СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме : "Патриотическое воспитание в начальной школе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме : "Патриотическое воспитание в начальной школе". Выступление на педагогическом совете. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме : "Патриотическое воспитание в начальной школе"»









Доклад на тему:

«Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с  государственной символикой России»

Бесланеева И.Н.













2024 г.

            Государственная символика является частью истории и культуры Страны.

    (1) Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Младший школьник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свое родное село, свой город дружить со сверстниками, гордиться своей малой родиной, в том числе и ее государственными символами. Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания младших школьников.

(2)Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в младшем школьном возрасте.

(3) Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл. Они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. В полной мере понять и осмыслить, а также запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для младшего школьного возраста, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор необширен. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, мы учитываем все особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

(4) Ознакомление младших школьников с государственной символикой  - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться  на организацию доступной возрасту детей деятельности. (зачитать слайд 4)

(5) Знакомство детей с государственными символами России предполагает работу с Российским флагом, гербом, гимном. ( от себя учебники) Необходимо познакомить детей с понятием «Гражданин России». Патриотическая направленность поставленных задач решается через классные часы, игровые занятия, викторины, утренники, тестирование, интеллектуальные игры.  Россия, как и все государства в мире имеет свои государственные символы, один из которых – флаг.

Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с государственным флагом России и конечно, нашей республики. Детям  предлагаем назвать цвета государственного флага. Обращаю внимание детей на то, что флаг любой страны имеет глубокие исторические корни. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красный флаг отражает строение мира, принятое в русской традиционной культуре.

Младший школьник уже способен устанавливать взаимосвязи между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Поэтому мы используем активные методы обучения при ознакомлении детей с различными видами флагов, их функциями и значением. Так, например, на одном из занятий дети учились различать флаг России и Штандарт Президента Российской Федерации. Знакомлю  детей с историей российского флага со времен Петра I  до сегодняшних дней, и обязательно знакомлю с  изображением Государственного флага России,  используя демонстрационный метод обучения (рисунки, флаги различных стран). Дети сравнивали изображения флагов России, Франции (продольные полосы –  синяя, белая, красная),  Нидерландов (горизонтальные полосы – красная, белая, синяя). Используются различные информационные  источники (интернет, энциклопедии). Дети учатся самостоятельно различать и читать флаги различных стран. 

При знакомстве младших школьников с гербом предлагаю детям описать Государственный герб России. Учащиеся делают вывод: герб можно разглядывать, можно им любоваться. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Очень важно научить детей грамотно читать герб. В качестве образца предлагаю детям порядок описания: вначале они называют цвет фона (щита), затем – изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). На фоне щита красного изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел снимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла – короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. При этом использую активные и демонстрационные методы обучения и воспитания учащихся начальной школы. Знакомлю глухих учащихся с историей происхождения современного герба на элементарном, доступном пониманию детей уровне. У ребят формируется представление о том, что с течением времени все, что нас окружает, меняется, также  изменяется  и государственная символика. Я убедилась, что для детей младшего школьного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления выразить в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности.

Наиболее продуктивным является подход к ознакомлению детей с государственными символами, который формируется на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Данный подход позволил развить у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу России через уроки эстетического цикла и исследовательскую и внеклассную деятельность учащихся. Сообщение «О происхождении Государственного герба России»: «Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшающих женские головные уборы, полотенца, подзоры. Отголоски представлений о солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях». Объясняю учащимся, что двуглавый орел – это сказочная птица с двумя головами. Дети совершенно адекватно воспринимают информацию о солнечной колеснице, запряженной двумя орлами. Например, они предполагают, что  орлу необходимо иметь две головы потому, что наша страна  огромная и ему необходимо зорко следить за всем, что происходит на нашей земле. В информации дано подробное описание государственного герба России.  «… Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами». Таким образом, интересная историческая информация позволяет расширить знания школьников об образе солнца в русском речевом, песенном фольклоре и в гербе России, надо знать: зачем нужен стране герб, рассмотреть современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы… Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Обращаю внимание детей на то, чтобы придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для семьи, города,  класса очень непросто. Чтобы подчеркнуть значимость такой деятельности, я рассказала детям, что существует особая наука о составлении гербов – гербоведение. Эта наука изучает гербы, их историю, их происхождение, значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета, определяет правила, согласно которым можно создать герб или эмблему.

( 6),(7) При знакомстве с гимном России даю понятие, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Обращаю внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Предлагаю прослушать гимн, стоя как это принято при его официальном исполнении в обществе. После прослушивания гимна провожу беседу, предлагаю детям ответить на вопрос: «Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка?» (величавая, торжественная). При этом  направляю внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее. На занятии обращаюсь к личному опыту детей, прошу вспомнить моменты, когда они слышали гимн (каждое утро гимн звучит по радио и телевидению, когда наши спортсмены выигрывают золотые медали). Очень важно дать детям почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Даю понятие, что гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), который любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. В ходе беседы учащиеся узнают, что законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей Родины называется Конституцией. На внеклассных занятиях  школьники познакомились с правами гражданина РФ: право на образование, на охрану здоровья, на отдых, на труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. В классах были проведены выставки работ детей, где они вызывали большой интерес у ребят к символике. В заключении следует подвести итог: что любовь к родному городу, гордость за свою Страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуре, без понимания сущности и значения государственных символов России, без уважительного отношения к ним невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.