Доклад
тема: «Сопротивление воспитанию»
его суть, проявления, способы преодоления
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили …
Поздно учли …
Нет, не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли.
Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивление воспитанию».
Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса – учителя? Родители? Сами воспитанники?
Учителя: «воспитание – это насилие над личностью (всегда!). Сопротивление воспитанию единственный отклик личности. Воспитывать необходимо так, чтобы воспитуемый не замечал этого, чтобы у него не создавалось впечатление, что то, чего хочет добиться воспитатель, это собственная идея ученика. В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе семейного воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение, в той ситуации, когда разрушаются моральные Ценности, созданные веками.
А родители? Их возможный внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: «… неблагодарный не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик. Не знает и не желает знать, что по чем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!...».
Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово.
Учеными (психологами, психоневрологами) изучены и описаны в литературе явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса. Назовем здесь некоторые из них с кратким раскрытием смысла и небольшими комментариями.
Инфантилизм – сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Близка к инфантилизму и такая форма психической защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения.
Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация.
Эффект «Мы» и «Они» - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой.
Эффект «быть как все» (и его антипод «не быть как все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения с учителями и сверстниками, в престижности и непристижности быть хорошим учеником.
Комфортность – подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность.
«Психическая атака», которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику.
Синдром посттравматического стресса – совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов:
Возбудимость и раздражительность
Безудержный тип реагирования на внезапные раздражители
Фиксация на обстоятельствах травмирующего события
Уход от реальности
Предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость…)
Возможность перехода к замкнутому образу жизни
Видимо, сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в непринятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий – до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы – словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (то есть в основе их – система отношений к окружающему миру).
Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам-практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому коллективу – тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения.
Как видим, сопротивление воспитанию многолико, вариантов его проявления – масса, а объяснение одно – многообразие причин, лежащих в его основе. Каковы же они?
Если смотреть на причины возникновения сопротивления воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка, подростка. Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разног уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою, собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:
Глобальные, мировые причины
Социальные (экономические, политическое, культурологические, современные реалии детства)
Психофизиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии)
Педагогические (как условие воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития)
В повседневной практике воспитания педагоги и родители встречаются с конкретными проявлениями сопротивления воспитанию. Назовем их здесь с краткой характеристикой.
Общение физическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями.
Деморализация – моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.
Комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результат его – деформация естественного развития личности.
Девиантное поведение - поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» - кражи, безобидные столкновения и драки – нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и так далее).
Дистимия – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
Отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание…) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности.