СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие связной речи на уроках письма и чтения в 5 - 6 классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На заседании МО учителей гуманитарного цикла выступила с докладом.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие связной речи на уроках письма и чтения в 5 - 6 классах"»

СОГБОУ «Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»











Доклад на МО учителей письма, чтения и развития речи







Тема: «Развитие связной речи на уроках письма

и чтения в 5 – 6 классах»









Учитель – Егорова Л. А.









Духовщина 2015 – 2016

Доклад  на тему «Развитие связной речи на уроках письма

и чтения в 5 – 6 классах»

Несколько лет моей методической темой является «Развитие связной речи на уроках русского языка», поэтому я и взяла эту тему для выступления на МО. Я остановлюсь на работе с учащимися 5-6 классов, где можно использовать много интересных, в том числе и игровых, материалов. Некоторые виды работ я вам представила.

Одной из главных  задач  школы на современном этапе  является формирование у учащихся потребности в  овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Для  успешной  реализации этой задачи необходим  достаточно высокий уровень владения   языком,  речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.  

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи всестороннее освещены в трудах выдающихся лингвистов.

В настоящее время существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Это объясняется тем, что

  • интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

  • школьникам трудно воспринимать материал, неадаптированный к современной жизненной ситуации и её разнообразию;

  • интенсивно  развиваются аудио-видео-компьютерные технологии, способствующие получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

  • ребята не понимают роли получаемых ими на  уроках знаний для будущей жизни.

Развитие речи – основная задача уроков русского языка и литературы, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.

Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания,  чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:

1.               овладение нор­мами литературного языка;

2.               обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3.               обу­чение различным видам речевой деятельности.

 

1.            Овладение нормами литературного языка

По программе наши ученики должны владеть определенными произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет орга­низован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

  • письменное изложение или устный пересказ текста;

  • свободный или творческий диктант;

  • письменный пересказ с дополнительными за­даниями;

  • конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не толь­ко осмыслить, но и запомнить;

  • замена ошибочных вариантов нормативны­ми (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

  • сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

  • выбор или поиск одного из данных (норма­тивного и ошибочного) языковых средств.

 

Очень эффективными являются виды рабо­ты, способствующие запоминанию самой нормы:

  • заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

  • «немые диктанты» (орфоэпические);

  • проговаривание вслух по слогам необходи­мого материала;

  • объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

Эффективность этих приемов увеличивается при использовании наглядого материала, игровых форм работы, при  демонстрации презентаций.

2. Для   обогащения словарного запаса и грам­матического строя речи учащихся используется  

словарная работа, включающая в себя

  • работу со словами, фразеологизмами,  данными в учебнике: услов­но разбиваем все слова, данные в рамках, на  смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные ка­чества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;

  • различные виды диктантов: словарный диктант; диктант по памяти; диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;

  • сочинения-миниатюры по опорным словам;

  • карточки с разнообразными заданиями;

  • игру «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;

  • работу со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника;

  • игру «Справочное бюро»   - работа со словарями: поиск  «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;

  • традиционную словарную подготовку к изло­жению или сочинению.

Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются

  • Упражнения на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложе­ний с изучаемыми языковыми средствами: по гра­фической схеме, по данному образцу. Эффектив­ность таких упражнений увеличивается, если ука­зать учащимся на содержательную основу для конст­руирования.

  • Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения зада­чи высказывания, его стиля.

3.       Обучение различным видам речевой деятельности предполагает обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи

Обучая слушанию, используем такие виды работ, как

  • повторить услышанный текст (пересказ подроб­ный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

  • записать во время слушания опорные слова;

От правильного обучения  чтению во мно­гом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

Учебная программа по чтению и развитию речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, исправление недостатков общего и речевого развития. Как средство познания действительности речевая коммуникация обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, чтение неразрывно связано со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

На уроках необходимо  как можно чаще вовлекать ре­бят в обсуждение, подбирать тексты на актуальные и интересные темы. Можно использовать следующие вопросы и задания:

  • прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

  • прочитать и определить, что и почему вызыва­ет смех (радость, печаль...);

  • разбить текст на абзацы, озаглавить;

  • придумать альтернативное продолжение произведения;

  • проанализировать происходящие в произведении события,  охарактеризовать героев в ракурсе современности.

         Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

Не буду подробно останавливаться на традици­онных сочинениях и изложениях. Приведу примеры других форм, используемых в работе:

  • сочинение-репортаж на актуальную тему;

  • составление лингвистической сказки, басни  (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);

  • интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным  политическим или общественным деятелем;

  • составление  фантастических рассказов:  «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;

  • отзыв о просмотренном фильме, прочитанной книге;

  • подготовка и организация диспутов и дискуссий  на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи.  Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы»,  «Албанский язык» за и против»;

  • портретный  и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);

  • составление сценариев внеклассных мероприятий: «Речь – показатель успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».

Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения, формирование потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи. А все это возможно только при систематической работе.