СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад, по теме: Развитие чувства ритма

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе, описана основная информация о том, как развивать чувство ритма у детей

Просмотр содержимого документа
«Доклад, по теме: Развитие чувства ритма»





Основные постулаты ритмического воспитания можно передать словами Б. Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер».

«Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться». «Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности».

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1) ощущение равномерности движения в разных темпах;

2)ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей;

3) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.

Природа чувства ритма требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки и другие.

Движение как реакция на прослушанное особенно свойственно детям младшего возраста. Через включение элементов ритмики на уроках сольфеджио возможно значительно активизировать музыкальное восприятие. Основатель системы ритмического воспитания Эмиль Жак Далькроз назначение своей системы сформулировал так: «Цель ритмики -подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю».

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмический рисунок, чередование сильных и слабых долей). После этого можно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения использую задание «хлопай в такт». Вместе с детьми пробуем улавливать и воспроизводить хлопками метроритмический пульс речи, а затем звучащей музыки. Затем предлагаю детям прохлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Такие задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.

Хорошим методом является использование различных приемов ритмического «эха». Например, преподаватель хлопает ритм или играет мелодию, а дети должны воспроизвести ритмический рисунок. Попросить повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку», преподавателем воспроизводится ритм знакомой песенки, после чего дети ее отгадывают.

Для облегчения изучения длительностей используются вспомогательные упражнения. Можно ритмизовать имена. Например: МА-ША, МА-ШЕНЬ-КА. Также дети сами придумывают слова к простейшим ритмическим рисункам: ТРА-ВА, СА-МО-ЛЕТ, СОЛ-НЫШ-КО, МА-ШИ-НА.

Метризация двух- и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации.

Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песенок.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов.За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название: (половинная нота – ТА-А, четвертная нота – ТА, восьмые ноты – ТИ-ТИ, шестнадцатые – ТИ-КИ-ТА-КИ.

Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу: (ТИ –ТА-ТИ, ТА-ТИ-ТИ, ТАЙ-ТИ).

Введению этой системы помогает песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов.Затем изображается ход больших и маленьких часов в речевом импровизированном двухголосии.Для этого дети делятся на две группы. Первая произносит низким голосом «ТА-ТА»(четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «ТИ-ТИ, ТИ-ТИ» (восьмыми длительностями).

Перечисленные формы работы можно дополнить следующими:

1) чтение ритмической строчки ритмослогами; 2) исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога;

3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом; 4) ритмическая партитура;

5) ритмический канон; 6) игра в детском ударном оркестре.

ОБ ИГРЕ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Фундаментальнейшим средством познания мира для детей является игра.

В работах самых различных ученых неопровержимо доказывается, что «приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру».

Игра – это эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно.

У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не отвлечен – игра его поглощает целиком: его восприятие, волю и воображение. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.

Любое задание на уроке можно сделать игровым. Конечно, это требует от педагога организаторской работы. Но эта работа будет тем легче, чем активнее педагог будет в этой игре: член творческого ансамбля, своим примером показывающий как лучше выполнять задание. Это, кстати, помогает контролировать игру, не позволяя ей уходить в сторону от учебных задач. Специально сочиненные игры даются, как правило, в конце урока: это диктуется необходимостью «эмоционального crescendo» и финальной разрядки.

Нельзя не учитывать еще одну важную потребность ребенка, связанную с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство. Это – неотъемлемая часть их повседневной игры, смысл которой – утвердить свою значимость в жизни. Одна из самых важных форм детского самоутверждения – ролевая установка. Ребенок – стихийный актер. С каким упоением он выступает в роли героя, командира, предводителя! Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества.

В разнообразных музыкальных играх и заданиях детям предлагаются различные роли – «дирижера», «хормейстера», «концертмейстера», «композитора», благодаря которым дети приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение. В музыкально-игровых ситуациях дети очень требовательны друг к другу, они ревниво следят за выполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов. Именно поэтому у игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности.

Таким образом, построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным пробудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, делая выводы из того, о чем пишется в данной работе, нужно подчеркнуть, что:

1. Воспитание чувства ритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.

2. На начальных уроках развитию метроритмического чувства придается особенно большое значение. 3. Необходимо, чтобы возможности для развития чувства метроритма имелись в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения. 4. Дети должны пережить ритм эмоционально.

5. Очень важно, чтобы уроки сольфеджио были интересными и увлекательными для детей.

6. А интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра.

7. Уроки должны быть основаны на принципах творческой педагогики. Работать таким образом труднее: много времени занимает подготовка к уроку, подбор нового музыкального материала.

8. Начиная с самого раннего этапа занятия с детьми нельзя ограничивать рамками технологических задач. Это ведет к однобокому развитию, сковывает ребенка. Не получивший в детстве базу в виде широкого круга представлений в области музыки и развитой эстетической восприимчивости, ребенок впоследствии не сможет стать ни интересным исполнителем, ни эрудированным любителем музыки. СПИСОК НЕКОТОРЫХ РИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.1. Сильная и слабая метрические доли.

Под музыку «Экосеза» Л.Бетховена считать и на «раз» стучать пальцами по столу или колену, на два – хлопать в ладоши. Слушать, все ли доли одинаково тяжелые.

2. Узнать песню «Паровоз», выученную ранее, по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами. Исполнение песни со словами двумя группами учащихся, одна из которых вышагивает ритмический рисунок, а другая одновременно прохлопывает метрические доли.

3. Ритмическая игра под музыку пьесы «В садике»: дети стоят парами друг против друга и отмечают сильную долю хлопком в ладоши, слабую – по ладоням стоящего напротив.

4. «Ритмическое эхо»: педагог играет отдельные фразы, группа выстукивает ритмический рисунок каждой из них на Р.

5. Под песню «Паровоз» дети шагают в первом куплете в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, во втором – в соответствии с метрическими долями. «Концертмейстер» исполняет ритмический рисунок или отмечает метрические доли на тонике.

6. В исполнении педагога звучит песня «Дождь». Во время фортепианного вступления и заключения детям предлагается свободная ритмическая импровизация: произвольное выстукивание карандашом по столу ударов «дождевых капель».

7. Узнать знакомую песню по записанному на доске ритмическому рисунку, пропеть ее ритмослогами. Затем песня исполняется со словами двумя группами учащихся, одна из которых вышагивает ритмический рисунок, а вторая одновременно прохлопывает метрические доли.

8. Ритмический диктант. Записать ритм произносимых педагогом слов. Группа, хлопая вместе с педагогом, повторяет слова. Один ученик записывает на доске ритм, расставляет акценты, тактовые черты, размер; остальные досочиняют фразу, после чего на доске записывается и ритмический рисунок.

9. Исполняется пьеса «Барабанщик». Под музыку пьесы дети маршируют, приближаясь или удаляясь от заранее указанной цели в зависимости от изменения динамики звучания. Для исполнения ритмического рисунка мелодии выбирается «Барабанщик». Здесь же дается понятие crescendo и diminuendo.

10. Игра «Зевака», на развитие навыка быстрого двигательного переключения при внезапной смене чередующихся заданий. Дети стоят по кругу. Во время исполнения песни по команде педагога: «Ритм» дети хлопают ритмический рисунок мелодии, по команде: «Метр!» - вышагивают на месте метрические доли. «Зазевавшийся» выходит из круга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ- Ростов на Дону: Феникс, 2002-176 с. 2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. –М.: Аквариум, 1997-272с. 3. М.Котляровская-Крафт, Москалькова. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ.

Одной из важнейших задач в работе с маленькими детьми является формирование метроритмического чувства во всем многообразии (чувство темпа, метра, ритма – ритмического рисунка, формы).
Важное значение при этом имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, не чувствует формы, делает «все не так». На воспитание чувства метра направлены все усилия, особенно в первый год обучения.
Для развития чувства метра используется равномерное движение: хождение под музыку, покачивание, «капельки», удары колокола и т.д. (Гречанинов «Утренняя прогулка», Красев «Летний день», Качурбина «Колыбельная».
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1.Равномерное метрирование музыки.
2.Выделение сильной доли (акцент).
3.Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Восприятие музыкального ритма – это всегда активный процесс. По выражению Б. Теплова, он является не только слуховым, но слуходвигательным. Поэтому, первоначальное восприятие музыки у детей связано а неосознанным движением, с бессознательным использованием в игре основных ритмических единиц: четвертей и восьмых.
Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмые – «ти-ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.
Полезны примеры на сопоставление четвертей и восьмых, звучащих одновременно в разных голосах в музыкальном произведении (Гендель «Пассакалия»); в стихотворном тексте. С детьми разучивается стихотворение следующего содержания:
Шел я с папой по дорожке,
Так что лишь мелькали ножки,
Только как я ни старался, 
Сзади папочки остался.
Далее дети читают текст, отмечая на коленях ударами ладошек папины шаги (четверти), попеременно правой и левой руками, затем дети читают тот же текст, но делают по два легких удара каждой ручкой (восьмые); они начинают понимать, что у папы широкий шаг и, чтобы от него не отстать, малышу нужно делать два маленьких шажка. Затем шаги папы и малыша фиксируются кубиками. Красные кубики – папины шаги, синие кубики – шаги малыша. Дети вновь начинают читать стихотворение, но при этом делают удары не ладошкой, а палочкой о кубик. Здесь же вводятся ритмослоги.

Две подружки, две восьмушки
В синем домике живут.
«Ти-ти» стукнет молоточек,
Две восьмушки тут как тут.
В красном доме – четверть «та»,
Не нужна ей суета.
«Ти-ти-ти» бегут восьмые.
Шагом ходит четверть «та».

С помощью кубиков можно составлять разные ритмические двухтакты, проговаривая их ритмослогами и отмечая ладошками (играем в «паровозики»). 
Дети продолжают учиться говорить ритмично тексты разных стихотворений с характерным раскачиванием на прямых ногах (четверть). Например:
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Идет постепенное усвоение различных ритмоформул.

Вводится ритмическое двухголосие. В стихотворении «Бим-бом, загорелся Кошкин дом» одна группа детей отмечает удары колокола (четверть), другая – ритмический рисунок. Затем выбираются двое детей, один играет на треугольнике (четвертями), другой – на палочках (удар на каждый слог).
Параллельно дети разучивают песни, содержащие ритмическое движение из восьмых и четвертей в размере 2/4: Герчик «Песенка друзей», Эрнесакс «Паровоз», Витлин «Серенькая кошечка». Только тогда, когда дети хорошо усвоят четверть и восьмую в различных сочетаниях, можно осваивать половинную длительность (Лещинская «Маляр», латвийская народная песня «Петушок», затакт-считалка «Серый волк пришел из сказки», паузу «Две лошадки» Лещинской, детская песенка «Лягушка»).
В работе над ритмом обязательно используются наглядные пособия – ритмо-карточки и схемы; инструменты ударного оркестра. На начальном этапе за каждой длительностью закрепляется определенный инструмент, например: восьмые – палочки, четверти – бубен, половинка – треугольник; одновременно инструменты, как правило, звучат на последних аккордах.
В своей работе я использую следующую литературу:
•    Андреева и Конорова «Первые шаги в музыке»;
•    Руднева, Фиш «Музыкальное движение»;
•    Л. Чустова «Гимнастика музыкального слуха»;
•    Савинкова, Полякова «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей»;
•    «Музыка и движение» - составители Белкина, Ломова, Соковнина.
На музыкальных примерах из этих пособий дети отстукивают метрические доли в размере 2/4, ¾, только сильные доли, определяют размер, дирижируют на 2/4 (в старших группах – на 3/4), отхлопывают ритмический рисунок, проговаривают его ритмослогами, показывают «умными ладошками», «записывают» шажками.
Кроме вышеперечисленных используются следующие формы работы: ритмическое «эхо», ритмическое остинато, импровизация ритмического рисунка на данный текст, ритмическая импровизация (преподаватель отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2/4), далее по цепочке дети повторяют ее, внося свои изменения); ритмическая разминка (работа с ритмическими карточками; прохлопать ритм, одновременно отсчитывая доли, или дирижируя на 2/4, проговаривать ритм слогами).
Хочется упомянуть ещё один вид музыкальной деятельности, объединяющий пение, движение и другие виды деятельности. Эти пальчиковые и жестовые игры, изучению которых посвящалось много времени в последние годы.
Давно известно, что развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в овладении речью, совершенствовании его интеллектуальной и эмоциональной сфер, т.к. на руках находится множество нервных окончаний, регулирующих работу мозга. Подобные упражнения представляются неотъемлемой частью на занятиях по развитию музыкальных способностей, так как позволяют ребенку настроиться на работу и включиться в процесс взаимодействия с преподавателем, путем установления личного контакта через тактильные ощущения, что немаловажно в раннем возрасте обучаемых. В процессе работы использовались программы Екатерины и Сергея Железновых по музыкальному воспитанию детей и работы логопедов О. Крупенчук и М. Картушиной. 
В заключении хочется привести высказывание профессора Б.М. Теплова: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая, как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».
Поэтому дети на уроках много двигаются, они с удовольствием ходят, бегают, прыгают, танцуют под хорошую музыку. При этом получают разрядку, развиваются, учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками, строением музыкального произведения (различать вступление, части, фразы, начинать и заканчивать движение точно вместе с музыкой).
Используется много упражнений, музыкальных игр из «Ритмики» Е. Конноровой.
Если удается выполнить все, что намечено, довольно сложный процесс развития чувства метроритма становится интересным и увлекательным.















































Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств им. Е. М. Беляева »

г.Клинцы Брянской области











Социально – педагогический проэкт

«Ритмические игры на уроках сольфеджио

как средство развития ритма у детей

младшего возраста.»











Составитель : В.Ф. Максименко - преподаватель высшей категории по классу музыкально - теоретических дисциплин

г. Клинцы 2016 г.