ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Доклад
«Процесс воспитания в специальной коррекционной школе»
Разработал: Довженко В.М.
Улан-Удэ
Школа является основным звеном, которое должно обеспечить комплексный подход к воспитанию подрастающего поколения и осуществить единство обучения и воспитания. Если в массовой школе основной акцент делается на обучение учащихся, то в специальной коррекционной школе процессы обучения и воспитания органично взаимосвязаны и взаимодополняемые.
Процесс воспитания - это целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития.
Цель воспитания - подготовка к жизни человека физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.
В специальной (коррекционной) школе 8 вида решаются следующиезадачи:
1) Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с нарушением интеллекта:
2) Всестороннее развитие учащихся с целью Их подготовки к самостоятельному труду.
3) Повышение регулирующей роли интеллекта в разных ситуациях и в различных видах
деятельности.
4) Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе коллективных видов деятельности.
5) Воспитание активности и самостоятельности, умение правильно оценивать окружающих и себя, формирование положительных взаимоотношений между сверстниками.
Все эти задачи во вспомогательной школе решаются путём проведения системы коррекционных. мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию.
Особенностями воспитательного процесса являются его:
1. Целенаправленность - то есть специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников с целью формирования личности нужной и полезной обществу.
2. Многофакторность - предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, которые сочетаются в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость (возрастные и индивидуальные особенности, соматическое состояние, структура дефекта, социальное положение семьи). Сложность процесса воспитания состоит в том, что результаты его не так ясно ощутимы и обнаруживаемы, как в процессе обучения.
З. Непрерывность воспитания - предполагает постоянное и систематическое воздействие на воспитанников.
4. Комплексность воспитания - предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности.
5. Вариативность результатов - связана с многофакторностью, определяется субъективными факторами (индивидуальными особенностями воспитанников, социальным опытом педагога, отношением к воспитательному процессу, профессиональной готовностью).
6. Двусторонний характер воспитания - предполагает наличие прямой и обратной связи в процессе воспитания - от воспитателя к воспитанниками наоборот.
Школа обязана обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и с нарушением интеллекта. В связи с этим она должна реализовать следующие направления воспитательной работы: физическое, трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание.
Основными средствами физического воспитания учащихся коррекционной школы являются:
а) Специальные занятия по физическому воспитанию учащихся: ритмика в младших классах, уроки физкультуры в старших, и организация доступных для учащихся внеклассных спортивных
мероприятий;
б) Коррекционно-лечебная гимнастика и индивидуальная трудотерапия для детей с грубыми нарушениями моторики, ЛФК.
в) Правильная организация учебного и физического труда учащихся с учётом их индивидуальны и возрастных особенностей;
г) Общий режим жизни ребёнка в семье и в школе, обеспечение правильного чередования учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий.
д) Организация и проведение летних оздоровительных мероприятий: лагеря, походы,
экскурсии, спортивные мероприятия.
е) Собственно лечебные мероприятия: использование медикаментозных препаратов, физиотерапии для стимуляции и коррекции физического развития детей.
Основные средства трудового воспитания:
а) Система занятий ручным трудом в младших классах;
б) Система профессионального трудового обучения в старших классах;
в) Мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, интернате) и самообслуживания.
В процессе трудового воспитания у детей формируется добросовестное отношение к порученной работе, готовность к труду, настойчивость, дисциплинированность, самоконтроль, уважение к людям труда. Также формируется культура труда: привычка содержать рабочее место в чистоте, умение включиться в работу, планировать свою деятельность, ценить рабочее время.
Основные задачи нравственного воспитания в специальной школе:
· Формирование у воспитанников дисциплинированности в поведении, в учении и в труде.
· Во всей воспитательной работе должен осуществляться принцип разумного сочетания
постоянного упражнения ребёнка в правильных формах поведения с постоянным воспитанием у него осознанного отношения к требованиям дисциплины.
· Формирование трудолюбия, правильного отношения к физическому труду.
Основные задачи эстетического воспитания:
- Развитие органов чувств ребёнка и его способности к эстетическому восприятию
окружающей действительности.
- Формирование и развитие эстетических представлений и взглядов, художественного вкуса, умения видеть и понимать прекрасное.
- Развитие творческих способностей и эстетических наклонностей учащихся.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.