СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Преемственность детского сада и школы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

                      поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Преемственность детского сада и школы."»






Преемственность детского сада и школы.

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                В.А. Сухомлинский.






        Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Ф Г Т оградили от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

         Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

          Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

         В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития ,а учитель продолжает развивать и совершенствовать эти способности.

           Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.

  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

  • Умственные и нравственные способности.

  • Сформированность их творческого воображения.

  • Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Реализуя цели программы  воспитатель  предоставляет нам выпускника вот с таким  минимум качеств,: физически     развитый,     овладевший     основными     культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный    решать    интеллектуальные    и    личностные    задачи    (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать   по   правилу   и   по   образцу,   слушать   взрослого   и   выполнять   его инструкции.  Мы же в свою очередь,  получая такого ученика с успехом можем реализовать поставленные перед нами цели и задачи.

 Нами должны быть определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:  

  • Методическая работа.

  • Работа с родителями.

  • Работа с детьми.

         На основании этого должен был составлен план работы детского сада школы по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования.

         Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  • адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;

  • психологическая готовность ребенка к школе;

  • задачи детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.

        Семинары включают в себя взаимо посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс. Стало традицией,  посещение учителями праздника «Выпускной  в детском саду».

      Большую работу с детьми проводит психолог школы и детского сада. Они проводят различные диагностики , облегчая работу с детьми в 1 классе.

       Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Родительские собрания о подготовке ребенка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, проводятся в детском саду с участием учителей набирающих первые классы.

       Учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников.

       Работа с детьми. 

Традиционной формой знакомства являются экскурсии в школу. Посещение музея школы, библиотеки, спортивного зала. Участие детей детского сада в мероприятиях школы (линейка первого сентября), участие первоклассников  в выпускном утреннике детского сада. Встреча с учащимися школы, бывшими воспитанниками детского сада – все это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит добиться положительных результатов в работе.

       По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

       Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

 Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления  Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

       Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка.
Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.
Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.  

Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми – дошкольниками является игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет.

В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Продуманное, целесообразное расположение материалов, соблюдение последовательности отдельных этапов выполнения работы способствуют формированию навыков умственного труда. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность ее выполнения, рационально использовать время, работать в определенном темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр. Воспитатели дошкольного образования совместно с педагогом 1 класса составляют план работы для дошколят. Работая по составленному плану, надо получить следующие результаты:

  • Дети могут свободно читать по слогам.

  • Развивается математические навыки, многие дети выполняют несложные действия сложение и вычитания, устно решают несложные задачи.

  • писать простым карандашом (по методике Потаповой).

  • Много внимания уделять рисованию, закрашиванию.

  • Целью развития речи, артикуляции проводим фонетические зарядки

  • Много учат стихотворений.

  • Стараться на занятиях дать возможность больше говорить, высказывать мнение, применяем групповые формы работы.

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.    

Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой  необходимо планомерное и поэтапное выполнение следующих шагов:

Для ДОУ и СОШ:

         1.  Необходимо не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой;

2. Составить план совместной деятельности между учреждениями;

3. Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;

          4.   Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;

           5. Проводить совместные  заседания специалистов детского сада и школы;

           6.  Планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению;

   В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

























Преемственность детского сада и школы. Подготовка детей.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления  Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах. В целях повышения эффективности воспитания и обучения маленьких граждан нашей страны в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) выдвинута задача: «Расширить прием детей в подготовительные классы при общеобразовательных школах».
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе.

Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.

Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под
психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».
В подготовительной группе значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.
Главная задача воспитателя — усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей. Усложнение содержания их деятельности в подготовительной группе должно сочетаться с более высокой эффективностью ее осуществления.
Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а поспешное завершение работы снижает ее качество.
В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Развитие самостоятельности в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребенка в школе.
Учебная деятельность, выполнение домашних заданий занимают большую часть дня первоклассника. Собирается ли он в школу, занимается ли на уроке, или выполняет первые общественные поручения — везде необходимо проявление самостоятельности. Утром он сам делает гимнастику, не забывает взять все необходимое для школы. Навык самостоятельной работы помогает ему справляться с заданиями в классе, но особенно он необходим при выполнении домашних заданий. Первоклассник должен уметь планировать и контролировать свою работу, замечать свои достижения и видеть недостатки; использовать опыт, приобретенный при выполнении одних задач, для решения других. Эти требования определяют задачи развития самостоятельности у детей подготовительной к школе группы.
К седьмому году жизни у дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Например, в самообслуживании, труде в природе уровень ее уже достаточно высок, в то время как развитие этого качества личности в учебной и игровой деятельности по-прежнему требует неустанного внимания воспитателя.
Дети подготовительной группы должны уметь самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника воспитателя на прогулке, провести подвижную игру и т. п. Дети вполне справятся с такими поручениями, если их подготовить, показать и рассказать, как это делать. За успешное выполнение поручения ребенка необходимо поощрить.
Руководя развитием самостоятельности у детей, воспитатель учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия.
Развитие самостоятельности связано с усложнением мотивов деятельности. В подготовительной группе мотивация ее проявляется, например, в том, что ребенок хочет не только нарисовать хорошо, как учит воспитатель, но и получить высокую оценку, утвердиться в правильности решения задачи.
Дети оценивают результат своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду они приобретают достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. Формирование у дошкольников самостоятельности в детском саду осуществляется во всех видах деятельности под руководством воспитателя.
Выполнение программы физического
воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступных им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
В работе с детьми подготовительной к школе группы особое место занимают спортивные виды физических упражнений. Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание требуют участия разных групп крупной мускулатуры, дают хорошую физическую нагрузку.
Если ребенок в дошкольном возрасте освоит эти виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществление которого требует от воспитателя владения техникой катания на лыжах, коньках и т. д. и, конечно, методикой обучения детей этим видам движений.
В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений; таких результатов в других условиях, вне игры, он, возможно, и не добился бы. Чередование игр с различными видами упражнений — важное условие равномерного развития всех движений.
Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовке прогулки воспитатель привлекает самих дошкольников. Например, вместе с ними проверяет готовность лыж, коньков, готовит флажки, ленточки для катания с горы на санках, лопаты для снежных построек. Разговоры с детьми о содержании прогулки (чем будем заниматься, во что играть, что возьмем с собой, как лучше организовать игру и т. д.) учат детей обдумывать предстоящую деятельность, планировать ее. Можно предложить отдельным ребятам рассказать, что они будут делать на прогулке, что им для этого потребуется. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения заданий.
Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям о желательности дневного сна и для первоклассников.
Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет воспитателю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Воспитателю надо хорошо знать детей своей группы, их возможности, способности. Одни из них внимательны, хорошо понимают его указания и ориентируются в них, другие не выслушивают их до конца; некоторые дети, прежде чем приступить к выполнению задания, обдумывают его, другие приступают к работе поспешно; одни дети занимаются с удовольствием, проявляют интерес к знаниям, другие пассивны и занимаются потому, что все это делают, и т. д. Завышенные или заниженные требования гасят познавательные интересы детей, препятствуют формированию элементов учебной деятельности.

Воспитатель, проводя занятия, учитывает индивидуальные особенности дошкольников, уровень их знаний и умений. Например, одним детям он дает задание составить творческий рассказ по картине, других, которым такая задача на данном этапе сложна, привлекает к составлению описательных рассказов.
Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает постепенное усложнение умственных задач, способов их выполнения. Например, детям, не умеющим составлять описательный рассказ, педагог дает его план, а потом предлагает выполнить задание самостоятельно. Если он чаще всего ориентируется на детей более активных, а робкие, медлительные остаются вне его внимания, то это порождает у последних пробелы в знаниях, умениях, затормаживает их развитие. Такие дети с трудом усваивают программу I класса, не справляются с требованиями, которые предъявляет школа к умственной деятельности ученика. Уделяя же мало внимания дошкольникам, которые хорошо и быстро усваивают материал, не давая им заданий, побуждающих активно мыслить, действовать, педагог затормаживает их развитие, в результате у них пропадает интерес к знаниям.
В работе с детьми подготовительной группы определенную специфику приобретает использование наглядных методов и приемов обучения: воспитатель в большей мере применяет их для активизации мыслительной деятельности, а не для формирования способов действий. Так, показ образца чаще всего используется для напоминания ребенку о прежнем опыте, для оживления образов памяти, воображения. Например, на занятии по изобразительной деятельности дети раскрашивают дымковскую игрушку, вылепленную из глины. В качестве образца им даются хорошо знакомые кировские орнаменты. Вместе с детьми педагог рассматривает особенности орнамента, способы его выполнения, а затем предлагает им придумать узор и правильно его нарисовать. В конце занятия все вместе рассматривают работы, критически оценивают их.
В другом случае образец (игрушка, картина, муляж) дается детям по окончании работы — для сравнения с ним своей поделки, проверки правильности выполнения задания. Если они делают это постоянно, то у них формируется самоконтроль, умение слушать указания воспитателя и руководствоваться ими, наблюдать, сравнивать, действовать самостоятельно, делать соответствующие выводы.

Следует отметить, что в работе с детьми подготовительной к школе группы большое значение имеют словесные методы обучения (рассказ воспитателя, беседа, включающая заранее продуманные вопросы и др.). Педагог внимательно относится к выбору словесных методов, правильному их сочетанию с другими (наглядными, практическими), с тем чтобы процесс обучения был наиболее активным, а знания усваивались осознанно.
В подготовительной группе сохраняют свою значимость игровые приемы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.). Особое место отводится дидактическим играм. Учебная задача, поставленная в игровой форме, делает для ребенка понятной цель получения знаний, это повышает произвольное внимание, активизирует деятельность, развивает познавательные интересы.
Большое значение в осуществлении принципа развивающего обучения имеет руководство воспитателя процессом выполнения задания, его оценка. При оценке работы он должен интересоваться не только ее результатом (рисунком, аппликацией, составленным рассказом и т. д.), но и умственными усилиями, затраченными ребенком, его старанием, самостоятельностью, увлеченностью делом. Правильная оценка всегда является воспитывающей. Важно также учитывать уровень овладения ребенком данным видом деятельности, чтобы не только лучше видеть его продвижение, но и сказать ему об этом. Обдуманный анализ, проводимый в тактичном тоне, поможет дошкольнику понять свои успехи и ошибки, добиваться лучших результатов.
Анализ и оценка работ вместе с исполнителями способствует формированию у них важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т. д.). Обучая детей умению анализировать ответы сверстников и результаты собственной работы, педагог вначале дает им образец анализа, затем предлагает его план, далее вместе с ними составляет подобный план, и, наконец, они самостоятельно анализируют работу товарищей и оценивают ее. В других случаях он предлагает дошкольнику рассказать о том, что он узнал, как выполнял работу. Это очень важный путь формирования самоконтроля.
В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Продуманное, целесообразное расположение материалов, соблюдение последовательности отдельных этапов выполнения работы способствуют формированию навыков умственного труда. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность ее выполнения, рационально использовать время, работать в определенном темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр.
В подготовительной группе усложняется программа нравственного и трудового воспитания детей, формирования их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, воспитатель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать этические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.
Более сложной становится и организация коллективного труда. Дети могут работать по бригадам под руководством бригадира, назначенного воспитателем или выбранного дошкольниками. Необходимо, чтобы через бригадирство прошли все дети, так как это воспитывает у них чувство ответственности за группу товарищей, порученное дело, создает возможность проявлять коллективизм, внимание, чуткость, входить в разнообразные контакты с участниками совместного труда (например, помочь понять ошибку, дать совет, сделать замечание сверстнику, поступившему неправильно и т. д.). Используется и такая организация труда, как длительные дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы) с последующими отчетами детей.
После экскурсии в библиотеку, бесед о работе врача или чтения соответствующих художественных произведений можно ввести на какой-то отрезок времени дежурство по уголку книги, дежурства санитаров с целью закрепления представлений, новых умений и воспитания интереса к тем знаниям, которые дошкольникам сообщались.
Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.
Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.
Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, педагог помогает родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.
Родители должны знать, что и как надо читать детям, как относиться к их играм. Воспитатель рекомендует приобрести настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности.
Педагог сообщает родителям, какие требования предъявляет школа к поведению ребенка, рекомендует, на что им следует обратить особое внимание, что предпринять: о чем беседовать с детьми, что им читать, как использовать в воспитательных целях различные произведения искусства.
Важно, чтобы в итоге этой работы у родителей сложилась система знаний о подготовке детей к школе.

















Учебно-воспитательная работа в 1 классе школы
Содержание учебно-воспитательной работы в школе определяется учебным планом и программой.
Учебный план — государственный документ, в котором дан перечень учебных предметов, обязательных для того или иного типа учебного заведения в соответствии с его целями и задачами. Им определяются взаимосвязь учебных дисциплин, последовательность их изучения, удельный вес каждой дисциплины в общей сумме сообщаемых знаний и умений. Учебный план составляется и утверждается министерством просвещения (народного образования) союзной республики. Учебным планом I класса школы предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Русский язык», «Математика», «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура».
Программа — это государственный документ, в котором раскрываются задачи и содержание учебной дисциплины, определяется объем и последовательность изучения тем. Программе предпосылается объяснительная записка, раскрывающая цели и задачи предмета, специфику учебного материала, основные принципы методов работы с учащимися. Так, в объяснительной записке к программе по русскому языку для начальной школы (I—III классы) РСФСР отмечается, что начальный курс русского языка, являющийся органической частью систематических курсов русского языка и литературы, которые изучаются в среднем звене общеобразовательной школы, «это по преимуществу практический курс языка, поэтому на развитие речи детей обращается внимание во всех разделах программы».
Далее в объяснительной записке характеризуются основные разделы начального курса русского языка в I—III классах: «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Программное чтение», «Внеклассное чтение», «Грамматика, правописание и развитие речи».
Программа по русскому языку для I класса включает два больших раздела: «Обучение грамоте» и «Грамматика, правописание и развитие речи». В каждом из них раскрываются основные задачи обучения, характеризуются требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны владеть к концу обучения в I классе.
Аналогично построены программы других учебных дисциплин I класса школы: «Математика», «Трудовое обучение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура».
Основной формой учебно-воспитательной работы в школе является урок. Вместе с тем учителя используют разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, направленные на дальнейшее развитие всех сторон личности.
Существует примерное содержание воспитательной работы в школе. В нем указаны задачи и содержание воспитательной работы, учитывающие возрастные особенности детей и предусматривающие активную деятельность каждого ребенка.
Содержание воспитательной работы конкретизируется в планах, которые составляются по разделам: «Налаживание коллективного быта», «Политико-воспитательная работа», «Работа с книгой», «Физкультурно-оздоровительная работа», «Работа в природе», «Развитие интереса к технике», «Художественное воспитание», «Игры». Все разделы взаимосвязаны и обеспечивают соответствующий уровень воспитания и развития детей.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
совместное обсуждение и изучение программы I класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;
ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;

с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности;

посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, подражать пионерам и октябрятам. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, пионерской комнаты, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Задачи преемственности детского сада и школы

  • Развитие любознательности

  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи

  • Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка

  • Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками
    Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
    · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
    · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными;
    · Был тревожным и имел низкую самооценку;
    · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
    · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

Рекомендуется проводить :

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • анкетирование, тестирование родителей;

  • образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

  • визуальные средства общения;

  • заседания родительских клубов.


Работа с родителями:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер
Ожидаемые результаты:
портрет выпускника детского сада
Деятельный и активный
Креативный
Любознательный
Инициативный
Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
Чувство собственного достоинства.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению, но учителя должны :
*Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ,
*помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Психологическая готовность включает в себя
Личностно-социальную готовность
Интеллектуальную готовность
Мотивационную готовность
Эмоционально - волевую готовность.
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
Целевые ориентиры программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Формы осуществления преемственности:
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Задачи :
-укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
Инициативность и самостоятельность;
Уверенность в своих силах;
Положительное отношение к себе и другим;
Развитость воображения, фантазии, творчества;
Умение подчиняться социальным нормам;
Развитость крупной и мелкой моторики;
Проявление любознательности;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
Способность к принятию собственных решений;


Программа о преемственности детского сада и школы.

Цель программы:
создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Преемственность  детского сада и школы в условиях реализации ФГОС.

            Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

        В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. . Главными критериями ФГОС дошкольного образования  названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, - акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, развитию  инициативности, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости:

-        единства образовательного пространства Российской Федерации;

-       преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования.

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка  мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие  о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.

        Однако на практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина. Хотя всего несколько месяцев назад у детей прослеживалась четкая мотивация – хочу идти в школу, хочу все знать, хочу всему учиться. Это говорит о том, что у значительной части детей под влиянием начавшегося школьного обучения наступает кризис. Чисто кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей в этот период становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является  причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей.  По данным статистики в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.                

     Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка.   Недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.



























2016год


Скачать

© 2017, 3401 38

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!