МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района
Курской области
Выступление на тему:
«Создание ситуации успеха на уроке истории»
Подготовила учитель истории и обществознания Бобровская Ольга Вячеславна
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Для начала предлагаю разобраться с терминологией.
СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.
УСПЕХ - это положительный результат деятельности.
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха?
Основная цель в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет создании ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте (истории, или другой предмет) его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
Исходя из этого учителю необходимо продумать так свою деятельность, чтобы обеспечить на уроке:
• снятие тревожности,
• высокую мотивацию,
• авансирование достоинств ученика
• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
• объективность и доброжелательность педагогического внушения,
• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.
И если «научить истории» всех детей практически невозможно, то научить не бояться истории, научить любить её - это цель, которую можно реализовать.
Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке. В чем же конкретно это проявляется?
В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия, которые зависят от учащегося. Иначе говоря, на уроке необходимо обеспечить снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока:
1. средства организации сотрудничества учителя и ученика;
2. средства организации комфорта для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку;
3. средства контроля усвоения знаний, умений и навыков;
4. создание такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все эти средства на практике.
В схематичном виде, это может выглядеть ТАК:
I. От чего зависит сотрудничество на уроке?
На мой взгляд, первостепенное значение имеет доброжелательный климат на уроке, решающую роль в создании которого играет учитель. Во-первых, это лидер образовательного процесса. Во-вторых, это то на что он безусловно может влиять. Связан он с психологической обстановкой на уроке, которую определяют:
- внешний вид учителя;
- жесты и мимика;
- стиль общения учителя;
- стиль руководства классом и т.д.
Кажется странным, что я поставила на первое место внешний вид, какое отношение он имеет к обучению? Давайте вспомним известное высказывание, что театр начинается с вешалки. Так и урок начинается с того, что ученики встречают нас по одежке, которая им сообщает информацию о нашем самочувствии, настроении, усталости… Но урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом и с каждым учеником в отдельности, а значит мы должны минимизировать личное начало в этом процессе, либо «сообщать» детям, что у нас все нормально, мы бодры и готовы к занятиям, тем самым, побуждая их следовать нашему примеру. Кроме того известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность. Так почему мы думаем, что ученики подходят к нам с иной меркой? Учитель воспитывает своим примером и через свой внешний вид он подает сигнал ученикам, с кем ему приятно сотрудничать.
В своей практике я выбираю деловой стиль одежды, который с одной стороны настраивает на рабочий лад, а с другой позволяет оставить все «домашние» проблемы за порогом класса, надевая костюм, платье можно сказать, я надеваю новое лицо. И на уроках я принадлежу только детям.
Как жесты и мимику могут повлиять на успешность процесса обучения, спросите вы? В процессе обучения учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. От отношения учителя к учащимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними и осуществляется оно не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру. Поэтому то, как мы владеем собой, как используем невербальные средства коммуникации в значительной степени влияет на возможность сотрудничества с ребенком, на его доверие нам.
Поэтому учитель должен, на мой взгляд, быть постоянно виден ученикам, показывая, что ему нечего скрывать (никакого отгораживания столом от класса во время разговора). При этом не допускаются «закрытые» жесты: скрещивание рук и ног, приветствуется улыбка, а не нахмуренные брови, открытые ладони, а не сжатые кулаки… Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение.
Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
«Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха, счастливого человека может воспитать только счастливый.
Сотрудничества ученика и учителя, является «принцип открытых перспектив». В моем понимании это набор приемов, позволяющих ученику самостоятельно управлять направлением своего движения в ходе уроков, которое будет зависеть от его личных целей, самочувствия и настроения в тот или иной период времени. Он включает в себя:
- самооценку;
- планирование своей (ученической) деятельности.
Самооценка – это тот результат, к которому движется ученик в течении всего года или четверти.
Таким образом, соблюдая все выше изложенное мы можем придти к ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится. Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
II. Второй группой средств позволяющих достичь ситуации успеха, идут те, которые позволяют организовать комфорт для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку.
Первым в этом списке идет УМК-ученика.
Каждый ребенок, идя в школу, хочет знать, что ждет его сегодня на уроке? А самое важное, что будем делать сегодня на уроке, о чем будет спрашивать учитель, какую самостоятельную или контрольную работу будем писать, каким будет домашнее задание? Ответить на эти вопросы помогает учебно-методический комплекс (УМК) для ученика.
В УМК-ученика прописываются задания к параграфам, картам и т.д., ознакомившись с которыми ребенок может более адекватно подойти к оценке своих возможностей и распределить свои силы, а значит поможет избежать ненужных стрессовых ситуаций.
В самом УМК закладывается второе средство достижения комфорта на уроке – дифференцированный подход. При чем, относит себя к той или иной группе учащихся не учитель, а сам ученик!
Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
Также на помощь учителю приходят Информационно-Компьютерные Технологии. Без них не обходится ни один урок, поскольку позволяют задействовать сразу два типа памяти ученика: слуховой и зрительный.
III. Какие же средства контроля усвоения знаний, умений и навыков необходимо использовать для создания ситуации успеха?
На мой взгляд важны не то, «что» использует учитель, а «как» он это использует. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности, она выполняет функции: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. И главное здесь стимулирующая функция оценки, поскольку, проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.
С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки я предоставляю ученикам шанс исправления неудовлетворительной оценки. Это может быть дополнительное занятие или время для пересдачи. Главное, чтобы ребенок знал, что полученная отметка – это не конец света, есть возможность все поправить. Но есть и ограничения. Во-первых, инициатива должна исходить от ученика, тем самым он научается и самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки. Во-вторых, при исправлении максимальной оценкой будет 4 (хорошо), за упущенные шансы нужно платить, и отличником постоянно исправляя свои недочеты не стать. В-третьих, для получения возможности исправить, необходимо подтвердить, например, домашним заданием, что ты готовился и не тратишь учительское время на попытку проскочить на авось.
С целью дифференциации оценивания на уроке и предоставления небольшой свободы ученику, ему предоставляется право выбора методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
При работе в группах также даю задания, соответствующие уровню знаний учеников. На уроке истории в 5 классе, изучая Греко-персидские войны, перед детьми была поставлена задача – изобразить схематически битву, рассказать о ходе сражения (каждая группа рассматривала одно сражение), и заполнить таблицу. Слабые ученики ставили перед собой цель, в течение предложенного времени только заполнить таблицу и выписать имена военачальников. В тексте учебника даты выделены жирном шрифтом, поэтому ребята достаточно легко справились с заданием. И при выступлении у них уже был готов ответ на поставленную задачу. При выполнении таких заданий у учащихся формируются познавательные компетенции. Также он сам сможет оценить качество и полноту выполненного задания. При выставлении оценок всегда подчеркиваю, что если постараться, на следующем уроке можно справиться с заданием посложнее.
При описании какого-либо события по картине, предлагаю сначала план или список вопросов, опираясь на которые ученик может составить рассказ. Позже можно дать задание попытаться самому составить план, по которому он будет вести свой рассказ.
Очень часто для данной категории учеников даю опережающее задание к следующему уроку (приготовить сообщение об исторической личности, о памятниках культуры и. т. п). На первом этапе даю уже готовое сообщение и выделяю те моменты, на которые надо обратить внимание, даю иллюстрации к данному сообщению. Ученик дома по уже готовому тексту готовит презентацию. В течение недели (обычно после уроков) мы вместе редактируем презентацию и на следующий урок он может уверенно выступить сам. Последующие сообщения и презентации ученик может уже делать сам, сначала под руководством учителя, потом – самостоятельно.
Сомневающимся в себе, такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. Перед выполнением задания обязательно надо внушить ребенку веру в себя, сказать, что все получиться. Большое влияние могут оказать слова учителя: «Я верю в тебя», «Если ты постараешься, у тебя обязательно все получится».
В ходе данных уроков создаются условия для учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение поставленных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, коммуникативной – через организацию групповой работы. Такое сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиться радости успеха, а также решает одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!