы на интересующиеся их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий, о популярных и не очень на сегодняшний день видах труда, о сложностях ,которые таят в себе многие профессии. Были озвучены и даны определения таким важным понятиям, как «ПРОФПРИГОДНОСТЬ» и «ПРИЗВАНИЕ». Были использованы ресурсы профориентационного навигатора Алтайского края «Первые шаги в будущее». В апреле 2019 г. Для учащихся 9 классов мною как преподавателем элективного курса «Моя проф. Карьера» был организован и проведен тренинг-игра «Моя будущая профессия» Ребята закрепили представление о профессиях, развивали навыки социального общения, рассуждали о выборе той или иной профессии. В мае 2019 года мы с ребятами 10-11 классов будим принимать активное участие в ярмарке профессий, которая состоится в краевом центре Алтайского края

Четвертое, не менее важное направление:

Уже с 14 лет школьники могут начать свою трудовую деятельность прямо в стенах родной школы. Трудоустройством учеников занимается центр занятости населения. Школьники знакомятся со специальностями озеленителя, вожатого, инструктора по физкультуре, с профессией швеи. На протяжении ряда лет практиковалось благоустройство родной школы силами учеников во время прохождения летней трудовой практики. Так, например, выполнения долгосрочный проекта «Школа –мой дом родной» были изготовлены шторы в школьную столовую и рекреации школы. Для этого сначала на уроках технологии и на кружке «Умелые руки» девочки знакомятся с профессией закройщик, швея. Изучают основы художественного проектирования, предпринимательства, дизайна, интерьера жилого дома, растениеводства.

школьная столовая




рекреации на втором этаже






Центральная рекреация на третьем этаже


В 2011 году заведующий отделом по образованию администрации города Заринска наградил нас Дипломом победителя городского конкурса социальных проектов в сфере молодёжной политики 2011 года.


Планируется сотрудничество с детским домом. Совместно с девочками мы выбрали вид деятельности по изготовление постельного белья. Надеемся, что у нас всё получится.

Наши ученики приносят пользу родной школе уже не один год, работая на пришкольном участке озеленителями во время летней трудовой практики. Поэтому территория нашей школы всегда радует глаз прохожих и уже не один год одна из лучших среди школ города.

Привлечение к данному виду трудовой деятельности, несомненно, помогает росту и становлению современной личности, развитию предпринимательской жилки, построению правильных деловых отношений в коллективе, а в дальнейшем возможно открытия своего собственного дела.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!