(Слайд1) Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
- Какие формы планирования урока вы знаете?
(Слайд 2)
План – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы.
Конспект – краткое изложение, запись содержания какого-либо доклада, сочинения. В конспекте урока в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока.
План-конспект – план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов).
- Что такое ,по-вашему, технологическая карта?
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т.п. (Большой энциклопедический словарь).
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Задача технологической карты – отразить “деятельностный подход” в обучении, помочь отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников на каждом этапе урока.
Основным инструментом планирования урока на современном этапе является технологическая карта урока. Отличия технологической карты от конспекта урока отражены в таблице:
(Слайд 3)
Технологическая карта | Конспект |
Отражает системно- деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем | Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся. |
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД | Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке |
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных. | Перечисляет общие цели учебного занятия |
Преимущества технологической карты очевидны, т.к.позволяет учителю:
увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета;
полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
согласовывать действия учителя и ученика;
организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения.
(Слайд 4) Рассмотрим пример технологической карты урока.
Начнём с «шапки».
Образец технологической карты урока по ФГОС
ФИО учителя: ______________________________
Класс: ____________________________________
Дата: _____________________________________
Предмет: __________________________________
Тип урока, его роль в изучаемой теме: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления новых знаний, систематизации знаний, рефлексии, развивающего контроля).
Цели урока: (перечислить образовательные, развивающие, воспитательные цели).
Дидактические средства: (для педагога и учащихся).
Остановимся на том, как сформулировать цели и задачи урока.
(Слайд 5) Цель урока: достижимая, реальная и проверяемая (формулируется существительным – формирование, изучение и первичное закрепление фактов, понятий, законов, положений и способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения):
а) - организация деятельности учащихся по…
закреплению понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются конкретные умения);
применению знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; по обобщению и систематизации знаний в рамках темы;
коррекции знаний и способов действий
б) - организация проверки и оценки знаний и способов действий, учащихся по теме.
(Слайд 6) Задачи урока: логически связанные с целью. Кратко перечисляет содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач (формулируются глаголом совершенного вида – углубить знания о…, расширить представления…).
Основные категории учебных задач | Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная | Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать... |
Развивающая | Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналогии, |
| развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности. |
Воспитательная | Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение, прививать, укреплять навыки |
( Слайд 7) Характеристика этапов урока
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
1.Организационный момент | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Волевая саморегуляция |
2.Проверка домашнего задания | Проводит проверку домашнего задания у всех учеников с целью выявления школьников, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала, заполняет журнал успеваемости. | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтальная | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
(Слайд 8) 3. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. - Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной задачи. Учебная задача - это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. - Мы познакомимся… - Мы узнаем.. -Мы вспомним.. - Мы повторим… - Мы научимся… | Фронтальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
(Слайд 9) 4. Изучение новых знаний | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Подведение под понятие, целеполагание |
(Слайд 10) 5. Первичная проверка понимания изученного | Предлагает индивидуальные задания. | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. | Индивидуальная | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
6. Применение новых знаний, обобщение и систематизация | Устанавливает осознанность учебной деятельности. | Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. | Фронтальная | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
(Слайд 11) 7. Контроль и самоконтроль, коррекция | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. | Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. | Индивидуальная | Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Фронтальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. | |
(Слайд 12) Рекомендации по разработке технологической карты
Записать общие сведения
ФИО учителя: Класс: Дата: Предмет:
Тип урока, его роль в изучаемой теме: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления новых знаний….).
Цели урока: (перечислить образовательные, развивающие, воспитательные цели).
Прогнозируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные… Дидактические средства: (для педагога и учащихся):
Оборудование:
Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит еѐ использование во время занятия.
Можно добавить графы: время; использование ИКТ; способ промежуточного контроля и др.
В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока:
способствовать формированию (развитию или воспитанию); создать условия для формирования (развития или воспитания).
Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.
Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.
Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока, перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.
(Слайд 13)
Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия: прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности; планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие); достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий; анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала; детализировать содержание занятия; организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой; согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения; реализовывать на практике межпредметные связи.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества образовательного процесса, так как:
используются современные и эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности [2].