СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Сопротивление воспитанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Сопротивление воспитанию"»

Доклад

тема: «Сопротивление воспитанию»

его суть, проявления, способы преодоления


Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили …

Поздно учли …

Нет, не рождаются трудные дети,

Просто им вовремя не помогли.


Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивление воспитанию».

Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса – учителя? Родители? Сами воспитанники?

Учителя: «воспитание – это насилие над личностью (всегда!). Сопротивление воспитанию единственный отклик личности. Воспитывать необходимо так, чтобы воспитуемый не замечал этого, чтобы у него не создавалось впечатление, что то, чего хочет добиться воспитатель, это собственная идея ученика. В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе семейного воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение, в той ситуации, когда разрушаются моральные Ценности, созданные веками.

А родители? Их возможный внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: «… неблагодарный не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик. Не знает и не желает знать, что по чем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!...».

Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово.

Учеными (психологами, психоневрологами) изучены и описаны в литературе явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса. Назовем здесь некоторые из них с кратким раскрытием смысла и небольшими комментариями.

Инфантилизм – сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Близка к инфантилизму и такая форма психической защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения.

Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация.

Эффект «Мы» и «Они» - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой.

Эффект «быть как все» (и его антипод «не быть как все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения с учителями и сверстниками, в престижности и непристижности быть хорошим учеником.

Комфортность – подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность.

«Психическая атака», которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику.

Синдром посттравматического стресса – совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов:

  1. Возбудимость и раздражительность

  2. Безудержный тип реагирования на внезапные раздражители

  3. Фиксация на обстоятельствах травмирующего события

  4. Уход от реальности

  5. Предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость…)

  6. Возможность перехода к замкнутому образу жизни

Видимо, сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в непринятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий – до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы – словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (то есть в основе их – система отношений к окружающему миру).

Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам-практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому коллективу – тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения.

Как видим, сопротивление воспитанию многолико, вариантов его проявления – масса, а объяснение одно – многообразие причин, лежащих в его основе. Каковы же они?

Если смотреть на причины возникновения сопротивления воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка, подростка. Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разног уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою, собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:

  • Глобальные, мировые причины

  • Социальные (экономические, политическое, культурологические, современные реалии детства)

  • Психофизиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии)

  • Педагогические (как условие воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития)

В повседневной практике воспитания педагоги и родители встречаются с конкретными проявлениями сопротивления воспитанию. Назовем их здесь с краткой характеристикой.

Общение физическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями.

Деморализация – моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.

Комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результат его – деформация естественного развития личности.

Девиантное поведение - поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» - кражи, безобидные столкновения и драки – нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и так далее).

Дистимия – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

Отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание…) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности.