СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад район методическая объединение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад район методическая объединение»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района, Курской области.

(307724 с.Банищи, 8471409732)






Доклад
по Биологии
на тему:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и внеурочной деятельности, как условие формирование УУД»
(из опыта работы)






Выполнила: учитель биологии и географии
первой квалификационной категории
Алмосова Н.И.













2025год

Современное образование предполагает, как обязательный результат процесса обучения -формирование ключевых компетенций. Компетенции обучающихся формируются в процессе развития универсальных учебных действий (УУД). Формирование и развитие УУД является основной задачей всего образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности в свете ФГОС.

Стандарты нового поколения ориентируют нас на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму), проектирование и исследовательская деятельность учащихся, подкрепленная реальными действиями.

Использование в образовательном процессе проектно- исследовательской деятельности позволяет обучающимся не только овладеть системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но также происходит и многостороннее развитие их личности.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Итогом проектной деятельности могут выступать какой-либо продукт деятельности обучающегося, например: презентация, эссе, макет и т.п.

Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителем - предметником. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Обучение на основе проектной деятельности – один из методов системно-деятельностного подхода, направленный на выработку самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы.

Уже несколько лет использую проектную деятельность при обучении биологии.

В своей практике использую несколько видов проектов:

  • информационно-поисковые, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления.

  • исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.

  • продуктивные проекты дают возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании буклета, газеты, плаката.

  • мини- проекты.

Формы продуктов проектной деятельности, используемые при выполнении проектов:

  • Сборник

  • Книжка - раскладушка

  • Альбом

  • Модель

  • Видеофильм

  • Учебное пособие

  • Памятка

  • Презентация

Работу с учащимися организую над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные.

 По стандартам второго поколения биология изучается с 5 класса. Чтобы проявить интерес у детей к предмету создаю ситуацию успеха, начинаю работу с моделирования. Например: тема «Строение клетки» изучается на уроке, а для успешного её закрепления, дети получают творческое домашнее задание изготовить макет клетки. Учащиеся изготавливают модели из разного материала: пластилина, пластика, картона из пищевых продуктов. На следующем уроке дети демонстрируют свои работы, поясняют, что изобразили, какую функцию выполняет каждый органоид. Использую на уроках мини- проекты представителей царств живой природы (изготовление макетов бактерий, растений, животных, грибов). Моделирование стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, помогает более прочно закрепить полученные знания, лучше воспринимать теоретический материал. На уроке «Разнообразие организмов и их классификация» обучающимся предлагаю изготовить макет любого представителя царства. На уроке «Разнообразие природных сообществ» формирую группы экспедиции по числу сообществ. Экспедициям предоставляю собрать материал о своих сообществах и подготовить мини - проект для тех ребят, кто не побывал на вашем сообществе. Мини – проекты вывешиваются на доску.  

В курсе «Биология. Растения. 6 класс» - на уроке Плоды продолжаем создание моделей: ребята делают различные модели плодов. На уроке «Вегетативное размножение растений и его использование человеком» изучаем и применяем изученный материал после уроков. Выполняем лабораторную работу «Способы размножения смородины»: закладываем опыт, ставим в банку с водой черенки и ведем наблюдение за развитием растения и делаем записи в тетрадь. Ребята проводят наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений. Также при изучении темы «Многообразие и развитие растительного мира» в 6 классе делаем на уроке мини проекты по изучению: Водорослей, лишайников.

Использую домашние задания исследовательского характера. Это позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Например, в теме «Условия прорастания семян» ребята дома закладывают опыты, в ходе которых убеждаются, что семена – это, тоже живые организмы и для того чтобы им прорасти, необходимо создать определённые условия: тепло, влагу, доступ кислорода. Ребята фиксируют все свои действия, и отчёт представляют классу. Такая деятельность активизирует познавательную активность и интерес учащихся к предмету, помогает им не только многое узнать об удивительном мире природы, но и способствуют развитию навыков выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, находить закономерности.

В курсе «Биология. Животные. 7 класс» - вместе с учащимися делаем презентации, фотоальбомы, например Фотоальбом «Красная книга Курской области», «Птицы Курской области», «Птицы средне полосы», Смонтировали Видеофильм в музыкальном сопровождении «Животные Банищанского леса» и др. Использовали проект по составлению характеристики класса рыб, на уроке «Происхождение значение, многообразие рыб и их охрана». Данные проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.

В курсе «Биология. Человек». 8 класс- с ребятами проводим мини- исследования. Выполняли мини- проект «Измерение массы и роста своего организма» обучающиеся определяли уровень физического развития класса, проводили антропометрические измерения (роста, веса, окружность гр.кл, тип сложения), оценивали полученные результаты и сравнивали их со среднестатистическими данными. При обсуждении результатов исследования обучающиеся приходят к выводу, что должны научиться исследовать свой организм. По теме: «Нарушение осанки и плоскостопия» учащиеся определяют правильность осанки, и есть ли плоскостопие, делают сравнение и приходят выводу об исследовании, которое проводилось по группам. По теме: «Движение крови по сосудам» проводим мини- исследования «Пульс и движение крови» а также по теме «Строение и свойство костей. Типы соединения костей». По теме: «Витамины». Обучающаяся 8 класса Юдина Елизавета Выполнила проект на тему: «Витамины: виды и их роль в организме человека». (памятка). По теме: Органы дыхания Татаренков Артем, обучающийся 8 класса, выполнил мини проект: «Профилактика лечения органов дыхания». (памятка)

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ.

Я считаю, что такая форма работы помогает ученикам лучше воспринимать и усваивать учебный материал, способствует расширению кругозора обучающихся, позволяет развивать их интересы, фантазию, прививает любовь к моему предмету и даёт возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам.

Гораздо больше возможностей для применения проектной исследовательской деятельности осуществляю во внеурочной деятельности. Уже несколько лет, вместе с ребятами выполняем различные виды проектов. В своей работе использую как межпредметные информационные проекты, так и предметные исследовательские.

В этом учебном году учащиеся выполняли проекты предметные, ж:

1.Тема проекта: Экологическое состояние озера «Лезвино»

Цель проекта: изучить водное пространство и их обитателей.

Задачи:

  1. Познакомиться с частью поверхности озера Лезвино.

  2. Изучить представление о флоре и фауне озера, выяснить представителей водного пространства. 7 класс.

2. Тема проекта: «Влияние окружающей среды на здоровье человека».
Задачи: изучить состояние окружающей среды с Банищи. (5 – 9 Классы)


3. Тема проекта: «Животные, занесённые в Красную книгу Курской области». Голоцуков М 6кл.

Цель: узнать о Красной книге, и животных, занесённых в Красную книгу Курской области.

Задача:

  1. изучить, что такое Красная книга.

  2. узнать, зачем в Красной книге разноцветные рамочки на страницах.

  3. выяснить, какие животные в неё занесены.

  4. описать неизвестных и колоссально вымирающих виды животных в Курской области

  5. изготовление Красной книги и моделей животных, занесенных в Красную книгу Курской области

4.Тема проекта: «Плодово - ягодные растения произрастающие на территории села Банищи, применяемые в народном хозяйстве» Алмосов Дмитрий, обучающийся 10 класса.( Сборник)

Цель: выявить, растения и их роль и применение в народном хозяйстве.


5.Тема проекта: «Первые шаги Агро – бизнеса по выращиванию рассады петуний. ограниченных условиях». Коростелева Я.9 кл. ( Видео ролик)

Цель: развитие растений в ограниченных условиях в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. изучить растения с ограниченными требованиями при выращивании рассады;

  2. выяснить возможные условия выращивание рассады на подоконниках в учебных кабинетах.

  3. проведение социального опроса «Изучение спроса на продукцию»

  4. проведение эксперимента по выращиванию рассады в школьных условиях

  5. составление бизнес – плана (расчёты, сметы на производство применяемой продукции, перспективы и получение прибыли).

  6. создание базы для обучения основам растениеводства и предпринимательства, с получением навыков выращивание рассады (беседы, фильмы, ролики).

  7. Тема проекта «Лекарственные растения произрастающие на территории села Банищи, применяемые в народной медицине». Выполнили обучающиеся 9 класса (Сборник).

  8. Тема проекта «Кофе, вред или польза?», выполнил обучающийся 11 класса, Коростелев Самуил. (Памятка).

  9. Тема проекта «Влияние цвета на настроение человека». Выполнила обучающаяся 11 класса, Фрундина Диана. (Памятка).

Считаю, что с точки зрения учащегося учебный проект: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем. 

Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:

-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

- положительную динамику уровня облучённости (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ);

- качественную динамику мотивации учебной деятельности;

- навыки проектной деятельности;

Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, в последствии – жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать планы действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации.