Экологическое воспитание школьников
Склянова Инга Петровна
МБОУ СОШ №3
г. Усолье-Сибирское
Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Общая цель экологического воспитания – формирование экологической культуры обучающихся.
Выделяют три цели экологического образования:
- Формирование ценностных экологических ориентаций.
- Формирование системы норм и правил отношения к природе.
- Формирование умений и навыков по её изучению и охране.
Задачи экологического воспитания
- Формировать потребности общения с природой и интереса к ней.
- Формировать установки и мотивы деятельности направленной на осознание универсальной ценности природы, необходимость оптимального природопользования.
- Формировать убеждения в необходимости со- хранения и восстановления природы.
- Формировать потребности участия в природоохранной среде, в пропаганде экологических идей.
Занятие «Как вести себя в природе»
Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапником.
– Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, – предложил Алик.
– Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь», – довольно сказал он.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха.
Криптограмма «О достоянии»
- Расшифруйте высказывание Плутарха. Как вы его понимаете?
Ответ. «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение».
Экологические сказки
В.А.Сухомлинский писал: «...Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу»
Жизнь в океане
Жили-были осьминоги, им жилось очень хорошо. Их вид был самым плодовитым. Но потом их начали отлавливать люди. Люди не замечали, что осьминогов становится всё меньше и меньше. Когда осьминогов почти уже совсем не стало, появились люди которые защитили осьминогов. Популяция осьминогов восстановилась, но уже не так как было.
Александра Яценко
Жизнь в океане
Жил-был дельфин, у него было много друзей. Однажды тот океан где жил дельфин начали загрязнять нефтью, жить там для всех обитателей океана стало не возможно. В один день дельфинчик собрал всех своих друзей и они решили уплыть в другое место. Все сделали так, но они скучали по своему старому месту. В одно прекрасное утро люди заметили, что все обитатели моря исчезли, и тогда люди решили очистить воду. Они поставили очистные фильтры. Когда дельфин и его товарищи узнали об этом то они сразу же вернулись обратно.
Алина Уварова
Выводы
Систематическое внедрение знаний по экологии позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и развивает, воспитывает их.
Существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи: развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой; эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине; формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг. Экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Спасибо за внимание!